15 лет назад от нас ушел актер огромного таланта – Георгий Юматов. За два года до смерти он в пьяной ссоре застрелил человека. Его амнистировали, признав, что имело место превышение необходимой самообороны. И забыли. Он умер от аневризмы брюшной аорты. Его жена, артистка Муза Крепкогорская, забылась в очередном запое…
Он нигде не учился актерскому мастерству. В кино попал случайно, снявшись в эпизоде. Его привели к Сергею Герасимову во ВГИК, но тот, попросив Георгия сыграть сцену, заявил, что перед ним самородок. И устроил в Театр киноактера. Потом были «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке», «Три встречи». Юматов стал звездой. Музу Крепкогорскую, женщину, которая стала его главной любовью и причиной всех бед, он встретил на съемках «Молодой гвардии». И так влюбился в эту блондинку-хохотушку, что тут же предложил пожениться. Муза не утруждала себя домашними хлопотами и спускала все гонорары мужа на золото, бриллианты и дорогие платья.
– Жорж заработает, – кокетливо говаривала она.
Их жизнь была сплошным праздником – дружеские пирушки не прекращались ни днем ни ночью. В гости к хлебосольным супругам хаживала вся актерская братия. Жена сама подливала Юматову. И поняв, что он мертвецки пьян, убегала к любовникам. Он мечтал о детях. Но Муза делала один аборт за другим, объясняла, что ради карьеры. Однажды Юматов пытался ее остановить. Прибежав на квартиру к врачу, увидел в железном тазике малюсенькие ручки и ножки. Это был их ребенок… Больше жена не смогла забеременеть.
Юматов хотел развестись с Крепкогорской. Он крутил романы, но ни одна из его любовниц так и не смогла затмить Музу. И все началось сначала. Супруги купили трехкомнатную квартиру в кооперативном доме недалеко от метро «Аэропорт». Крепкогорская носилась по Москве в поисках хрусталя, покупала антикварную мебель. Чем дальше, тем больше он становился зависимым от рюмки. К тому же поклонники не давали ему прохода. Бывало, похищали со съемочной площадки и предлагали вместе выпить.
Однажды по Москве пошел слух: Юматов лежит в психушке. Актер лег туда по собственному желанию, чтобы закодироваться. Кодировался от пьянства не раз. Но опять и опять развязывал. Мог снять с книжки несколько тысяч рублей и уехать в другой город. Так однажды оказался в Ялте. Друзья искали его четыре дня. Нашли в ялтинском вытрезвителе. Если бы не пьянство, он мог бы сыграть еще много ролей. Но режиссеры, зная, что Юматов уходит в запои, боялись с ним связываться. Придя в себя, он становился невыносимым. Все его раздражали. Улыбка появлялась на лице Георгия, лишь когда он возился с собаками. Все знали об этом его пристрастии. Ему даже подкидывали псов. А он их пристраивал в хорошие руки. В 90-е, вслед за оглушительным успехом, к нему пришло полное забвение.
А в марте 1994 года случилась трагедия. Умерла его любимая дворняжка Фроська. Похоронив псину, Юматов позвал к себе домой сторожа, который помогал ему закапывать собаку. Конечно, выпили. А потом случилась ссора. Что произошло в этот вечер в квартире, криминалистам так и не удалось разобраться во всех деталях. Но точно ясно одно: Юматов выстрелил из ружья в молодого мужчину. Тот скончался. Потом в деле появился нож. Следователю будто бы даже удалось доказать, что сторож бросался с ним на актера.
В тюрьме Юматов отсидел пару месяцев. Он вернулся домой в мае, попав под амнистию к 50-летию Победы. Актер бросил пить. Его часто видели в церкви. Он продолжал с нежностью ухаживать за женой. Готовил еду, убирал в квартире. От пережитого обострились старые болезни.
Врачи поставили диагноз аневризма брюшной аорты. Ему сделали операцию. Юматов впал в депрессию, говорил, что настала пора умирать, и прекратил бороться за жизнь. Через год он скончался от кровотечения. Организацией похорон занялся режиссер Виктор Мережко. Муза Крепкогорская впала в беспамятство, крепко запив. Мережко не удалось выбить для Юматова отдельной могилы. Пришлось актера хоронить в могилу тещи. Его гроб поставили сверху на старое захоронение. Через два года скончалась и жена Юматова. Бриллианты Муза завещала дочери Мережко. Ему досталась и квартира актера.
Георгий Юматов. Трагедия офицера
По материалам «Собеседника»