Черный передел?

Черный передел?

Расследование одного из наиболее загадочных и скандальных уголовных дел последнего времени – экс-сенатора от Башкирии Игоря Изместьева – кажется, завершено. Хотя в суд следователи передавать его не торопятся. Обвиняемому, достигшему в свое время сияющих вершин власти, предъявлен невероятный набор обвинений – от хулиганства и неуплаты налогов до серии заказных убийств, организации банды киллеров и терроризма. А на днях в Генпрокуратуру РФ направлена очередная жалоба защиты на нарушения законности со стороны следствия, копия которой поступила и в нашу газету.

Прожил в Швейцарии Изместьев недолго. Уже в январе 2007го он получил приглашение от премьерминистра Киргизии Феликса Кулова. От таких приглашений обычно не отказываются. Однако, прилетев в Бишкек, с Куловым он так и не встретился. Прямо в киргизском аэропорту его блокировали сотрудники ФСБ России и в наручниках доставили на родину. Сюжет для шпионского романа, да и только!

Самое интересное, что в международный розыск Изместьев подан не был, и никаких документов об экстрадиции из российских органов никуда не поступало. И если бы не дружеская услуга киргизских товарищей, так и проживал бы себе экссенатор в Швейцарии.

Тайны следствия

Надо сказать, тучи над сенатором начали сгущаться задолго до эффектной спецоперации. Еще весной 2006го, когда Изместьев занимал свое кресло в Совете Федерации, служба экономической безопасности ФСБ устроила массированную проверку башкирских нефтекомпаний на предмет уклонения от налогов.

В то время среди башкирских нефтяников получила широкое распространение очередная схема «налоговой оптимизации» — так называемая байконурская схема. Ничего экстраординарного. Как говорится, никто не обязан строить свои дела так, чтобы платить налоги как можно больше. Поэтому никто из башкирских нефтяников особо и не пострадал. За исключением одной компании — холдинга «Корус», который принадлежал Игорю Изместьеву. Остальные отделались легким испугом.

Однако на тот момент Изместьев, как и полагается сенатору, генеральным директором «Коруса» давно уже не был. То есть отвечать за уклонение от налогов не мог. Но пуля, просвистевшая у виска сенатора, шальной, судя по всему, не была. Вскоре на белый свет появилось еще одно обвинение — рапорт майора О. Нужденовой, которая ведала этой проверкой. Согласно рапорту, Изместьев через посредников предлагал ей взятку в 10 тыс. долларов за то, чтобы она снабжала его информацией о ходе следствия по делу «Коруса».

Конечно, сумма по «нефтяным» меркам какаято несерьезная. Но странностей в этом деле вообще много. По подозрению в посредничестве при передаче взятки были задержаны несколько сотрудников госбезопасности и целых два отставных генерала. Каким образом и почему вся эта толпа носила тудасюда несчастные 10 тыс. долларов неподкупному майору — непонятно. Вскоре большинство задержанных дали показания против Изместьева и были отпущены, отделавшись… штрафами!

А вот бывший замначальника следственного управления ГУВД Москвы Александр Папахин, которого следствие считало организатором передачи взятки гже Нужденовой, просидел в следственном изоляторе почти год. Все это время, по его словам, на него оказывалось психологическое давление с целью заставить оговорить члена Совета Федерации Игоря Изместьева. Папахин даже написал письмо спикеру Совета Федерации. И только через год сдался и дал показания против башкирского сенатора.

Самое удивительное, что, после того как Папахин дал показания, его не только выпустили на волю, но и вернули ему полмиллиона долларов, изъятые в ходе следствия. Говорят, он скопил их на квартиру. Над головой опального сенатора завис карающий меч правосудия. Но и это обвинение оказалось не последним.

Корпорация киллеров

Дело «финагинской группировки», промышлявшей заказными убийствами, было громким. Группировку в 1992 году организовали некие Сафиев, Ильясов и Финагин. Мосгорсуд семерых участников банды признал виновными в убийствах и приговорил их к различным срокам лишения свободы — от 7 до 19 лет. двух фигурантов суд оправдал. А вот дело руководителя группировки Сергея Финагина было выделено в отдельное производство.

