Голосование в психбольницах: пациентов не заставишь голосовать за ЕР даже галоперидолом

СМИ и многие граждане с воодушевлением восприняли новости ЦИК о том, что в одной из московских психиатрических больниц явка на выборах составила 93%. Имела ли место на данном участке фальсификация, еще нужно разобраться. Пока же заявления очевидцев голосования в таких учреждениях позволяют исключить одно из возможных нарушений: о принуждении к голосованию в психбольнице говорить не приходится.Согласно данным Мосгоризбиркома, в Психиатрической больнице имени Гиляровского за партию "Единая Россия" проголосовали 93,14% избирателей, или 353 человека, сообщает "РБК". За "Справедливую Россию" в этом учреждении проголосовали 6,07% (23 голоса), за ЛДПР - 0,79% (3 голоса). Остальные партии поддержки у пациентов не нашли

СМИ и многие граждане с воодушевлением восприняли новости ЦИК о том, что в одной из московских психиатрических больниц явка на выборах составила 93%. Имела ли место на данном участке фальсификация, еще нужно разобраться. Пока же заявления очевидцев голосования в таких учреждениях позволяют исключить одно из возможных нарушений: о принуждении к голосованию в психбольнице говорить не приходится.

Согласно данным Мосгоризбиркома, в Психиатрической больнице имени Гиляровского за партию «Единая Россия» проголосовали 93,14% избирателей, или 353 человека, сообщает «РБК». За «Справедливую Россию» в этом учреждении проголосовали 6,07% (23 голоса), за ЛДПР — 0,79% (3 голоса). Остальные партии поддержки у пациентов не нашли.

Интересные данные опубликовал и ЦИК Удмуртии. По данным избиркома, на четырех участках в республике зарегистрировали 100%-ную явку, сообщает Udmurtia.tv. Два из них — психиатрическая больница и психоневрологический интернат.

Эта информация вмиг разлетелась по Сети и печатным СМИ. Как отмечали некоторые издания, избирательная статистика в ряде регионов вообще странная — на общем фоне выделяются «аномальные зоны», где показатели явки уж слишком высокие и поддержка «Единой России» чересчур рьяная. Примеры таких «аномалий» — воинские части, СИЗО и, собственно, психиатрические больницы. Насколько оправданы усилия по принуждению к голосованию арестованных и военнослужащих и существование таких нарушений вообще — вопрос отдельный. Что же касается душевнобольных, рассказы специалистов подтверждают, что заставить таких пациентов голосовать нелегко. А потому ставку на выборах на них и не делают.

«Сейчас прочитала, то в московской психиатрической больнице проголосовало за ЕдРо 93% больных. Вспомнила, как у нас в больнице проходило голосование. До определенного момента вообще никто не вспоминал про голосование психически больных в принципе», — пишет блоггер gutta-honey (орфография сохранена). Специалист вспоминает, что политической активностью отличалась только одна старушка, и та в самый ответственный момент пошла на демарш: «Неожиданно, выйдя к урне, предложила «голосовательной» комиссии в замен подписи мужской половой орган. Ибо она-то точно знает, для чего им подпись нужна. Они ее за кандидата в местную думу замуж отдать хотят без ее согласия». Остальные пациенты в политическом плане вели себя инертно.

Ситуация изменилась во время предыдущих выборов президента — была дана команда, чтобы все пациенты голосовали. «Сначала, только те, у кого нет психоза и у кого нормальный интеллект. Т.е. если скажем интеллект ниже 60, то не надо. Потом наверху подумали и решили, что и тех, кто в психозе, тоже голосовать оформлять, и всех слабоумных тоже, кто умеет держать ручку». Тут же стало ясно, насколько непросто организовать выборы в психбольнице: по каждому пациенту нужно оформлять разные бумаги, вести списки поступивших — выписанных.

«Потом ряд практических проблем. Больные шизофренией – около 60% отделения. Если в психозе, то во время голосования может произойти, что угодно… Поэтому заранее надо с ними поговорить, желательно индивидуально и сказать, что голосование – это голосование, а не набор в космические войска и не составление списков на расстрел. Как бы то ни было, народ возбудился психомоторно», — рассказывает блоггер, добавляя, что пациенты стали жаловаться на предчувствия, что бюллетени будут «заряжены черной энергией», и долго выбирали, галочку ставить или крестик. Отдельная история была с умственно отсталыми больными — им нужно было разъяснить, что отмечать следует только один квадратик и что цветочки в бюллетене рисовать не надо.

Выборы президента в той больнице все же прошли без происшествий: «Никто не съел бюллетень, не наставил лишних галочек и не побил избирательную комиссию. Урну унесли, а что там было с бюллетенями дальше, понятия не имею. Однако хочу заметить, что с организацией этого процесса мы запарились».

Возможно, после выборов 2008 года инициаторы «всеобщего» голосования пришли к выводу, что трудозатраты на привод душевнобольных к избирательным урнам не оправдывают результатов. По крайней мере о случаях принуждения таких категорий граждан во время выборов в Госдуму пока не сообщалось.

Как отмечает в комментариях к записи на сайте «Русской службы новостей» пользователь sv.luka: «В нашей психбольнице главный врач за последние 25 лет во время выборов вообще никогда никакого давления не оказывала, ни на персонал, ни тем более на больных».

Некоторые специалисты рассказали, что раньше политические силы проявляли интерес к душевнобольным, в этот же раз о них «не вспоминали».

«Если у других только вчера был день тишины, то у нас этот день растянулся на весь период агитации», — рассказал в интервью «Комсомольской правде» главврач рязанской психиатрической больницы Александр Кольцов. По его словам, во все предыдущие выборы партии гораздо активнее работали с пациентами, забрасывали их листовками, а в этот раз никто не проявил к психбольнице ни малейшего интереса. Своим гражданским правом воспользовались порядка 200 из более чем тысячи пациентов.

Та же ситуация наблюдалась и в Психиатрической больнице имени Литвинова, расположенной в селе Бурашево в Тверской области. «Всего сегодня должно проголосовать 230 пациентов больницы, — заявили в избирательной комиссии. — Пациентов 1200. Но голосовать могут только те из них, кто признан дееспособным и имеет российский паспорт. Остальные 970, по понятным причинам, голосовать не могут».

А «аномальные» показатели избирательной активности в психиатрических больницах можно объяснить, полагает блоггер gutta-honey, любыми другими нарушениями в ходе голосования, но никак не принуждением.

«Если чисто теоретически представить, что еще больных надо было как-то обучить ставить галочку в одном квадратике… это вообще высший пилотаж. Женщины, конечно, в основном бредят о колдовстве и сглазе, а вот мужчины так или иначе в половине случаев какие-то бредовые идеи в отношении правительства имеют… ДА, и в таком состоянии их галоперидолом не испугаешь, как многие полагают… Если уж там что в Москве и фальсифицировали в больнице, то может больные в одних бюллетенях голосовали, а потом другие бюллетени отправили на подсчет», — пишет блоггер.

Оцените статью
OTKROVENIE.NET
Добавить комментарий