Вторая свежесть

Что ждёт потребителей, решивших пожаловаться на качество товаров в супермаркетахЕщё несколько лет назад нам казалось, что некачественные продукты встречаются только на рынках. Сейчас люди всё больше жалуются на супермаркеты. Покупателей просят сообщать о случаях отравления некачественными продуктами. «Наша Версия» решила испытать механизм продуктовой кляузы на торговцев. Получилось мини-расследование с риском для жизни. Однажды журналисты РЕН ТВ, Первого и Пятого каналов попытались проверить факты торговли некачественными и просроченными детскими молочными продуктами в «Пятёрочке». В результате они были избиты службой безопасности сети X5 Retail Group.Наученная горьким опытом коллег, я попыталась просто сфотографировать заплесневелые огурцы в магазине «Магнит» на Славянском бульваре, 13...

Что ждёт потребителей, решивших пожаловаться на качество товаров в супермаркетах

Вторая свежесть

Ещё несколько лет назад нам казалось, что некачественные продукты встречаются только на рынках. Сейчас люди всё больше жалуются на супермаркеты. Покупателей просят сообщать о случаях отравления некачественными продуктами. «Наша Версия» решила испытать механизм продуктовой кляузы на торговцев. Получилось мини-расследование с риском для жизни.

Однажды журналисты РЕН ТВ, Первого и Пятого каналов попытались проверить факты торговли некачественными и просроченными детскими молочными продуктами в «Пятёрочке». В результате они были избиты службой безопасности сети X5 Retail Group.

Наученная горьким опытом коллег, я попыталась просто сфотографировать заплесневелые огурцы в магазине «Магнит» на Славянском бульваре, 13. Ко мне тут же подошла менеджер и попросила прекратить фотосъёмку, ссылаясь на то, что без разрешения это делать в их сети нельзя. Вспомнив про увечья своих коллег, я прекратила съёмку, но от идеи расследования не отказалась. Начала с плесневелых огурцов, которые я купила в «Магните», сохранив чек.

По следам испорченных овощей

Мой звонок в Союз потребителей Москвы оказался не по адресу. Руководитель пресс-службы Светлана Кульницкая сообщила, что они занимаются в основном непищевыми товарами и услугами. Однако, по словам Кульницкой, не менее трёх звонков в день они получают и по поводу некачественных продуктов. Покупатели жалуются и на сетевые магазины, и на ларьки. Товары самые разные – от чёрной икры до пончиков. В последнее время наибольшее недовольство вызывают всё же сетевые магазины, призналась Кульницкая. После получения жалобы Союз потребителей отсылает или переадресовывает её в столичный Ростест, Государственную инспекцию города Москвы по качеству сельхозпродукции, сырья и продовольствия (МосГИК), а также в Роспотребнадзор. Что касается Роспотребнадзора, то эта структура оказалась сильно засекреченной. Указанный на сайте телефон «временно не обслуживался». «Горячая линия» оказалась настолько занята, что на третьи сутки дозвона я сдалась и прекратила попытки вступить в контакт с ведомством Геннадия Онищенко. Для общения с ним предназначалось только обращение в электронном виде по указанному образцу. Под силу ли это, например, бабушке из деревни Дубки, не обременённой Интернетом?

Что до государственной инспекции по качеству сельхозпродукции, сырья и продовольствия, то оказалось, что у неё «вообще нет претензий к качеству продуктов». Об этом поведала мне первый заместитель начальника МосГИК Алеся Ткачёва.

В Ростесте мне ответил некто Илья Эдуардович, не пожелавший называть свою фамилию. Он сообщил, что его организация представляет собой «независимый экспертный центр, который проводит экспертизы по просьбе различных структур». На мой вопрос, кто обращается чаще – сетевые магазины, рынки или частники, ответ был уклончивый: дескать, мы никому не отказываем.

Вот и всё. Далее следовала перспектива суда. Но тащиться туда, платить госпошлину и, возможно, нанимать адвоката из-за полкило плесневелых огурцов не хотелось. При этом все официальные лица, с которыми я беседовала, говорили о гражданской активности и необходимости отстаивать права потребителей.

