Об этом бунте в наше время мало кто знает. Прошло слишком много времени с тех пор, когда в1919 г. жители эстонского острова Сааремаа подняли бунт против центральных властей, боровшихся тогда за независимость Эстонии от Российской Империи, которая начинала всё больше «краснеть».
Официальная эстонская историография преподносит сегодня всех без исключения участников войны Эстонии против большевиков, как зачинателей долгой борьбы за независимость республики от Москвы. Это не так.
Многие выдающиеся полководцы эстонской армии служили до этого верой и правдой российскому императору, участвовали в Первой Мировой и русско-японской войне, были награждены за храбрость орденами и медалями. Их не устраивала не столько сама Россия, сколько Россия большевистская. Поэтому среди эстонских «борцов за независимость» попадались даже русские белогвардейцы.
Ошибкой Белой армии был выбор Англии, Франции, США и других в качестве союзников. Эти страны, как страны талассократии (то есть, цивилизации Моря), были во всём противоположны континентальной России, принадлежащей к цивилизации Суши. Противоестественность такого союза понимал российский геополитик Николай Савицкий, белогвардейский офицер, который заранее предрёк поражение белых, поскольку, по его словам, на стороне красных была геополитическая логика.
Но, как бы там ни было, жители Сааремаа прониклись (если верить официальной трактовке) прокоммунистическими взглядами, и учинили бунт, убивая представителей власти и встречавшихся им на пути офицеров. Всё началось с того, что местные жители отказались выполнять правительственный приказ снабжать эстонские войска продовольствием.
1919 – голодный год, и немногие жаждали делиться с солдатами последним. Толпы селян пошли громить местные представительства власти, на подавление мятежа были брошены отряды ополчения Кайтселиит.
И вот тут начинается самое главное. Это только русские и их правительства для эстонцев – воплощение азиатского варварства. А эстонцы – воплощение цивилизованной европейскости. Это только русские «цари-деспоты» да коммунистические тираны давили свой народ, а эстонские правители народ свой холили и уважали.
Но история бунта на Сааремаа говорит о другом. О том, что в ходе его подавления было убито 183 крестьянина! Кайтселиит и регулярные части эстонской армии были посланы на подавление восстания (или бунта). Начались вооружённые столкновения армии с народом. Солдаты не церемонились. Бунтовщиков расстреливали без всякого сожаления. Был введён комендантский час, закрыты школы и даже магазины. Народные собрания тоже были запрещены. Всех подозрительных сразу же хватали для допроса. Особое рвение при подавлении бунта выказывали местные немцы, с радостью присоединяясь к эстонским частям. Восставших быстро разбили и заставили прятаться по закоулкам.
В феврале 1919 года над мятежниками состоялся суд. Эстонское правосудие явило свою строгость и суровость. По приговору военного суда было расстреляно 68 человек. До этого в боях с солдатами погиб 81 крестьянин, а 14 человек были расстреляны карательными отрядами ещё до суда. 15 человек были приговорены к тюремным срокам.
Крестьян Сааремаа окончательно запугали и отбили охоту к дальнейшим возмущениям.
Таллин оправдывал столь жестокие меры тем, что учинять мятежи в то время, как Красная армия находилась в нескольких десятках километров от эстонской столицы – преступление. Пусть так. Но вспомним оправдания, которыми осыпают эстонских коллаборационистов политики независимой Эстонии за то, что они учиняли вылазки в тылу советских войск во время Великой Отечественной войны. Не гнусное ли это преступление – идти на сговор с нацистами, которые рвались покорить наши народы и превратить их в исторический навоз? И не заслуживали разве пронацистские бунтовщики сурового наказания, гораздо более сурового, чем крестьяне Сааремаа?
Но эстонская пропаганда продолжает крутить старую пластинку о том, как злобные сталинисты уничтожали свой народ, подавляя националистические бунты в той или иной части страны. Об уничтожении своего народа официальный Таллин скромно умалчивает.