Президента завели в «Лабиринт»
Как директор ММПП «Салют» Елисеев обвел вокруг пальца Дмитрия Медведева
Если кто-нибудь сомневается, что некоторые директора наших предприятий плохо освоили рыночные методы, то это глубокое заблуждение, развеять которое можно на примере всего лишь одного события, случившегося сразу после праздников.
В ходе посещения президентом России Дмитрием Медведевым Московского машиностроительного производственного предприятия «Салют» его генеральный директор г-н Елисеев доказал, что великолепно освоил рыночную методу. Правда, весьма специфическую…
Рассказывая президенту о трудностях, которые якобы нажил «Салют», работая с отечественными предприятиями — поставщиками продукции из жаропрочных никелевых сплавов, господин Елисеев вел себя как опытный «рыночник».
Сокрушаясь по поводу якобы непомерных цен, которые заламывают наши российские производители, в частности ОАО «Ступинский металлургический комбинат», директор приводил в пример французских коллег. Те якобы практически вдвое дешевле готовы поставлять аналогичную продукцию. При этом директор Елисеев, по-видимому, забыл предупредить президента, что возглавляемое им предприятие ММПП «Салют» — одно из немногих авиамоторных предприятий России, которое практически не возвращает кондиционные отходы в ОАО СМК для последующего вовлечения в сплавы, то есть сознательно не пользуется реальным способом снижения затрат в отличие от других моторных заводов, таких как НПО «Сатурн» и ОАО УМПО, не говоря уже о французских коллегах, производящих выплавку сплавов на 100% отходов.
В частности, по информации, полученной от одной из иностранных компаний, проявившей интерес к закупке сплавов у российских производителей, по состоянию на осень прошлого года, например, рыночная стоимость сплава инконель-718 за рубежом составляла около 21$/кг, что при среднем курсе доллара 25,5 руб. за доллар достигает 535,5 рубля за килограмм. Цена на тот же сплав, поставленный в ММПП «Салют», выплавляемый в ОАО СМК, на 100% отходов составила в тот период 470 руб/кг, что примерно на 10% дешевле импортного аналога.
Но об этом г-н Елисеев почему-то умолчал. Очевидно, слишком велико было желание пожаловаться о своей тяжкой доле президенту. Когда еще представится такой случай?
Дальше — больше. В ходе совещания директор «Салюта» подвел президента к очередному стенду, указав на одну из деталей под таинственным названием «Лабиринт», предназначенную для газотурбинного двигателя, и стал утверждать: французский аналог лучше и дешевле ступинского.
Вообще-то г-н Елисеев как руководитель, занимавший высокие должности на ММПП «Салют» на протяжении многих лет, должен был знать, что представленный им на обозрение президенту «Лабиринт» не имеет никакого отношения к Ступинской металлургической компании. Это предприятие в течение длительного времени не поставляет подобные заготовки на ММПП «Салют» в связи с заменой марки материала. Что касается французского «Лабиринта», то таких изделий «Салют» вообще не закупал ни разу, и говорить о каких-либо преимуществах иностранных товаров на основании лишь коммерческих предложений по меньшей мере некорректно.
Но это уже не имело никакого принципиального значения для Елисеева: главное — произвести правильное впечатление. Надо признать, ему это удалось. Правда, результат вышел противоположным…
Ведь у любого здравомыслящего человека возникает вопрос: а чего же вы, господин директор, об этом раньше-то молчали, почему не решали проблемы, если все так просто? Или авторитет президента понадобился для других — «узкопрофессиональных» — целей? Как следовало из комментариев, директору Елисееву не понравилась и выстроенная Владимиром Путиным в период его президентства система военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами, приносящая стране миллиардные доходы и гарантирующая России второе место в мире. Странно, при Путине-президенте очень нравилась, а сейчас уже — нет.
Почему? Тут же выяснилось: Елисеев сам хочет торговать, без «вмешательства» государственных структур.
При этом ругая российскую систему ВТС, г-н Елисеев как-то постеснялся сообщить президенту, что именно благодаря ей за 5 лет поставил на экспорт более 400 российских двигателей почти на 1 млрд 300 млн долларов, что именно ей обязан готовящимся зарубежным контрактом стоимостью полмиллиарда долларов.
Однако что забыл сделать Елисеев, сделали за него другие. И уже в ходе начавшегося по указанию президента разбирательства стало известно, что под поручительства государственного спецэкспортера ФГУП «Рособоронэкспорт» Елисеев набрал обязательств аж на 500 млн долларов и не знает (или опять забыл), что теперь с ними делать. Здесь уже не до самостоятельной коммерции, как бы в долговую яму не сесть. А «Рособоронэкспорту» урок: прежде чем давать поручительства — тщательно проверяй, с кем имеешь дело.
Вопросами же возвращения «памяти», полагаем, сможет заняться известный в этой области доктор С. Степашин.
P.S. У каждого наперсточника на рынке, как известно, есть хозяин. Он по закону жанра прячется в толпе и руководит игрой, повышает ставки. Но как только наступает опасность разоблачения, хозяин покидает его и уходит в тень, подбирая для своих планов новую марионетку.
Источник: «Новая газета»