«Дело питерского педофила»: Александр Кузнецов дважды попадался на наркотиках…
Александру Кузнецову, мастеру спорта по боксу, сейчас трудно ходить по улицам Питера. Его узнают, просят автограф, жмут руки. В России появился еще один «настоящий человек», еще один Виталий Калоев. Но так ли проста и понятна эта история? Что же произошло в питерской парадной в новогоднюю ночь? В этом разбирался обозреватель «Известий» Юрий Снегирев.
Сотворение Кумира
За последние время сразу три маньяка-педофила терроризировали Санкт-Петербург. Но история последнего — уроженца Узбекистана Бахтишода Хайриллаева — потрясла всю страну. Его на месте преступления забил насмерть приемный отец мальчика мастер спорта по боксу Александр Кузнецов. Сейчас Кузнецову трудно ходить по улице — у него просят автографы, жмут руки.
А «открыл» Кузнецова зам-директора АЖУРа (Агентство журналистских расследований) Евгений Вышенков.
— Сразу после новогодних праздников я просматривал милицейскую сводку, — рассказывает мне Евгений. — За 2 января стояла информация о том, что некий Кузнецов убил уроженца Узбекистана. На первый взгляд — преступление на национальной почве. Но что-то меня зацепило, и я стал копать.
…В новогоднюю ночь 8-летний Миша рвался на улицу запускать фейерверки.
— Подожди! Я сейчас оденусь, — успел ему крикнуть приемный папа Александр Кузнецов, но мальчишка уже сбегал по лестнице.
Спустя две минуты Саша был на улице. Кругом рвались петарды, но Миши не было. Поиски, по словам Кузнецова, он вел приблизительно час. Дошел то Таврического садика, но, не обнаружив мальчика, вернулся домой. Сразу за дверью подъезда он увидел на полу зенитовский шарфик сына, потом штанишки с трусиками. Почуяв неладное, он взлетел к себе на второй этаж . Напротив их квартиры, прямо на заплеванном полу, голый, лежал его сын Миша. Там же находился мужчина со спущенными штанами.
— Я только помню первый удар, — рассказывает мне Саша. — Бил я его сильно. Когда очнулся, на мне уже были наручники. Этот на полу лежал и хрипел. Кто-то из милицейских сказал: «Не жилец». Так и вышло.
Это история, изложенная со слов Кузнецова. Мальчик подтвердил показания папы. Но следователи, хотя и выпустили Кузнецова под подписку о невыезде (случай для тяжкого преступления беспрецедентный), на то и следователи, чтобы во всем сомневаться. А правда в том, что кроме показаний отца и сына следствие не располагает никакими свидетельствами. Да и в хронологии событий тоже много неясного.
От 2 до 5
Делом занимается Следственный отдел по Центральному району Следственного управления Следственного комитета при Генпрокуратуре по Санкт-Петербургу. Его руководитель Павел Выменец пригласил в свой кабинет следователя, который непосредственно ведет дело. В интересах следствия я не называю его имени. Так ему будет спокойнее работать по «резонансному делу». Мы вместе попытались восстановить хронологию событий.
Получалось, что Кузнецов с сыном вышли на улицу после часа ночи. Но не позднее двух, ну максимум трех часов ночи. Тогда на улице еще было многолюдно. После двух народ замерз и отправился допивать к праздничному столу. Многолюдно было только в Таврическом саду, где на лавочках расположились загулявшие компании.
Звонок на пульт поступил в 5.50. Следственная бригада была на месте преступления уже через 15 минут. У Хайриллаева наблюдалась агония. До приезда «скорой» он скончался. Хайриллаев был полностью одет. В подъезде не было найдено вещей мальчика. Сам мальчик и его мать находились в квартире в шоковом состоянии. Мальчик тоже был полностью одет. На лице и спине следы побоев. Потом на две недели Мишу положили в больницу для реабилитации. Только после этого его допросили. Мальчик полностью подтвердил показания отца.
Хайриллаев зашел в подъезд сразу за Мишей и тут же набросился на ребенка. Стал раздевать его и потащил на второй этаж — прямо к его квартире. Миша так и не понял, что с ним могло произойти. Он считал, что дядя грабитель. Хотел забрать его одежду. Медицинский осмотр подтвердил: насильник не успел сделать свое черное дело. Он только искусал губы ребенка и избил его.
И все-таки сколько времени искал Саша Мишу? Час, как утверждает Кузнецов? Или два-три часа, если верить расчетам следствия? Согласитесь: разница огромная. За это время можно было не один раз вернуться домой. Повстречать соседей. Но свидетелей Сашиных поисков нет. Даже те, кто перед камерами взахлеб рассказывали о кровавой драке в подъезде, в прокуратуре заявили, что в новогоднее утро спали в своих квартирах.
Прилежный студент, хороший работник
Вычислить педофила в толпе невозможно. По анализу крови определить его нельзя. Как правило, о страшных наклонностях своего соседа мы узнаем из милицейской хроники. Но все, кто знал Хайриллаева в Санкт-Петербурге, рисуют портрет, который ну никак не вяжется с образом маньяка-педофила.
Семья Хайриллаевых приехала из Узбекистана сразу после развала СССР. Осела в Краснодарском крае. Бахтишот паспорт гражданина России получил в станице Кущевская. В армию служить не пошел по состоянию здоровья. При своих 182 сантиметрах роста он весил всего 60 килограммов. Какой из него защитник Отечества… А в 2005 году переехал в Санкт-Петербург. Там сестра бабушки прописала 18-летнего парня в свою комнату в коммуналке, а вскоре умерла. Бахтишот устроился на работу в торговую сеть одежды эконом-класса. Работал администратором зала — следил, чтобы вещи не воровали. А в прошлом году пошел учиться в санкт-петербургский филиал Московского международного института экономических отношений. Закончил первый курс. Мечтал стать торговым менеджером.
