«Булава» не взлетит без каучука
Почему оборонные заводы не справляются с государственным заказом
Директор Федеральной службы по оборонному заказу генерал-полковник Сергей Маев сделал скандальное признание: за первую половину 2008 г. более 22 млрд. «военных» рублей растворилось неизвестно где (читай: непонятно в чьих карманах). И хотя уже возбуждено более 500 административных дел, «черное» воровство в армии продолжается. Особенно много уголовщины в конкурсах на поставку вооружений. На этих «светских» мероприятиях лидируют посредники, которые прибавляют к закупочной стоимости танков и самолетов свои проценты. Но и это еще полбеды. В начале августа, в самый разгар событий в Южной Осетии, был обнародован проект госбюджета на 2009 год. Предусмотрено беспрецедентное увеличение расходов на национальную оборону: на нужды армии решено тратить 1,27 трлн. рублей (50 млрд. долларов). Военные расходы увеличиваются на 23%. Кое-кто уже срочно готовит не карманы, а мешки…
Деньги пойдут на внедрение новых видов вооружений: стратегической ракеты наземного базирования «Тополь-М»; зенитно-ракетной системы С-400; оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер». Боевой состав морских Стратегических ядерных сил РФ скоро пополнит новая подводная лодка с ракетным комплексом «Булава». До 2015 г. на контракт будут переведены 64 тыс. сержантских и старшинских должностей. Именно на них ляжет основная нагрузка по обслуживанию новых систем вооружения. Огромные средства выделяются на ремонт военной техники. Но некоторые оборонные заводы… проданы. Иные стоят. Иные продолжают банкротиться. В конце 2007 г. банкротов с «военными лычками» было 198. Уцелевшие военные предприятия не справляются с заказами. Да и гособоронзаказ сократился в десятки раз. Средняя загруженность мощностей не превышает 30%, износ основных фондов — выше 80%. Видимо, прежде чем отправлять вагоны денег «на нужды армии», следует разобраться с криминальной составляющей наших доблестных Вооруженных сил.
Глухой, слепой… автопилот
Уфимское приборостроительное производственное объединение (УППО) — уникальное предприятие военно-промышленного комплекса. В России нет ни одного воздушного судна, которое не использовало бы приборы его производства: бывшее номерное предприятие, которое называют 40-м заводом, выпускает электронную начинку для автопилотов военных и гражданских самолетов. Но многочисленные корпуса завода оказались на «жирных» территориях новой скоростной трассы. За короткий срок это объединение подготовили к перепродаже: на него положила свой кривой глаз некая финансово-промышленная группа из Москвы. Директором объединения стал Александр Герасин (прописан и живет в столице. — «АН»). С ним пришла новая команда управленцев. Никто из столичных менеджеров, вдруг оказавшихся на УППО, никогда не занимался военной электроникой. Новая «метла» начала выметать специалистов. И объявила о массовом увольнении 865 работников объединения. На их места тут же пришли другие. Спрашивается: какими автопилотами будут снабжать самолеты такие менеджеры? И как можно работать на секретном военном заводе с непрофильным образованием?
«Тихое» уничтожение противоминных тральщиков
Вопрос о «тихом» уничтожении оборонных предприятий через заказное банкротство неоднократно обсуждался в Правительстве РФ. Процесс банкротства предприятий, работающих на гособоронзаказ, приобрел неуправляемый характер.
И все чаще в ситуацию приходится вмешиваться военной контрразведке ФСБ РФ.
Именно ФСБ удалось предотвратить заказное банкротство «Судостроительного завода «Авангард» в Петрозаводске. Это единственный в стране завод, который строит и ремонтирует противоминные тральщики проекта 12650. А тральщики обеспечивают развертывание стратегических ядерных сил морского базирования. И вот новость от 9 сентября с.г.: Министерство обороны РФ приняло решение назначить «Судостроительный завод «Авангард» единственным в стране исполнителем заказов по ремонту кораблей проекта 12650. Решение было принято после срыва в 2007 г. гособоронзаказа. Тогда конкурс выиграл не «Авангард», а другое предприятие, предложившее цену в 2 раза ниже. Это первая странность. Вторая: «другое предприятие» не имело опыта по ремонту противоминных тральщиков. Позже Правительство РФ утвердило документ «О ведении реестра единственных поставщиков российских вооружений и военной техники».