Финагин неожиданно заявил, что его бригада работала… на Изместьева! Причем чуть ли не с начала 90?х. Изместьев якобы и поставлял финагинцам заказы на убийства. Причем гонорары за убийства, по словам Финагина, колебались от 100 тыс. до 1,5 млн. (!) долларов.

Напомним, что гонорар убийц зампреда Центробанка Андрея Козлова, по данным правоохранительных органов, составлял 20-25 тыс. долларов. Цели же «финагинской группировки» были, мягко говоря, рангом пониже. Менеджер среднего звена, женщинанотариус и тому подобные люди. За что отваливать киллерам миллионы — непонятно. И с мотивами проблемы. Ни одна из «целей» не была связана с Изместьевым ни по бизнесу, ни по личным делам. Но у богатых, как известно, свои причуды…

По версии следствия, все эти тайные пружины оказались неведомы в банде никому, кроме самого Финагина и его помощника Иванова. Правда, Иванов тоже обо всем знает только со слов Финагина. Очень все хлипко както…

В этом деле вообще многовато странных свидетелей и свидетельств. Странные метаморфозы произошли в деле московского предпринимателя Бушева. На него несколько раз были совершены покушения. Были убиты его деловой партнер Валерий Сперанский и гражданская жена Галина Перепелкина. По данным следствия, Бушев обвинял в убийствах и покушениях Изместьева. А вот на суде он неожиданно изменил свои показания, заявив, что никогда этого не говорил. Более того, он решил начать серию судов со следственной группой Главного следственного управления СК при прокуратуре РФ! Ибо, как он утверждает, он с самого начала говорил, что виновен в этих «заказах» не Изместьев, а Урал Рахимов, сын президента Башкирии Муртазы Рахимова. Дескать, нефтезаводы Урала Рахимова задолжали ему больше 30 млн. долларов и почти миллион тонн нефти. Чтобы не рассчитываться, Урал якобы и организовал все эти убийства. И опять же все мимо цели!

Имя Урала Рахимова появилось в этом деле не в первый раз. Сергей Финагин объявил, что самый большой гонорар за «заказ» — полтора миллиона долларов — Изместьев предложил киллерам именно за жизнь Урала.

Террористический след

Чтобы выполнить заказ, «финагинцы» купили семь машин, начинили их взрывчаткой и долго катались в поисках Рахимовамладшего по Уфе. Но одного из самых известных людей в Башкирии, о передвижениях которого знают в городе все, профессиональные киллеры так и не нашли!

Один взрыв в 2003 году возле машины Урала Рахимовамладшего все же прогремел. Погибли два охранника, двое были ранены. Рахимова в машине не оказалось. Этот взрыв следствие тоже инкриминирует Изместьеву. Причем он дал следствию замечательный шанс хоть и с натяжкой, но переквалифицировать дело в наиболее тяжелую статью — «терроризм». Правда, мотив и здесь какойто маловразумительный. По мнению следствия, Изместьев, который в то время баллотировался на пост президента в качестве дублера Муртазы Рахимова, решил устроить покушение на сына, чтобы… оказать давление на отца!

Примечательно, что Следственный комитет считает Изместьева причастным и к другому «теракту» — поджогу в августе того же 2003 года типографии в городе Златоуст Челябинской области. Там печатались листовки и газеты, оппозиционные Муртазе и Уралу Рахимовым. Выходит, что злодей­Изместьев покушался одновременно и на Рахимовых, и на их противников! Из ревности, что ли?

Самое пикантное, что как раз на тот момент Изместьев и Муртаза Рахимов жили душа в душу. Изместьева называли его ближайшим и давним соратником. Изместьев фактически свалил главного конкурента Муртазы, Сергея Веремеенко, инициировав скандал, после которого Веремеенко сняли с выборов. А в финале Изместьев и вовсе снял свою кандидатуру, пожертвовав своими голосами в пользу Рахимова. Както это с покушением на сына Муртазы Рахимова с целью стать президентом самому слабо вяжется! Но тут уже суду решать.

