Весной 1941 года на киностудии «Мосфильм» заканчивались съёмки фильма «Сердца четырёх», главную роль в котором играла вдова прославленного лётчика Анатолия Серова. Герой Советского Союза прожил с красавицей актрисой Валентиной всего один год и в 1939 году разбился во время учений. Через несколько месяцев после трагедии Валентина Серова, до конца жизни носившая фамилию первого мужа, родила сына, которому в честь отца дала имя Анатолий. Пройдут годы, и Анатолий Серов-младший сыграет в жизни матери роковую роль. Но всё это случится потом. А пока молодая вдова, едва оправившись после похорон мужа, вновь начинает выходить на сцену московского Театра рабочей молодёжи, сегодняшнего «Ленкома». Её приглашают на приёмы в Кремль, где Иосиф Сталин сажает Валентину за стол рядом с собой. По другую сторону от вождя сидела вдова лётчика Валерия Чкалова.
Валентина была уже известной актрисой – популярность принесла ей роль в фильме «Девушка с характером». Но поистине всенародная слава обрушилась на неё после выхода на экраны комедии «Сердца четырёх». Правда, зрители увидели ленту только через три года после окончания съёмок. В 1941 году картину признали неудавшейся и положили на полку. Премьера трогательной истории любви учёного Галины Мурашёвой, которую играла Серова, и советского офицера в исполнении Евгения Самойлова состоялась в 1943 году.
К тому времени Серову уже знали как жену и музу поэта Константина Симонова. Именно Валентине Симонов посвятил своё самое известное и пронзительное стихотворение «Жди меня», которое не без оснований считали настоящим гимном фронтовой любви, сделавшим очень многое для приближения долгожданной победы. Солдаты в окопах переписывали от руки «Жди меня» и с этим стихотворением шли в бой. Если они не возвращались, то «Жди меня» читали их вдовы. И верили, что если ждать «всем смертям назло», то любимый обязательно вернётся.
У самой Валентины Серовой во время войны завязался недолгий роман с маршалом Рокоссовским. Рассказывали, что, когда Сталину доложили об отношениях военачальника и актрисы и спросили, что делать с Рокоссовским, он ответил: «Как – что делать? Завидовать!» Правда, в конце концов именно Сталин приказал маршалу вернуться к семье, которую тот считал пропавшей без вести.
Отношения с Симоновым у Серовой начали разлаживаться ещё во время войны. Говорили, что одной из причин стали напряжённые взаимоотношения поэта с сыном Валентины от Анатолия Серова. Симонов так и не смог найти общего языка с юношей и настоял на том, чтобы его отправили в интернат. Но дело было, наверное, не в ребёнке, а в том, что Валентина просто не умела так ждать, как хотел Симонов. А он не умел так любить, как мечтала она. И даже рождение общей дочери Маши не уберегло брак самого знаменитого поэта и самой красивой актрисы того времени.
Их пара была одной из самых красивых. Чета Любови Орловой и Григория Александрова в то время стояла лишь на втором месте в рейтинге народной любви. Актриса Римма Маркова, близко знавшая Серову, так рассказывала мне об отношениях Валентины Васильевны и Константина Симонова: «Мы с Серовой в одной гримёрке сидели и были дружны. Какая это была женщина! Представьте себе: послевоенная Москва, лето, жара жуткая стоит. Из театра в шикарном сиреневом платье выпархивает Валя с букетом цветов и садится в открытую машину. А какой она доброй была, всё время кому-то то квартиру выбивала, то больницу, то пенсию. Константин Симонов, бывший тогда её мужем, написал пьесу «Доброе имя». Я играла в этом спектакле. После премьеры Симонов устроил банкет в «Метрополе». А потом мы приехали в квартиру Симонова и Серовой на улице Горького. В лифт все не поместились, и Симонов пошёл пешком. На каждой лестничной клетке он подходил к лифту, открывал дверь, тот останавливался, и Симонов говорил: «Валя, скажи, что любишь меня». Серова отвечала: «Ни-ког-да!» Лифт проезжал ещё один этаж, Симонов снова подходил к двери: «Ну скажи, что любишь». А Валентина Васильевна стояла на своём: «Ни за что!» Вошли в их огромную, в пол-этажа наверное, квартиру. Валя эффектно так туфли с ног сбросила и упала на диван. Она когда выпивала, у неё становились алыми уши. И вот сидит красавица блондинка, ушки алые, глаза горят. А Симонов смочил салфетку холодной водой, нежно положил ей на лицо. И начал читать стихи…»
Пара рассталась через несколько лет после войны. У Симонова появилась новая семья. А у Валентины не было ничего, даже работы. Сын Анатолий стал сильно пить, дочь Маша воспитывалась у бабушки, которая порою отказывалась даже показать внучку Валентине. И бывшая любимица всей страны писала унизительные письма собственной матери с просьбой устроить свидание с дочерью. Но строгая женщина старалась не подпускать Валентину к Маше. И в ответ Серова обвиняла мать в том, что та использует ребёнка, чтобы получать алименты от Симонова.