А если бы не вмешалась Федеральная служба безопасности?
Бандиты банкротят военные заводы
«Как минимум 8 преступных группировок искусственно банкротят военные заводы», — такие сообщения все чаще стали появляться на страницах российских газет в 2004-2006 годах». И об этом же заговорили на заседаниях расширенной коллегии прокуратуры Москвы. Представители ГУВД, управления Министерства юстиции обсуждали проблему законности процедур банкротства предприятий ВПК.
Оказывается, критическую ситуацию создал Закон о банкротстве, принятый в 2000 году. В его первоначальном проекте все было четко прописано, он прошел 3 чтения в Госдуме, но в последний момент был отклонен. Вместо него вышел другой закон. И пошло-поехало.
Как же остановить этот гнилой процесс?
— Нужно изменить процедуру банкротства стратегических предпредприятий, — считает независимый военный эксперт Юрий Бобылов. — Сегодня кредитор, имея на руках решение суда, признающего задолженность в 500 тыс. руб., выжидает 30 дней, а на 31-й приходит с этим решением в суд и начинает банкротство. Закон о банкротстве не ставит жестких преград для захвата оборонных предприятий.
Еще в 2004 г. Минэкономразвития предлагало отнести преднамеренное банкротство к тяжким преступлениям и наказывать его лишением свободы на срок до 8 лет. Однако почин не поддержали.
Захват и банкротство предприятий продолжаются. «Научно-исследовательский институт синтетического каучука имени академика С.В. Лебедева» в Питере банкротили коммерческие «стервятники». НИИ выпускал спецкаучуки. Без них не взлетит ни одна стратегическая ракета, в том числе новейшая «Булава». Предприятие оказалось в долгах как в шелках. Но долгов — на 11 млн. рублей, а ущерб от ликвидации — на миллиарды.
Кроме НИИ каучука захватчики ломились в НИИ телевидения, в ЦНИИ судовой электротехники и в ЦНИИ материалов.
«Тополь-М» без руля и ветрил
Долго трясло Подольский электромеханический завод (ПЭМЗ). Захватчикам приглянулись 48 га в центре Подольска. Началось банкротство. На завод пришел внешний управляющий — генерал-лейтенант Виктор Исайченков. В его обязанности входило исправить финансовые дела завода, сохранить производство. Но Исайченков начал распродавать заводское имущество. И нанес заводу ущерб в 20 млн. рублей. Суд едва успел прекратить процедуру банкротства.
Чем же грозила ликвидация ПЭМЗ? Прежде всего пострадало бы «сердце» ракетно-ядерного щита РФ — баллистические комплексы «Тополь-М». Их работа невозможна без точной механики завода. ПЭМЗ поставляет гидроприводы и гидроэлектроприводы для зенитно-ракетных комплексов С-300, ЗРК типа «Тор», «Бук», «Стрела-10», «Тунгуска» и «Панцирь». Для проекта 955 «Борей» (АПЛ «Юрий Долгорукий») на ПЭМЗ изготавливают высокоточное секретное оборудование.
Исайченков чуть не обанкротил еще одно секретное предприятие — ЦНИИ «Дельфин», которое специализируется на разработке, проектировании и производстве современных систем навигации для ВМС.
А вот два любопытных документа: «УФСБ по Москве и Московской области. Справка о наличии допуска к гостайне №2/10 от 16.11.04 г. выдана Федеральным агентством по промышленности России Исайченкову В.Н. необоснованно». Далее. «Проверка выявила, что соответствующая справка, предъявленная Исайченковым при утверждении его кандидатуры в качестве внешнего управляющего ОАО «ПЭМЗ», была ему выдана ошибочно. По информации ФСБ России, справка аннулирована. Помощник секретаря Совета безопасности РФ А. Криволапов».
Хочется надеяться, что генерал Исайченков больше никогда не всплывет на оборонных предприятиях страны.
Гражданин Жаднов против артиллеристов
— Военная контрразведка ФСБ выявила несколько попыток «заказного банкротства» оборонных предприятий, — рассказал «АН» один из сотрудников ФСБ. — Контрразведчики остановили ликвидацию Омского завода транспортного машиностроения — одного из ведущих танкостроительных предприятий (именно на нем собираются Т-80. — «АН»). Еще одно уголовное дело было возбуждено в отношении лиц, которые пытались обанкротить «Тутаевский моторный завод».
