Лакомый кусок оборонки

Лакомый кусок оборонки
Как работают «правозащитники»- рейдеры

«Щит и меч» уже неоднократно обращалась к теме так называемого рейдерства. За красивым иностранным словом скрывается банальное разграбление чужой собственности пиратами от экономики. Эта тема стала настолько серьезной, что на прошедшем недавно в столице конгрессе предпринимателей “Антирейдерство-2008” председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов назвал коррупцию и рейдерство “близнецами-братьями”. Спикер поделился информацией, что, по статистике, в России ежегодно происходит “свыше 60 тысяч рейдерских действий”, и за большинством из них, по словам Миронова, “стоят коррумпированные чиновники и правоохранители”. Рейдерский захват любого предприятия уже давно несет в себе коррупционную составляющую. Иначе, как он подчеркнул, не разрушались бы стратегические предприятия, не обанкрочивались бы эффективные производства и не снижалась бы инвестиционная привлекательность целых отраслей.

Даже принятие пакета антикоррупционных законов, который, считает Миронов, неполноценен без антирейдерских положений, до сих пор идет ни шатко ни валко в том числе и потому, что это выгодно определенной группе чиновников и правоохранителей. Нередко даже сами антикоррупционные правозащитные организации становятся частью рейдерских структур или идут к ним в услужение. Появились и новые способы отъема чужой собственности — “антирейдерские”. Если раньше рейдеры искали лазейки в законодательстве, дабы завуалировать свои мошеннические действия, то теперь они, не стесняясь, делают это с помощью пиар-акций.

Пионером в этой области, по мнению ряда средств массовой информации, считается московский бизнесмен Дмитрий Барановский. Захваты предприятий с участием его фирмы “Сигма” сопровождаются не только мощной кампанией в прессе, но и массовыми выступлениями “правозащитников”. Пару недель назад внимание общественности привлекла некая Межрегиональная общественная организация содействия защите гражданских прав “Справедливость”. Любопытно, что организация ведет борьбу с чиновниками-коррупционерами не вообще, а в отдельно взятом регионе. В частности, в Московской области.

Деятельность “Справедливости” настолько захватывающа, что заслуживает отдельной статьи. Достаточно сказать, что ее руководство так поднаторело в методах “пиара на правах человека”, что своими обращениями вводит в заблуждение даже известного, например, депутата Госдумы. Последний просит заместителя генерального прокурора “рассмотреть обращение” общественной организации и принять меры “при наличии оснований”. Оснований, видимо, пока не найдено, зато обращение есть.

Но достаточно о “Справедливости”. Интересно другое: кто стоит за фасадом организации?

Выяснилось, что МОО “Справедливость” тесно связана с Дмитрием Барановским. Подтверждением тому — сайт организации. Этот антикризисный менеджер, как он сам себя позиционирует, больше известен в узких кругах и правоохранительных органах. А вот его компания ООО “Международная финансовая группа “Сигма” знаменита своим активным участием в переделе собственности и захватами ряда объектов на территории Российской Федерации, в том числе имеющих стратегическое значение. Журнал московского региона “Неделя” называет несколько предприятий, в судьбе которых активно “поучаствовала” “Сигма”: аэропорт Внуково, АООТ “Мелькомбинат Сокольники”, ОАО “Брянский механический завод”, ОАО “Буревестник”, Бутурлиновский ликеро-водочный завод, предприятия военно-промышленного комплекса ОАО “РАТЕП” и ОАО “Серпуховский завод “Металлист” и многие другие.

По мнению специалистов, группа “Сигма” действует как в собственных интересах, так и по заказу других “предпринимателей”, которые, понятное дело, не за просто так поручают рейдерам внедриться в ту или иную компанию. Технология известна. Скупить блокирующий пакет акций, установить контроль над советом директоров и в конце концов назначить генеральным директором своего человека. Это если действовать по так называемой белой схеме захвата, которая, как правило, применяется в том случае, когда новому владельцу важно сохранить объект поглощения. Когда цель не само производство, а помещения, в которых оно расположено, то “Сигма” компанию просто банкротит….

Подобные действия рейдеров выглядят не такими уж и страшными и отчего-то называются цивилизованным рынком слияний и поглощений. Мол, слабый рано или поздно падет от руки сильного. Однако вокруг и “Сигмы”, и самого господина Барановского все время происходят “странные”, если не сказать трагические события. Вспомним хотя бы загадочную историю убийства генерального директора Московского производственного комбината автообслуживания (МПКА) Владимира Монахова. Его расстреляли на собственной даче на глазах у дочери в 1997 году. За пару лет до этого на должность заместителя директора комбината по перспективному развитию вступил Дмитрий Барановский. После гибели Монахова он стал исполняющим обязанности гендиректора.

Следует сделать акцент на том, что МПКА в начале его приватизации являлся довольно лакомым куском — комбинат владел большей частью столичных автозаправок. Неудивительно, что убийство его директора признали заказным. Сразу после этого началась “информационная война”, развернувшаяся в СМИ между Барановским и президентом Центральной топливной компании (ЦТК) Юрием Шафраником (бывшим министром топлива и энергетики России), которого исполняющий обязанности главы МПКА обвинял если не в прямом убийстве гендиректора комбината, то в создании “напряженности на бензиновом рынке, приведшей к гибели Монахова”.

К слову, поначалу наш герой проходил по делу об убийстве Монахова не как свидетель, а как один из подозреваемых.

