Кто не спрятался — я не виноват

Кто не спрятался — я не виноват
Иркутская милиция не бережёт ни граждан, ни честь мундира

Бурная в последнее время событиями жизнь на ещё заснеженном Байкале даёт надежду на перемены: здесь и аресты некоторых непоследних среди иркутской чиновничьей элиты фигур, и уже не вызывающий сомнений уход со своего поста губернатора области Александра Тишанина. Будут ли эти перемены к лучшему? Время покажет. А пока народ на всякий случай осмотрительно обходит людей в милицейской форме, опасаясь их не меньше, чем расплодившихся криминальных элементов.

Письма с жалобами на работников милиции — не редкость в Забайкалье. Пишут рядовые граждане, пишут высокие чиновники. Так, например, мэр Иркутского районного муниципального образования И. В. Наумов констатирует в своём письме на имя начальника Главного управления внутренних дел Иркутской области А. А. Антонова тот факт, что «продолжается рост правонарушений и преступности… увеличивается число обращений жителей района с просьбой о наведении общественного порядка». «Хочу высказать свою озабоченность низким качеством работы руководящего состава и сотрудников Иркутского РОВД, в связи с чем прошу Вас усилить кадровый состав данного отдела, находящийся в Вашем подчинении» , — заканчивает своё письмо на имя главного милиционера области господин Наумов, видимо, будучи уверенным, что адресат выбран верно. Но так ли это на самом деле?

Рыба гниёт с головы

Прошло уже почти четыре года, как приехавший из Москвы бывший министерский чиновник генерал Антонов взял под своё крыло милицейское ведомство в Иркутской области. Его обещание провести повсеместную чистку в рядах сотрудников органов внутренних дел быстро обратилось в дело: кардинальная смена кадрового состава прошла повсеместно. Была сформирована новая команда. Можно предположить, что сам глава ГУВД занимался кадровыми вопросами лишь высокого уровня, расставив своих людей на значимых постах. А далее всё пошло по цепочке: каждый из «антоновских» протеже обновлял штат вверенного ему подразделения по своим понятиям и скорее всего в своих интересах.

Собственно говоря, так поступают многие начальники, и если они хорошие начальники, то и их выбор основывается не только на лояльности или личной преданности подчинённых, но и на профессиональных качествах и компетентности. Как говорится, каков поп, таков приход.

Именно поэтому оценивать работу милиции — значит говорить о заслугах лично генерала Антонова. О его, так сказать, достижениях в битве с гидрой преступности. В интервью прессе глава ГУВД не стесняясь признаётся, что успехи есть немалые. Так, перечисляет задержанных за взятки (и не только) чиновников из администраций разного уровня. Не упоминая, правда, при этом, что в разоблачении были задействованы не столько органы внутренних дел, сколько родственные организации — прокуратура, ФСБ. И какое отношение антоновское ведомство имело к громкому делу бандита Скрипника, причастностью к которому генерал не преминул похвалиться? А что до списка запятнавших себя чиновников, то почему-то о дальнейшей их судьбе генерал не упомянул, хотя куда важнее, хватило ли доказательной базы для их ареста и осуждения.

Об этом мне рассказал главный редактор иркутского областного еженедельника «Родная земля» Александр Шахматов, который давно и пристально следит за деятельностью Алексея Антонова в должности главы ГУВД. Дело милиции, считает он, бороться с преступностью, наводить порядок на улице, обеспечивать защиту граждан. А вот этого как раз они делать не спешат. Дела, даже если их завели, тянутся неимоверно долго. Криминогенный уровень не снижается. «Растёт число зафиксированных преступлений. В 2004 году их было 62000, а в прошлом — 87000» , — признаёт сам генерал Антонов в интервью газете «Пятница». Однако тут же предусмотрительно добавляет: «Эти цифры возникли во многом из-за моего желания не умалчивать реальное положение дел, а выявлять как можно больше нарушений Уголовного кодекса». Интересно, а разве может статистика каким-то образом зависеть от субъективного отношения к ней какого бы то ни было лица, пусть даже генеральского чина. Или теперь даже это принято возводить в ранг личной заслуги?