Предотвращена ликвидация «775-го артиллерийского завода». Некая организация «Прометей инжиниринг» предприняла попытку получить контроль над имуществом завода. Назначенный арбитражным судом внешний управляющий с говорящей фамилией Жаднов не принял никаких мер к финансовому оздоровлению. Более того, он пытался утвердить план, предусматривающий распродажу завода. Могли быть прекращены поставки вооружения на Северный Кавказ. Александр Жаднов был отстранен от исполнения обязанностей. Возбуждено уголовное дело. Артиллерийский завод спасли.
Удар в сердце подлодки
Сегодня, чтобы получить землю под строительство офисов, развлекательных центров, элитного жилья, предприниматели банкротят не только военные заводы, но и НИИ, скупают их за 3 копейки, переоформляют и перепрофилируют. Только станкостроение за последнее время потеряло 40 предприятий и НИИ. В том числе и такое уникальное предприятие, как Станкостроительное производственное объединение имени Свердлова в Питере, которое более 30% продукции поставляло на мировой рынок. Не в полную силу работает и Завод прецизионного станкостроения (бывший «Моторный завод братьев Экваль». — «АН»). Этот завод 15 лет выпускал подшипники с посадочным отверстием в один миллиметр. Ими комплектуются гироскопы — сердце ракет, самолетов и подводных лодок. Сегодня этой продукции на заводе нет.
Спрашивается: мы пользуемся складскими запасами? Или подводные лодки выходят в море без гироскопов?
Фотопулемет с ударной стройки
Отдельно хочется сказать о терпящих бедствие оптических заводах страны.
В Гражданскую войну в военной промышленности был только один оптический завод — Подольский. В конце 1923 г. в военную промышленность включили завод оптического стекла в Петрограде.Он единственный в стране производил перископы и фотопулеметы.
В сентябре 1933 г. Советом труда и обороны было принято решение увеличить капитальные вложения в оптико-механическую промышленность и построить 3 новых завода. Решение не выполнялось, и Тухачевский предложил перевести строительство заводов в ударные стройки. За 11 месяцев выпустили огромное количество продукции: танковых и авиационных прицелов, перископов, биноклей, стереотруб, монокуляров и буссолей.
После распада СССР на территории России осталась немало предприятий: НПО «Геофизика», завод «Сапфир», Новосибирский приборостроительный.
Как и многие предприятия ВПК, оптические предприятия оказались в тяжелом положении: резко сократился оборонный заказ. Прекратили выпуск оборонной продукции заводы в Белозерске Вологодской области и в Пильне Нижегородской области. Признаки банкротства были у Салаватского и Загорского оптико-механических заводов.
Хочется надеяться, что государство найдет деньги для полноценной работы оптических заводов. И не допустит их исчезновения.
Любопытный факт
При Рональде Рейгане военный бюджет США увеличился на 80%. Буш-младший получил военный бюджет 290 млрд., довел его до 600 млрд. долларов. Пентагону в ближайшее время должно перепасть 700 млрд. «зеленых».
Справка
Ракета «Булава» (РСМ-56 — для использования в международных договорах и SS-NX-30 — по классификации НАТО. — «АН») — новейшая твердотопливная баллистическая ракета. Разработку ракеты ведет Московский институт теплотехники. Испытания начались в декабре 2003 года. Состоялось 7 запусков. 5 были неудачными.
Фотопулемет — автоматическая фотокамера на боевом самолете. Устанавливался либо вместо оборонительного вооружения бомбардировщика, либо подвешивался на пилоне под крылом или на фюзеляже. Позже получила распространение практика встраивания фотопулемета в «тело» самолета.
Заметки на полях
Наиболее крупными по численности вооруженными силами обладают: Китай (2,25 млн. человек), США (1,4 млн.), Индия (1,3 млн.), Северная Корея (1,1 млн.) и Россия (чуть более 1 млн. человек).
Из досье
Армия США
Регулярные войска. 1 млн. 434 тыс. человек (1 млн. 162 тыс. состоят в резерве).
Сухопутные войска. 502 тыс. человек. 3 штаба армии, 4 штаба армейских корпусов. Дивизии считаются главной ударной силой. Это 2 бронетанковые, 4 механизированные, 2 легкие пехотные, 1 воздушно-десантная, 1 воздушно-штурмовая дивизии.