Справка «АН»

Игорь Изместьев родился 28 января 1966 года в башкирском городе Салават. Закончил Уфимский авиационный институт. Служил в армии. В 1991-1993 годах был и.о. заместителя начальника отдела внешнеэкономических связей Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода. В 1993 году переехал в Москву, где организовал собственный бизнес. С 2000-го — помощник председателя Госсобрания Башкортостана. С 21 декабря 2001 года — представитель в Совете Федерации Федерального Собрания РФ от Курултая Республики Башкортостан. Первый срок полномочий Изместьева закончился в марте 2003 года и был немедленно продлен. 13 декабря 2006 года Совет Федерации прекратил полномочия Изместьева на основании его личного заявления, после чего бывший сенатор уехал в Европу. Вот тут-то все и началось…

Нефтяные войны

Описывать схему приватизации Башкирского топливноэнергетического комплекса мы здесь не будем. Как и другие предприятия отрасли в России, он перешел в частные руки таким сложным путем, что этому можно посвящать либо книги, либо толстые уголовные дела. Но так или иначе все эксперты сходятся в том, что все, что касается башкирской нефти, либо прямо принадлежит, либо контролируется Уралом Рахимовым.

Башкирские НПЗ являются самыми передовыми в России, потому что были модернизированы в конце 90х. Современное оборудование позволяет получать на них продукцию гораздо более высокого качества и с меньшими потерями сырья, чем на любых других заводах страны. Кроме того, башкирский ТЭК остался последним независимым игроком на нашем нефтяном рынке. Война была неизбежна.

В ноябре этого года шесть основных предприятий Башкирского ТЭКа перешли под управление московской АФК «Система». Если это еще не капитуляция Рахимовых, то уже явное отступление. Впрочем, есть и иная точка зрения. Отдав управление своими заводами «Системе», Рахимовы могут таким образом выставить «Систему» в качестве щита. Ведь речь идет о смене управления, но не о смене собственников! Демонстрационный жест — мы делимся! А на деле на поле появляется еще один сильный игрок, который тоже не горит желанием отдать приобретенное в чьито чужие руки.

Битва проиграна, но война еще впереди? И какое место занимает в ней судьба выпавшего из колоды Игоря Изместьева?

Следствие закончено — забудьте! До поры…

Еще недавно Следственный комитет уверял, что следствие закончено, и не позднее января начнется суд. А на днях срок следствия неожиданно был продлен до марта. Что же случилось?

Защита видит два возможных объяснения. Если Изместьев действительно является разменной монетой в войне за Башкирский ТЭК, в СИЗО он намного ценнее, чем на скамье подсудимых. И не случайно в ходе следствия уже прозвучали обвинения в адрес Урала Рахимова. Ему недвусмысленно дают понять, что он легко может оказаться на скамейке подсудимых в качестве обвиняемого в преступлениях, в которых сейчас обвиняется Изместьев. Когда же дело дойдет до суда, давать задний ход будет уже поздно. Исчезнут все возможности для торговли, полагает защита.

Второе объяснение более прозаично. Изместьев очень рассчитывает на суд присяжных. Присяжные не углубляются в тонкости юриспруденции, но этого в данном случае и не надо. Все его объемистое дело, по мнению адвокатов, слеплено настолько аляповато, что в суде присяжных оно рассыплется неизбежно. Если же дождаться поправок в УК, согласно которым дела о терроризме присяжными не рассматриваются, позиции следствия станут намного сильнее.

Не будем делать из Изместьева бескрылого ангела, утверждать, что он в сенате бился исключительно за благоденствие рабочего класса, все свои деньги отдавал в детские дома, а в свободное время переводил через улицу старушек. Но государственное правосудие, по идее, призвано заставить каждого отвечать за СВОИ грехи.

Источник: «Аргументы и время»

Оцените статью
OTKROVENIE.NET
Добавить комментарий