Сам Константин Симонов жизнью бывшей супруги не интересовался. А со временем даже снял со стихов посвящение Валентине, оставив её инициалы «В.С.» только над своим великим «Жди меня».
У Серовой всё теперь было в прошедшем времени – семья, слава, любовь. И только одна смерть оставалась в будущем. И самой большой трагедией Валентины было то, что она это понимала.
Римма Маркова вспоминает о последних годах знаменитой некогда актрисы: «После расставания с Симоновым Валя всё серьёзнее начинала пить. Был у нас такой спектакль – «Анфиса». Я как-то вхожу в гримёрку и чувствую запах спиртного. Вместе с Зиной, однокашницей Серовой, пока Валя была на сцене, начинаем проверять её вещи. Так и есть – в шубе из обезьяны, которую Вале из-за границы привёз Симонов, обнаружили тайный карман, а в нём полупустую бутылку коньяка. Только Зина забрала бутылку, входит Серова. Я выбежала из гримёрки, а она меня через минуту зовёт: «Римма! Отдай бутылку!» Женский алкоголизм ведь неизлечим. Да ей никто и не хотел помочь. Сколько раз я ходила на «Мосфильм», в Театр киноактёра. Гибнет человек, говорила, спасите. Но куда там…
Серова и сама понимала, что это конец. Но ей уже было всё равно. Она сильно изменилась, одна кожа да кости остались. Когда она жила в Оружейном переулке, я нередко помогала ей дойти до дома. Вводила пьяную, в разных ботинках, в квартиру.
Толя, сын её, бандитом стал, дачу сжёг. Однажды Валентина Васильевна позвонила мне: «Римма, приезжай, спаси меня». Оказалось, Толя разбушевался, двери в квартире начал рубить. Мне и самой страшно стало, думала: а ну как он и меня саданёт топором.
А когда Толю посадили, у Серовой стал жить какой-то мальчик. Помню, пьяная Валя открывает мне дверь и говорит: «Познакомься, Римма, это Сюся. Моя последняя любовь».
На ней был синий спортивный костюм, нос, который и так был большим, от худобы стал ещё больше. Ничего похожего на прежнюю Серову. Её и на улице уже не узнавали. Страшный конец…»
Заслуженная артистка России Валентина Серова пережила своего сына Анатолия на один год. По телевидению то и дело показывали фильм «Сердца четырёх», и вся страна подпевала: «Всё стало вокруг голубым и зелёным». А Серова уже перестала отождествлять себя с той самой молодой и красивой героиней, на которую с таким обожанием смотрела вся страна.
Валентина Васильевна умерла в своей квартире за две недели до нового, 1976 года. Ей было всего 57 лет.
Серова снялась всего в 11 фильмах. Но и одного стихотворения «Жди меня», на которое она вдохновила поэта, достаточно для того, чтобы её имя навсегда оставалось в памяти. И так оно, собственно, и произошло…
Справка
Валентина Серова родилась 23 декабря 1917 года.
Мать, Клавдия Половикова, была известной актрисой, благодаря которой дочь и дебютировала в шесть лет на сцене Малого театра.
Самые известные фильмы – «Девушка с характером», «Сердца четырёх», «Жди меня».
Лауреат Сталинской премии.
Второй муж, поэт Константин Симонов, не приехал на похороны актрисы. Прислав красные гвоздики, он признался их дочери: «Жизнь с твоей мамой была для меня самой большой болью. И самым большим счастьем».
Похоронена на Головинском кладбище в Москве.
Источник: «Версия»