ВВС. 379,5 тыс. солдат и офицеров. 550 межконтинентальных баллистических ракет «Минитмен-3» и «Пискипер». В небо поднимаются 736 «F-15», 1739 «F-16», 25 «F-22А», 51 «F-117А», 452 «А-10А» и «ОА-10А».
ВМФ. 376,7 тыс. человек (каждая 6-я — женщина). Атлантический и Тихоокеанский флоты, 5 оперативных флотов. В их составе группы: многоцелевых авианосных (8), подводных лодок (8), надводных кораблей (6), крейсерско-миноносных (6), амфибийных (3). Эскадры атомных субмарин с баллистическими ракетами (3), атомных подлодок (10), эскадренных миноносцев (16), амфибийных (9). В корабельном составе — 14 лодок типа «Огайо», 54 лодки типа «Виргиния», «Сивулф» и «Лос-Анджелес», 12 авианосцев типа «Нимитц», «Энтерпрайз» и «Кити Хок», 51 эсминец и 30 фрегатов.
Авиация ВМФ. 19 авиакрыльев, включая 11 палубных. 1801 самолет и 578 вертолетов.
Морская пехота. 175 тыс. солдат и офицеров (каждая 17-я — женщина). 4 дивизии, 4 группы обеспечения, 3 группы разведки.
Модель ядерного сдерживания больше не работает?
«США почти вернули себе ядерную монополию, которой они обладали в 40-х годах. Если Вашингтон нанесет ядерный удар первым, то у России не будет шансов на ответ. Модель ядерного сдерживания больше не работает», — уверены эксперты журнала Foreign Affairs. Они посчитали ядерные боеголовки, подлодки, ракетные пусковые установки, спутники оповещения в России и США. И пришли к выводу: США вернули себе позицию ядерного превосходства.
Эксперты называют несколько причин столь радикального изменения в равновесии сил: усовершенствование ядерных систем США и стремительная деградация российского арсенала. У России на 39% сократилось число стратегических бомбардировщиков, на 58% — межконтинентальных баллистических ракет и на 80% — число подводных лодок с баллистическими ракетами.
Истинные масштабы распада российского арсенала куда значительнее, считают американские эксперты. Едва ли боеспособны даже те Стратегические ядерные силы, которыми располагает Россия. Российские военные целиком полагаются на наземные радары. Но такая сеть раннего обнаружения имеет пробелы на востоке России и на побережье Тихого океана.
«В случае пуска ракет с подлодок, базирующихся в этом регионе, Кремль узнает об этом, только когда боеголовки детонируют», — заключают эксперты США.
Леонид Ивашов, генерал-полковник, вице-президент Академии геополитических проблем:
— Сегодня американский ядерный потенциал имеет серьезный приоритет. В чем он выражается?
Во-первых, в количестве боеголовок и носителей. И даже последние соглашения о сокращениях стратегических ядерных потенциалов не в нашу пользу. Мы свои боеголовки сокращаем вынужденно. Они стареют морально и физически. И выводятся из боевого состава. Новые головные части нам не из чего комплектовать: в 1993 г. почти все запасы оружейного урана мы за бесценок продали США. Во-вторых, американцы развертывают систему ПРО с наращиванием возможностей по перехвату остающихся у нас ядерных боеголовок. Это еще больше девальвирует наш ядерный потенциал и меняет соотношение в их пользу. В?третьих, если наши боеголовки смогут достичь территории США, американцы не пойдут на ответный ядерный удар. В это безумие я не верю. Сегодня они ускоренно развивают высокоточные и дальнобойные системы обычных средств вооружений. Обезоружить наши боеголовки они смогут обычными средствами вооружения. Кроме того, ими будет включена система подавления — «радиоэлектронный колпак». Они ее уже применяли в Северо-Западном регионе, когда в присутствии Путина из 3 ракет ни одна не взлетела.
Значит, чтобы «Булаве» высоко и далеко лететь, надо, как выясняется, совсем немного. Не банкротить военные заводы, не подпускать к ним мошенников в погонах (и без них), а восстановить утерянные предприятия…
Видимо, Министерству обороны России надо теснее работать с СВР, ФСБ и МВД — только так, наверное, можно остановить и фантастическое казнокрадство в Российской армии, и заказное банкротство оборонных заводов.
Источник: «Аргументы и время»