История с МПКА тоже не чистая. Следы ее заинтересованные читатели могут легко разыскать в средствах массовой информации. В частности, интернет-ресурс flb.ru уверен: Барановский пришел на предприятие не ради высокой должности, а в интересах некоторых бизнесменов и чиновников. Основная задача — сосредоточение в одних руках значительного пакета акций предприятия. Это возможно было сделать в два этапа: сначала добиться передачи акций трудовому коллективу, а затем убедить последний продать пакет доверенному лицу, то есть Барановскому, который к тому моменту уже возглавлял местный профсоюз. Монахов, по всей видимости, мешал осуществлению плана, поскольку набрал большое количество кредитов, которые директору, как человеку, слывшему порядочным и уважаемым, многие давали без каких-либо расписок. К 1996 году долг МПКА уже составлял сотни миллиардов рублей. Со смертью Монахова ушла необходимость возвращать долги.

“Информационными” средствами была выиграна война и между владельцами Первого городского банка (ПГБ), среди которых был Виктор Вексельберг, и крупнейшими вкладчиками этой кредитной организации, пишет “Банкир.ру”. ПГБ обанкротился в 2002 году. Обманутые вкладчики, которых возглавил Дмитрий Барановский, обвинили акционеров банка в переводе средств ПГБ через офшоры за границу и намеренном банкротстве компании. Шум вокруг банкиров поднялся громкий. Однако выяснилось, что некоторые клиенты и сотрудники банка были в курсе “бедственного” положения организации и вывели часть средств из ПГБ через долговые обязательства, а в самом банкротстве ПГБ активно участвовала некая компания “Сигма”. Время создания “Сигмы” удивительным образом совпадало с началом банкротства ПГБ, а сам Барановский, так рьяно добивавшийся “справедливости” в деле банкротства ПГБ, как только к уголовной ответственности за мошенничество привлекли еще одного шумного “обманутого” вкладчика, неожиданно затих. Позже выяснилось, что вместе с деньгами бесследно пропали один из акционеров ПГБ и его друг, на офшор которого были выведены деньги банка.

Почерк манипуляций с ценными бумагами отсылает нас к еще одной истории, связанной с облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ) в середине 90-х годов, к которой был причастен тогдашний первый заместитель министра финансов РФ Андрей Вавилов. Однако автором идеи считается именно Дмитрий Барановский.

Гениальный кризис-менеджер добился того, чтобы Внешэкономбанк по приказу Вавилова передал банку “Единство” ОВВЗ на сумму 35 миллионов долларов. Затем банк привлек еще несколько пакетов ОВВЗ, которыми владели различные структуры. А незадолго до срока погашения все эти ценные бумаги оказались в залоге у фирмы Барановского “Интарекс” и стали ее собственностью. Пострадал ли кто-нибудь, если не считать Андрея Вавилова, в этой истории или нет, неизвестно…

Еще одна ситуация описана на сайте предприятия “РАТЕП”. В 2002 году Барановский со товарищи сосредоточили в своих руках акции предприятия “РАТЕП”, расположенного в подмосковном городе Серпухове. Тем самым “Сигма” перешла дорогу неким бизнес-структурам в лице кипрского офшора Nimegan Trading. И хотя у последнего были свои покровители, “Сигма” оказалась проворней, заручившись поддержкой исполняющего обязанности гендиректора концерна ПВО “Алмаз-Антей” Игоря Климова, у которого в доверительном управлении были 50 процентов плюс одна акция “РАТЕПа”. Генеральным директором предприятия был назначен Владимир Байбаков, а коммерческим директором стал местный житель Сергей Щитко. Через полгода Щитко и Климова застрелили. Логично было представить эти два убийства местью тех, кто стоял за фирмой Nimegan Trading. Однако никакого смысла в этом для “проигравших” миноритарных акционеров не было. В газете “Известия” от 11 ноября появилась другая версия — к убийствам была причастна все та же солнцевская ОПГ, которая контролировала деятельность “РАТЕПа”, а Климов и Щитко пытались этому помешать. К слову, место Щитко занял некий Сергей Пазушко. “Сигма” долго билась и за другое стратегическое предприятие Серпухова — завод “Металлист”. Лишь весной этого года компании Барановского удалось сконцентрировать у себя необходимый для установления контроля пакет акций. И, несмотря на то, что 60 процентов предприятия принадлежит государству, должность заместителя генерального директора “Металлиста” занимает все тот же Сергей Пазушко.

Сегодня площади обоих предприятий постепенно сдаются в аренду различным увеселительным заведениям и распродаются сомнительным структурам. Собственно, именно ради этого скупались предприятия ВПК, и за их счет свои дела поправляет “Сигма”, а с ней и разные “справедливости”, которым сподручней бороться с коррупцией за счет рейдеров.

И такая судьба ждет многие предприятия оборонки, в чьей собственности находятся огромные земельные участки. По данным МВД России, число рейдерских захватов в этой сфере будет только увеличиваться. Также может вырасти количество рейдерских нападений и в сфере транспортной инфраструктуры, в том числе и со стороны иностранных рейдеров (следует заметить, что “Сигма” формально является иностранной компанией). На этом фоне даже кажется скромным предложение ужесточить наказание для рейдеров, приравняв этот вид преступной деятельности к разбою и увеличив тюремный срок до 20 лет.

Источник: «Щит и мечь»

Оцените статью
OTKROVENIE.NET
Добавить комментарий