— Учился Бахтишод на «четверки», — рассказывает «Известиям» директор филиала Владимир Ибрагимов. — Писал без ошибок. Только одна «тройка» у него была — по психологии. Но видели мы его редко. Только когда приходил задания сдавать или за учебниками. Форма обучения-то у нас заочная.
И в магазине о Бахтишоде отзываются с теплотой. Всегда был вежлив с покупателями. Не прогуливал. На работу приезжал на собственной «десятке».
Жил Бахтишод в классической питерской коммуналке с закопченными стенами и вонючим парадным. На фоне остальных обитателей был просто ангелом.
— Да он вообще не пил! — с большим удивлением и немалым трудом произносит его сосед из 12-й квартиры Эдик по прозвищу «5 рублей». — Бывало, сижу. Он идет. Дай пять рублей. Он дает. Ч-ч-человек!
На Новый год к Бахтишоду приехала сестра Гуля. В ту злополучную ночь она осталась встречать Новый год в коммуналке. К ней должен был приехать знакомый. А сам Бахтишод ровно в 10 вечера на своей машине поехал праздновать к друзьям. На ту же улицу, где жил боксер Кузнецов. Милиционеры потом найдут «десятку» Хайриллаева, припаркованную неподалеку от места преступления. Сейчас следствие ищет квартиру, где Бахтишод встретил последний в своей жизни Новый год. Тогда, возможно, станет ясно: что заставило Хайриллаева покинуть новогодний стол и очутиться в подъезде Кузнецова?
Все правильно сделал
Телефон Кузнецова молчит. Евгений Вышенков, поневоле ставший пресс-секретарем боксера, терпеливо объясняет:
— Он просто устал от внимания прессы. Поймите, за неделю он дал столько интервью, сколько ни один нормальный человек не даст за всю свою жизнь. К тому же он сейчас по требованию закона проходит сложный комплекс психиатрических экспертиз. Огромная нагрузка.
Я все же нашел Кузнецова на телевидении. Питерские коллеги подготовили ему сюрприз — телемост с Северной Осетией. Правильно: с самим Виталием Калоевым! Осетинский герой через горы и долины протянул руку герою питерскому.
— Держитесь, Александр! — напутствовал Кузнецова Каллоев. — Я сам прошел через это.
Сразу после эфира мне удалось поговорить с Сашей. Застенчивый парень очень удивился, узнав от меня, что наша редакция получила десятки звонков от читателей. Спрашивают: чем помочь Саше? Куда деньги переводить?
— Спасибо, конечно. Денег мне не надо. Вот бы на работу устроиться, чтобы самому их заработать. А то я сейчас практически безработный. Устроился охранником, чтобы на подписку о невыезде выпустили. Но это не деньги.
— А профессия есть?
— Я в Омске техникум заканчивал. Техником молочного оборудования должен был стать. Но не закончил. Пришлось уйти. Неприятная история была (Саша не любит рассказывать, но еще в Омске его судили за хранение наркотиков. Дали два года условно. После того как судимость была погашена, Кузнецов уехал в Питер. — «Известия»).
— Саша, а тот, которого ты бил, не снится?
— Нет. Я ни о чем не жалею. Я считаю, что все правильно сделал. Суд во всем разберется. И еще раз передайте мое спасибо всем тем, кто принимает участие в моей судьбе. Я не хотел поднимать шум из этой истории. Но жена сказала, что надо. Я думал, что придется сидеть. Теперь появилась надежда. Так что спасибо всем!
Тем временем у подъезда телестанции в ожидании героя чуть не подрались две съемочные группы. Каждый канал жаждал «эксклюзива». Кузнецова буквально рвали на части.
Кузнецову грозит срок. И вовсе не за убийство
На фоне суперпопулярности героя другие версии преступления кажутся кощунственными. Но они есть и рассматриваются следствием с особой тщательностью.
— Приморским ОВД еще в прошлом году против Кузнецова возбуждено уголовное дело по статье 228, ч. 1 («Производство, сбыт или пересылка наркотических средств». Наказание от 4 до 8 лет лишения свободы. — «Известия»). Сейчас он под двойным следствием, — сообщил «Известиям» руководитель следственного отдела Павел Выменец. Учитывая прошлую судимость по той же статье, Александру светит реальный срок за наркотики. Это не считая убийства.
Если в истории Кузнецова наркотики «всплывают» уже дважды, то не могли ли они возникнуть и в ситуации, которая закончилась убийством? Оговорюсь: это всего лишь версия. Бахтишоду надо было платить за учебу и содержать свою машину. Зарплаты в 10 тысяч рублей на это явно не хватало. Предположим (всего лишь предположим!), Бахтишод был курьером. Пришел получить долг за конфискованное милицией зелье. Слово за слово — боксер пустил кулаки в ход. Не сдержался — убил.
А как же показания и, главное, побои мальчика? Неужели их специально нанесли, чтобы направить следствие по ложному пути?
Или другая ситуация, и того проще. Зашел пьяный прохожий справить нужду в подъезд. Обычно жильцы к таким неосмотрительным поступкам относятся агрессивно. А тут мастер спорта по боксу попался. Не рассчитал…
Повторюсь, это всего лишь версии, которые приходиться рассматривать следствию. Ведь других показаний, подтверждающих слова отца и сына, пока не существует. Но надеемся, что все предположения, несостыковки и даже хронологические «провалы» можно проверить и восстановить. Если работать с мальчиком, соседями и экспертами, применить новейшие методики расследования. Кропотливо, без эмоций. Их в этой истории благодаря нам, журналистам, и так через край.
Источник: «Известия»