«Меня начали бойкотировать как покупателя»

Основная часть исковых заявлений граждан по поводу некачественных продуктов не приводит ровным счётом ни к чему. В большинстве случаев следует отказ. Причина в непрофессионально составленном иске в противовес грамотным и напористым юристам сетевого магазина или производителя продуктов. Безрезультатными оказываются в большинстве случаев и обращения граждан в другие официальные инстанции. Вот рассказ Ольги из Пензенской области: «У нас в г. Сурске есть рынок, работающий один раз в неделю, в воскресенье. Я уже воевала с ветслужбой рынка, жаловалась официально на продавцов мяса за то, что оно продаётся в антисанитарных условиях и нашприцовано водой. Ответа на свою жалобу из администрации Сурска и от главного санитарного врача района я не получила, зато меня начали бойкотировать как покупателя. На рынке продаётся круглый год тухлая рыба, летом в жару – колбаса и мясные продукты, вообще всё! Торгуют без разрешительных документов, аргументируя это так: «Это рынок, что вы хотите?» Ветврач рынка по имени Халида (фамилию свою называть она отказалась) на мою претензию к ней за антисанитарию ответила недовольно: «Я отвечаю за качество, а остальное меня не касается!» Какое может быть качество в тухлятине?»

Все серьёзные претензии к производителям продуктов и их продавцам сопряжены едва ли не с риском для жизни. Потому что это прежде всего прибыльный бизнес, в котором зачастую переплетаются интересы коммерческих и государственных структур.

Тем временем рассказы о случаях отравления некачественной едой заполняют СМИ и социальные сети едва ли не каждый день. О недавнем страшном случае сообщали многие информационные агентства: Дима Казанцев из Новосибирска скончался сразу после того, как съел кусок сочного арбуза из местного супермаркета.

В других городах России ситуация не лучше. В гипермаркете на Ярославском шоссе некоторое время назад изъяли около 740 килограммов просроченной рыбы. Во время проверки в этом магазине была приостановлена реализация почти 2 тонн некачественных товаров. Причина – несоблюдение температурного режима. В Краснодаре в гипермаркете «Ашан» проверка Россельхознадзора выявила 300 килограммов красной икры «второй свежести» без всяких документов, а также несколько тонн рыбы, морепродуктов и мяса с неустановленными сроками годности, без маркировки и без ветеринарных сопроводительных документов. Хранилось всё это без соблюдения температурного режима. В Ульяновске покупатели установили: продавцы прибегают к различным уловкам, чтобы быстрее реализовать товар. Выставляют, к примеру, в один ряд с пакетами свежей сметаны просроченную.

Омолаживающий макияж для продуктов

После откровений фасовщика мяса из супермаркета я перестала покупать многие продукты… «Мы давали подписку о нераспространении сведений о нашем магазине, но молчать о том, что происходит, я не могу, – рассказал сотрудник торгового зала, попросивший сохранить анонимность. – Внешне все продукты выглядят привлекательно, но никто не знает, как это достигается. В мясном отделе сосиски и сардельки моют, чтобы убрать с кожуры толстый налёт, а застарелую варёную колбасу протирают специальной жидкостью, чтобы она выглядела розовой. Просроченную сырую курицу обжаривают в гриле и продают ещё дороже. Заплесневелые овощи моют и сушат, с капусты снимают пожухшие листья, а испорченные ягоды раскладывают по корзиночкам, сверху прикрывая свежими и заворачивая в плёнку. Не лучше обстоят дела и в молочном отделе – сыр каждый день заворачивают в новый целлофановый пакет, на котором указывается новый срок годности. Товары снимают с продажи, только если ничего нельзя сделать с датой. Часто почерневшая от времени колбаса, которая стоит в два раза дешевле, чем более свежая, привлекает внимание яркой этикеткой с надписью «выгодно» или «скидка».

В Союзе потребителей Москвы и в государственной инспекции по торговле меня заверили: «Никакой уценки пищевых продуктов быть не должно, это незаконно. Если сотрудникам магазина кажется, что после истечения срока годности товар ещё можно употреблять, он должен пригласить специальную службу, которая проведёт исследование продукта и выяснит, не повлияет ли он на здоровье человека».

Поскольку представители государственных структур, в ведении которых находится качество продуктов, хранили гордое молчание и не раскрывали ровным счётом никакой информации, я решила обратиться к независимому эксперту. Вот что рассказал мне Игорь Васильев, технолог пищевой промышленности из Санкт-Петербурга, эксперт по сертификации в области пищевых продуктов: «Роспотребнадзор при Геннадии Онищенко контролирует торговые и производственные объекты в виде плановой проверки один раз в три года, причём настолько планово, что известен день проверки за месяц через уведомительное письмо. Происходит это, как правило, по особому предписанию в случае массовых отравлений, коллективных жалоб – в общем, в случаях экстраординарных».

Многие проблемы с качеством продуктов, по мнению нашего эксперта, начались после того, как была отменена государственная система контроля за качеством.

