Регионально – племенной строй

Регионально – племенной строй
Хунзахский клан: быть или не быть?

Череда губернаторских отставок докатилась до предгорий Северного Кавказа. Как стало известно, в феврале свой пост должен оставить президент Дагестана Муху Алиев. У руля республики, по версии газеты «Ведомости», встанет кремлевский фаворит, молодой зампред регионального правительства Магомед Абдулаев. Правда, в отличие от прочих субъектов Российской Федерации, здесь такая кадровая рокировка вряд ли пройдет безболезненно

Кампания в Дагестане была наиболее кровопролитной для двух кандидатов из президентской пятерки – представителей хунзахского клана Муху Алиева и его соплеменника Магомеда Магомедова, родившегося в Хунзахе. Младший брат Магомедова — Зиявудин — занимается крупным бизнесом. Алиев и Магомедов, хоть и приходятся друг другу родственниками, шли «на престол» как самодостаточные претенденты, как будто с разных флангов, но, впрочем, готовые в любой момент к рокировке, которую придумали для них хунзахские старейшины. Секретный план предполагал: при резком ослаблении позиций Муху Алиев сойдет с дистанции, но укажет при этом центру на преемника – своего хунзахского сородича.

Незаурядная задумка получила было свое воплощение, но ситуация изменилась коренным образом сразу после новогодних каникул. Тогда произошла утечка – в интернет-СМИ появился материал «Хунзахский гамбит», раскрывший общественности концепцию хунзахского клана. Предвыборный штаб Алиева и Магомедова сработал оперативно: статья с сайта «АПН Северо-Запад» была удалена всего за 15 минут.

Тем не менее информацию скрыть не удалось – на следующий день влиятельные «Ведомости», сославшись на источник в окружении замруководителя администрации президента Владислава Суркова, рассказали о том, что федеральные власти не хотят видеть во главе республики выходцев из хунзахского клана.

Это было прямое попадание, изменившее ход всей кампании. Хунзахский клан, много лет пребывавший в тени, был явлен миру из одной из кремлевских башен, и это на фоне многочисленных уверений Алиева о его приверженности «антиклановому» курсу. Чтобы подправить траекторию, правящая в Дагестане элита пошла по пути опровержений. В московских СМИ появились публикации, объясняющие устройство клановой системы в республике, в которой хунзахскому клану места не нашлось. Однако зерна сомнения уже были посеяны и дали всходы – словосочетание «хунзахский клан» обогнало по количеству запросов в интернет-поисковиках «переназначение Алиева». Тогда хунзахские взяли на вооружение другой прием – «забалтывание», который, как учат учебники по политической пропаганде, используется в случае, когда необходимо снизить актуальность какого-либо явления или перевести его в абсурдную плоскость. Сразу же последовал невероятный текст о том, как «хунзахские» пытаются подкупить «красноярских», т.е. нового полпреда СЗФО Александра Хлопонина. Затем к «забалтыванию» был добавлен «эффект присутствия», введенный, к слову, в практику нацистской пропагандой, — в виртуальном пространстве появился «известный дагестанский краевед», не существующий в реальном, и вполне убедительное интервью с ним. В нем «кандидат исторических и философских наук Ахмед Магомедов» авторитетно заявил, что сегодня в Дагестане вообще нет кланов, за исключением «Хундерил бо – исторического хунзахского тухума с глубокими корнями», а существуют лишь некие «группы влияния».

Окончательно гротескную форму хунзахский клан обрел во втором интервью дагестанского «историка», содержание которого читатели сразу же расценили как «бред, и даже не околонаучный». Таким образом хунзахскому тухуму в массовом сознании пришел конец, что подтверждает профессионализм PR-команд Алиева и Магомедова. И как нельзя лучше говорит о возможностях хунзахских, которые научились обращаться с широкополосным интернетом.

Самодискредитация хунзахского клана изрядно повеселила общественность, особенно на фоне нынешней системы назначений глав регионов, зачастую не оставляющей места интриге. Но республика восприняла эту историю не так однозначно: не в традициях дагестанцев, с пиететом относящихся к своему роду, своей семье и старейшинам, даже ради самой выгодной цели поступаться родовыми связями и тем более публично порочить свой клан. Хотя от хунзахских, которые издревле признавали главенство денег и власти, трудно ожидать чего-то иного.

По мнению политолога Михаила Тульского, пропагандистская кампания, развернувшаяся сегодня в федеральных и региональных СМИ, преследует единственную цель – сохранить у власти Муху Алиева. Вариант «преемник» уже не рассматривается – шансы Магомеда Магомедова на назначение после череды определенных событий свелись к нулю. Теперь все информационные ресурсы брошены на поддержку действующего главы республики. Порой эти усилия сводятся к поиску врагов республики на Западе и откровенным антигосударственным заявлениям, что говорит об отчаянии, царящем в окружении Алиева.

Так, интернет-издание «Век» пишет: «Показательной акцией вмешательства в происходящее в Дагестане стала публикация в газете «Ведомости» (издающейся совместно с FT и Wall Street Journal) дезинформации о фамилии будущего президента Дагестана. При этом издание использовало ссылки на анонимные источники в руководстве Администрации президента РФ и политической партии «Единая Россия». Это было сделано за несколько дней до ожидаемого решения и имело единственную цель – «давление» на президента Д.Медведева. Судя по всему, в данном случае интересы западных партнеров газеты «Ведомости» совпали с интересами некоторых высокопоставленных лиц, лоббирующих своих кандидатов на этот пост, — уточняет интернет-газета Век». И продолжает: «публикация вызвала скандал в окружении Дмитрия Медведева. И теперь по факту приписанных ему решений, в ближайшее время возможно проведение официального расследования».

Как отмечает Михаил Тульский, «крайне удивляет те методы, которые применяются действующими элитами Дагестана для того, чтобы остаться у власти. И появившиеся в последние дни провокационные публикации – наилучшее подтверждение тому, что окружение Алиева цепляется за любую мелочь в надежде на спасение». Действительно, что еще остается, если спекуляции на бедах и проблемах Дагестана не принесли хунзахским ожидаемых политических дивидендов?

Павел Волошин, редактор отдела политики газеты «Азербайджанский Конгресс»

Оцените статью
OTKROVENIE.NET
Добавить комментарий