Непобедимая и легендарная

Непобедимая и легендарная
Коррупция на юге России сокращается только по статистике

Чиновники Южного федерального округа отреагировали на слова главы Следственного комитета при прокуратуре РФ Александра Бастрыкина о трудностях борьбы с вошедшей в легенды коррупцией в этом регионе страны. Эти слова г-н Бастрыкин произнес на совещании в Волгограде. По его словам, за первые пять месяцев 2008 года количество выявленных случаев коррупции сократилось более чем на 14% по сравнению с предыдущим периодом. По мнению главы Следственного комитета, это снижение связано отнюдь не с успехами в искоренении мздоимства, а скорее с «высокой латентностью преступлений», которые не выявляются правоохранительными органами из-за их собственной недостаточной активности. «Мы не должны давать спуску чиновникам любого ранга, невзирая на их положение и статус, — объявил г-н Бастрыкин. — Сейчас чиновники покрывают друг друга. Зачастую это случается и в правоохранительных органах. Нужно разорвать эту круговую поруку и каждый факт коррупции доводить до суда».

Всего в Южном федеральном округе в 2008 году было возбуждено 250 уголовных дел о коррупции, и это действительно несколько меньше, чем раньше: в 2006 году, пусть и за весь год, а не за первое полугодие, в суды попало 844 дела, в 2007 году — 960. Эту статистику еще за две недели до приезда Александра Бастрыкина в Волгоград обнародовало Главное управление Генпрокуратуры по ЮФО. Прирост коррупционных дел при видимом снижении их общего количества наблюдается, по данным Генпрокуратуры, в Ингушетии, в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.

Прокурор Кабардино-Балкарии Олег Жариков несколько дней назад сокрушенно сообщил, что, несмотря на все усилия, победить коррупцию пока не удается. В КБР число выявленных преступлений, связанных со взятками на государственной службе, снизилось на 26,9%, но это отнюдь не свидетельствует о декриминализации аппарата. Президент Дагестана Муху Алиев, обратившийся к региональному парламенту с ежегодным посланием, тоже упомянул о коррупции: «Никто не сомневается, что при сегодняшнем бездействии и коррумпированности значительной части сотрудников правоохранительных органов борьба с коррупцией будет безрезультатной». Не менее пессимистически настроена и военная прокуратура Северо-Кавказского военного округа, представители которой на следующий же день после совещания в Волгограде объявили, что «результаты проведенного анализа свидетельствуют о сохраняющемся значительном количестве правонарушений коррупционной направленности в войсках СКВО».

Эти признания, возможно, свидетельствуют о способности ответственных руководителей признать наличие проблемы, но одновременно они выглядят и как признание собственного поражения в антикоррупционной войне, объявленной президентом Дмитрием Медведевым.

Коррупция в ЮФО, значительную часть которого составляют северокавказские республики со своими специфическими представлениями о принципах работы государственного управления, долгое время была скорее метафорой, которую было принято употреблять на разного рода совещаниях. В 2004 году с назначением Дмитрия Козака полномочным представителем президента России в этот огнеопасный округ ситуация начала несколько меняться: г-н Козак начал с того, что подготовил обстоятельный доклад на имя главы государства Владимира Путина. В докладе были собраны и проанализированы конкретные факты коррупции на Северном Кавказе. Владимир Путин внимательно прочитал доклад, и с президентскими пометками он был передан для ознакомления руководителям регионов.

Не то чтобы доклад г-на Козака состоял в прямой связи с последующими кадровыми перестановками в республиках, но часть региональных руководителей заменили вскоре после его появления. «Если власть будет оставаться источником доходов, это разрушит государство», — мрачно отметил Дмитрий Козак на одном из антикоррупционных совещаний в 2006 году.

На этом же совещании двухгодичной давности он обратил внимание на то, что, согласно социологическим исследованиям, коррупция пугает жителей ЮФО гораздо больше, чем терроризм, и при этом 40% населения смирились с ней как с неизбежным злом. Примерно половина антикоррупционных дел возбуждается против врачей и учителей, это многое говорит о масштабе проблемы: с необходимостью дать взятку гражданам приходится сталкиваться при поступлении детей в школу или посещении терапевта в районной поликлинике, не говоря уж о проезде через ближайший к селу пост ДПС.

«Люди, которые берут в руки оружие и уходят в горы, часто делают это не потому, что хотят сражаться за независимость своего региона от России или за торжество своей религии, — сказал «Времени новостей» один из северокавказских экспертов. — У них просто не остается другого выхода в ситуации, когда взятки приходится платить на каждом шагу». С точки зрения местных наблюдателей, в кавказский коррупционный оборот, в сущности, втягивается и вооруженное подполье: боевики регулярно угрожают расправой чиновникам разного уровня, и те фактически финансируют их, в том числе за счет доходов, полученных в качестве взяток.

Антикоррупционная активность в ЮФО, похоже, несколько снизилась с переходом Дмитрия Козака в Министерство регионального развития. Его преемник Григорий Рапота до своего неожиданного перевода в Приволжский округ едва успел осмотреться на Кавказе. Сейчас в этой же фазе находится новый полпред — экс-министр юстиции и бывший генпрокурор Владимир Устинов. В своем нынешнем качестве он еще никак не проявил своей позиции относительно мздоимства и борьбы с ним. Но жители Кавказа, привыкшие надеяться на лучшее с каждым новым назначением, ждут от него решительных шагов, вспоминая, в частности, о нескольких антикоррупционных расследованиях, начатых на юге Генпрокуратурой России под его руководством.

Химией не пробовали?

Акцию под названием «Коктейль-пати против коррупции» провели вчера в центре Москвы, в Новопушкинском сквере молодежные организации «Справедливой России». Активисты движений «Победа» и «Лига справедливости» вышли на площадку с плакатами, адресованными коррупционерам: «За откат — конфискат», «Будешь брать — заберем», «За все ответите». Недобросовестным чиновникам предлагались также «горячие туры в «Бутырку», «Кресты», «Матросскую Тишину» сроком от пяти до 15 лет». Аналогичные акции прошли во Владивостоке, Ростове, Иванове и Рязани.

Главным событием московской акции стал перфоманс, похожий на химический опыт. Руководитель молодежного движения «Победа» Дмитрий Гудков держал в руках два сосуда: большую колбу с фиолетовой жидкостью, которая, по его словам, символизировала непрозрачность России, и пластиковую бутылку с неопознанным химикатом. При соединении жидкость в колбе обесцветилась. Таким же образом, по мнению организаторов акции, должны подействовать все инициативы и законопроекты, направленные на борьбу с коррупцией.

Журналистам г-н Гудков объяснил, что «одним из главных механизмов борьбы с коррупцией является многопартийность и реальная политическая конкуренция». По его мнению, именно партии могут взять чиновников под контроль. Лидер «Победы» напомнил, что «Справедливая Россия» выступает за принятие закона о противодействии коррупции, который уже пять лет находится в Госдуме. Среди других инициатив партии — требование к чиновникам указывать в декларации не только размер доходов, но и показатели активов.

Молодежное крыло «эсеров» также поддержало предложение лидера партии, председателя Совета Федерации Сергея Миронова по поводу конфискации имущества не только у коррупционера, но и у членов его семьи. Г-н Миронов неоднократно предлагал законодательно приравнять коррупцию к государственной измене.

Источник: «Время новостей»

Оцените статью
OTKROVENIE.NET
Добавить комментарий