В 2010 году всю пищевую промышленность перевели на так называемое декларирование. Именно тогда и закончился контроль за качеством продуктов. Декларирование – это, по сути, принцип: что хочу, то и произвожу. Васильев поясняет: «Теперь производитель в одностороннем порядке уведомляет орган по сертификации (то есть государство), что производит тот или иной продукт по соответствующему нормативному документу (ТУ, СТО, ГОСТ, ОСТ). И всё! Сегодня вся ответственность лежит только на изготовителе. Но какой контроль за изготовителем? Никакого! Мало того, летом 2010 года прекращены регистрация и выдача санитарно-эпидемиологических заключений Роспотребнадзором на выпускаемую продукцию и производственные площадки. То есть никто, по сути, не контролирует санитарное состояние и готовность изготовителя к выпуску заявленной продукции». Именно отсюда вытекает ещё одна проблема: неограниченный и неподконтрольный ввоз в РФ всевозможных ингредиентов и добавок (красители, консерванты, стабилизаторы, ароматизаторы, конина). Но даже если железной рукой завтра наладить контроль за продукцией, ничего не изменится: у нас напрочь отсутствуют нормальные современные испытательные центры – лаборатории; они действуют лишь в Москве и Петербурге при управлении Роспотребнадзора, Ростесте и при Институте питания в столице. Про остальные города и говорить не приходится. А ведь качественный контроль возможен только в качественных и современных испытательных центрах.

Гласность против пищевого беспредела

Данные инспекций, как правило, не обнародуются: коммерческая тайна – залог успешного бизнеса. Эта тайна может стоить кому-то бизнеса, поэтому информации на этот счёт минимум. И тем не менее мне удалось узнать итоги некоторых проверок. Только в прошлом году в московских супермаркетах было изъято более 700 тонн некачественной продукции. В прошлом году среди продуктов российского производства различными инспекциями было забраковано 35% всех проверенных кур, 67% сливочного масла, 30% чая и кофе, а также 24% хлеба и хлебобулочных изделий. В последнее время в столице появилось также большое количество фальсифицированной минеральной воды, которая производится «в подворотне» и продаётся под марками «Боржоми» и «Нарзан». Качество импортных продуктов, как ни парадоксально, не выше. Так, в прошлом году среди проверённых импортных колбасных изделий и копчёностей было забраковано 24% продуктов, среди рыбы и рыбопродуктов – 34%, молочных – 24%, сыров – 77%. Сейчас, как сообщили в Союзе потребителей, среди некачественных товаров, продающихся на московских рынках и в магазинах, пальму первенства уверенно держат рыбные консервы. За ними следуют мясные консервы, а также молдавские и грузинские вина и мороженое, в котором инспекторы находили даже кишечную палочку.

Мерой воздействия на продавцов некачественной продукции могли бы стать штрафы. Но сегодня они мизерны. За рубежом владельцам супермаркетов и в голову не приходит оставлять просроченный товар на полках, потому что это влечёт за собой огромные штрафы и потерю репутации. А штраф в 15–20 и даже 50 тыс. рублей, который накладывает Роспотребнадзор на российские сетевые компании, для них ничего не значит. Конкуренция же между магазинами, по мнению экспертов, в России ещё не развита до такой степени, чтобы стать реальным механизмом контроля качества.

Как же бороться с продуктовым беспределом? И стоит ли? Сегодня изменить ситуацию способно только общественное мнение. Кстати, именно оно в своё время заставило возбудить уголовное дело против «Ашана» – ретейлера, входящего в тройку крупнейших в России. В результате скандала в СМИ и социальных сетях Следственное управление Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Москве возбудило уголовное дело в связи с установлением фактов продажи в сети гипермаркетов «Ашан» в столице некачественных рыбных продуктов по признакам преступления, предусмотренного статьёй 238 (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) УК РФ. Следствие установило, что представленные для продажи пивные наборы из сёмги и осетра, икра лососёвая и форелевая, крабовые консервы и устрицы не соответствовали «гигиеническим требованиям безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». Они были признаны экспертами опасными для здоровья.

Значит, выход пока один: предавать каждый подобный случай максимальной огласке. Приведу всего один пример. В прошлом году рядом с нашим домом странные люди азиатской наружности, владеющие русским со словарём, поставили лотки с гнилыми овощами и фруктами по цене выше, чем в «Перекрёстке». Предъявить лицензию торговцы отказались. Мы написали коллективную жалобу в управу района и начали размещать фото «бывших» фруктов с их прилавка в социальных сетях, одновременно терроризируя управу звонками. В результате палатку закрыли, а нелегальных торговцев не только оштрафовали, но и депортировали.

Источник: «Версия»

Оцените статью
OTKROVENIE.NET