Беспредельщики в погонах

Однако особенно яркие картины того, как подчинённые генерала Антонова справляются со своими обязанностями, можно видеть не в областном центре, а в городах поменьше и подальше. Например, в Ангарске на каждую сотню жителей приходится три преступления — таковы итоги подведения работы УВД за 2007 год. Однако непонятно, кого в этом городе стоит бояться больше — преступников или саму милицию. Как пишут наши коллеги из областной газеты «Родная земля» , «в результате безнаказанности во время допросов задержанных сотрудники милиции стали чаще прибегать к мордобою, и теперь многие ангарчане обоснованно боятся как местных «робингудов» , так и тех, кто находится на государевой службе. Возможно, в этом можно было бы усомниться, не существуй, например, писем и заявлений, отправленных в феврале жителем 6-го микрорайона М. Петушинским на имя губернатора и прокурора Иркутской области, мэра и прокурора Ангарска».

Другому городу области, Усть-Илимску, крупно не повезло с начальником городского УВД Валерием Палехой, пришедшим на эту должность как раз с подачи генерала Антонова. Многочисленные жалобы горожан на произвол и рост преступности действия не имели. Так же, как и заявления бывших и нынешних офицеров милиции, которым честь мундира ещё дорога, в МВД и Генпрокуратуру. «Целой группе старших офицеров местного УВД противостоит их начальник — подполковник милиции В. Палеха. Указанный кадр (между прочим, ставленник генерала ГУВД А. Антонова) не брезгует в выборе средств для дискредитации офицеров. Война поэтому идёт жёсткая, затяжная, обрастающая газетными публикациями, в которых Палеха весь в белом, а его «оппоненты» являются, разумеется, предателями. Помогают Палехе в этой войне «покровители» из ГУВД области, поэтому сам он лично считает, что в состоявшемся противостоянии непременно выиграет» , — пишет газета «Родная земля».

Связанные одной цепью

В редакции «Родной земли» целые талмуды документов, доказывающих, что те, кого давно надо было посадить, по-прежнему на свободе и при власти. Самая толстая подшивка — с «делом» ныне уже бывшего мэра Иркутского района С. Зубарева. Иркутский район — самая лакомая в смысле земельных угодий территория. Здесь расположена прибайкальская зона, Клондайк для тех, кто умеет использовать государственное добро для собственного блага. Зубарев использовал: были и факты незаконного отторжения государственной земли в пользу различных заинтересованных лиц, и перечисление бюджетных средств фирмам, учреждённым близкими родственниками, и многое другое.

Александр Шахматов инициировал любопытное расследование: разослал документы, подтверждающие конкретные нарушения г-ном Зубаревым закона, на имя руководителей всех субъектов Федерации с вопросом: а у вас такое может быть? Возможно ли, что в течение столь длительного времени правоохранительные органы отказываются реагировать на опубликованные в СМИ разоблачительные материалы? Ответы приходили однозначные: нет, не может. Получается, Иркутск — единственный в своём роде, хотя здесь есть чем гордиться.

Увы, Зубарев стал экс-мэром не потому, что милиция проснулась и занялась его не слишком чистыми делишками. Он просто не был переизбран. Но никакого уголовного дела против него заведено не было. И неудивительно: ведь домиками на прибайкальской земле многие обзавелись. Является ли генерал Антонов исключением, доподлинно неизвестно: сегодня в таких делах чиновники проявляют осторожность и записывают имущество не на себя, а на доверенных лиц и родственников. Зачем зря светиться? Не потому ли Антонов всеми правдами и неправдами открещивался и от другого знакомства — с Татьяной Казаковой, бывшим мэром Листвянки, ныне пребывающей в СИЗО. Листвянка, кстати, как раз на территории Иркутского района, и г-жа Казакова также, по всей видимости, своего не упускала. Это выявит следствие, в том числе и ее связи с братской ОПГ, о которой в Иркутске не говорит разве что ленивый (и сам Антонов говорил).

Кстати, иркутский правозащитник, глава неформального движения «Справедливость» Григорий Красовский показал мне фотографию, опубликованную на популярном сайте «Компромат. ru» , где генерал и г-жа Казакова пребывают в дружеской компании на пикнике в лесу. Бывает ли дым без огня… на пикнике в лесу?

Пишите, братцы, пишите

Журналисты «Родной Земли» имеют и специальную папку с ответами из Москвы на редакционные запросы и жалобы. Впрочем, эти ответы, а скорее отписки, стандартны. Например, информация, аналогичная публикации с сайта, уже была проверена и не подтвердилась. Никаких нарушений закона, оказывается, не было. Впрочем, более развёрнутых и детализированных ответов редакция не дождалась, что заставляет усомниться, что кто-то что-то проверял.

Беда в том, что большинство обращений в редакцию по поводу неудовлетворительной работы ГУВД и его главы анонимные. То есть не могут приниматься в расчёт как доказательство. Но были и те, кто не побоялся дать интервью в передаче Андрея Караулова «Момент истины» , которая разоблачала такие грубые нарушения руководства иркутской милиции, как присваивание спонсорских денег, незаконное расходование бюджетных средств, продажа по низким ценам списанных с баланса ГУВД машин нужным людям, а также взятки, покровительство «своим» предпринимателям вплоть до помощи рейдерам и многое другое.

Или другая история, рассказанная газетой «Байкальские вести» в мае прошлого года. Согласно данным автора именно на распоряжение генерала Антонова ссылались милиционеры, когда отобрали два бензовоза передвижной АЗС у законного владельца, имеющего все разрешительные бумаги. Мол, он приказал, чтобы все передвижные АЗС прекратили свою деятельность. Они, творя беззаконие, столь явно ничего не боялись, что в их слова почему-то веришь, замечает автор статьи.

Есть и особые генеральские ноу-хау, о которых в Иркутске все наслышаны. Например, говорят, что в ГАИ сделаны специальные карточки на разрешение тонировки автомашин, и Антонов лично подписывает их для нужных ему бизнесменов. А номера авто тоже не просто так выдаются. Есть особые, с буквами ААА: получишь такой — и никакой гаишник тебя не остановит, потому что это как бы визитная карточка главы ГУВД у тебя в кармане. Может быть, поэтому в Иркутске столь высок процент дорожно-транспортных происшествий?

Ненавидимые всеми автолюбителями эвакуаторы здесь тоже не просто так трудятся, а во благо частной компании, которой почему-то отдали во владение стоянку для эвакуированных машин. Понятно, как это подстёгивает их активность в поисках потенциальной жертвы: авто увозят прямо на глазах ошалевших водителей.

Но, может быть, это всё просто слухи, наветы, с тем чтобы бросить тень на светлый образ главного иркутского милиционера? Если так, то почему тогда он ни разу не выступил с опровержением всех этих клевещущих на него статей и материалов, опубликованных неблагодарными СМИ? Не хочет лишний раз вдаваться в объяснения, во время которых может и правда выплыть? Не будите лихо, пока оно тихо. А ведь всё, чего хотят журналисты, — это одно независимое московское расследование.

Вместо послесловия

Когда я была уже в аэропорту, прощаясь с Иркутском, в раннем утреннем сумраке на парковочной площадке раздались суровые слова, сказанные в громкоговоритель. Смысл мне был неясен, но по какой-то причине у водителей потребовали убрать их машины. После пары таких призывов грозный голос произнёс поистине сакраментальную фразу: «Кто не спрятался — я не виноват».

Продолжения я ждать не стала.

Источник: «Наша Версия»

Оцените статью
OTKROVENIE.NET
Добавить комментарий