У американцев аллергия на наши «Тополя»
Сколько ядерных ракет нужно России, чтобы выстоять при вражеской атаке?
В День Победы на параде в Москве впервые за долгие годы появилась военная техника. В том числе и самое мощное оружие нашей армии — ядерные ракеты.
О состоянии межконтинентального ядерного оружия российские политики и генералы, конструкторы и военные эксперты слишком по-разному рассказывают народу. От одних мы слышим, что наши Стратегические ядерные силы обновляются и крепнут. Другие утверждают, что это дешевый пиар.
В такой ситуации простому россиянину трудно понять реальное положение дел. Потому мы решили обратиться к знающему человеку — кандидату военных наук полковнику Михаилу Полежаеву. Он многие годы работал в секретных конструкторских бюро и НИИ, служил в самом засекреченном Главке Генштаба и не раз готовил экспертные материалы для руководства страны и Минобороны. С ним побеседовал военный обозреватель «КП» Виктор БАРАНЕЦ.
Один удар — и России нет?
— Недавно в одном из американских журналов появилась публикация, авторы которой утверждают, что США одним ударом могут смести Россию с лица земли. А наши ракеты ядерные, мол, даже дрыгнуться не успеют…
— Я читал эту статью Либера и Пресса — университетских преподавателей. Вот она — «Ядерное превосходство США». Кое-что даже подчеркнул: «Сегодня, впервые за последние 50 лет, США стоят на пороге абсолютного ядерного превосходства. Возможно, уже скоро Америка будет в состоянии уничтожить российский и китайский ядерные арсеналы дальнего действия первым — и единственным — ударом». Что сказать? Симптоматичная статья. Американцы просто уверены в своем ракетно-ядерном превосходстве.
— И эта уверенность вызывает у них соблазн пока хотя бы морально «придушить» Россию своей растущей ракетной мощью?
— Конечно. А еще они стремятся обесценить наш ракетный потенциал своей системой противоракетной обороны (ПРО). Сомневаетесь? Каспар Уайнбергер (бывший министр обороны США): «Если мы получим эффективную систему ПРО, то сделаем бесполезными вооружения Советского Союза и сможем вернуться к ситуации после 1945 года, когда мы были единственной страной, располагавшей ядерным оружием».
— Неужели эта американская мечта может сбыться в наше время?!
— Да. Если состав ракетной группировки России снизится до 200 ракет, которые смогут стартовать в ответном ударе.
— Почему именно до 200?
— Именно столько ракет может отразить их континентальная ПРО в один присест. А полномасштабная четырехрубежная ПРО (Аляска, Калифорния, Англия, Чехия с Польшей), где уже не только ракеты, радары и корабли, но и спутники, и лазеры, должна защитить США от 500 атакующих боеголовок.
— Но у нас ведь тьма ракет…
— Да, пока больше 500.
— А сколько точно, если это не тайна?
— В составе наших ядерных сил сейчас 702 стратегические ракеты, способные нести 3155 ядерных боезарядов.
Дыры размером с Францию
— Неужели всей этой армады ракет не хватит, чтобы в случае войны раздолбать США?
— Неприемлемый ущерб для США, по оценкам их нынешнего министра обороны, состоит в разрушении 20 городов каждый с населением в полмиллиона человек. С гарантией такую задачу решают наши ракеты «Воевода». Но цель американцев — сделать так, чтобы они не взлетели.
— И как это возможно реально?
— Стратегические установки США предусматривают внезапное и упреждающее применение военной силы. Предпочтение отдается применению неядерных ударных средств. Для этого у США есть 48 лодок-носителей с 1484 крылатыми ракетами (КР), а также 92 бомбардировщика с 736 управляемыми авиабомбами.
— Но ведь у нас есть противовоздушная оборона…
— ПВО страны у нас давно очаговая, в ней зияют огромные «дыры», куда не то что бомбардировщик, европейская страна вроде Франции свободно влетит. Прикрыты не все ракетные дивизии РВСН, не защищены от ударов с воздуха многие города…
— Но даже при этом где гарантии, что все американские ракеты попадут в цель?
— Точность «крылатых ракет» и управляемых бомб США уже сегодня близка к 1 — 2 метрам, а диаметр крышки нашей ракетной шахты — 6 метров… Потому трудно сказать, сколько из наших 255 «Тополей» смогут стартовать — сотня, полсотни, десяток?
У нас и США хватит мощи, чтоб сжечь всю Землю
— Неужели ничего не долетит до США?
— Давайте говорить о самом худшем случае — внезапном ядерном ударе США. Конечно, теоретически. Допустим, это приведет к поражению до 90% наших МБР шахтного базирования. А «Тополя» в легких укрытиях, самолеты дальней авиации и атомные лодки в базах будут, скорее всего, уничтожены. Для ответного удара у нас останется 15 — 25 МБР шахтного базирования, до 20 ракет с подлодок и до 80 «крылатых ракет» авиационного базирования. Этого может хватить для нанесения агрессору неприемлемого ущерба. Разумеется, это только расчеты. Но ядерная война — не игра на компьютере: цифры могут оказаться и иными.
— И какова точность попадания наших межконтинентальных ракет?
— Предельная точность «Сотки» — 920 м, «Воеводы» — 500 м, «Тополя-М» — 200 м.
— А что сегодня в целом представляют собой наши сухопутные Стратегические ядерные силы? Как они отличаются от советских?
— В РВСН времен СССР было 5 ракетных армий. Сейчас осталось три. При Союзе у нас было 1398 межконтинентальных ракет с 6612 боезарядами. Сейчас — 430 и 1605 соответственно. Сокращение продолжается, и к 2010 году в составе РВСН будут 2 армии, включающие 10 — 12 дивизий. Это примерно 350 ракет и 1200 боезарядов.
— Чем вызвано постоянное сокращение нашего ядерного потенциала?
— Похоже, нежеланием тратить деньги: 1200 боезарядов достаточно для взаимного сдерживания. Весь вопрос в соблюдении обязательств, закрепленных договорами. Сегодня Россия и США обладают мощью достаточной для того, чтобы сжечь земной шар.
Мы ракеты уничтожаем, они — прячут на складах
— А как сегодня выглядят ядерные силы американцев?
— В их составе 500 межконтинентальных ракет «Минитмен», 18 атомных субмарин с 432 ракетами и более 240 тяжелых стратегических бомбардировщиков. Всего — более 1200 носителей ядерного оружия и почти 6000 боезарядов. США считают, что к 2015 году им достаточно иметь 1700 — 2200 ядерных боезарядов на стратегических носителях. Именно такие цифры прописаны в Договоре о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП). Но американцы хитрят: они, как мы, боеголовки не уничтожают, а отправляют на склад: в любой момент их можно вернуть обратно. Это называется «возвратный потенциал».
— И такой финт не считается нарушением договоров?
— А что тут говорить, если бывший министр обороны США Рамсфелд однажды открытым текстом заявил, что США не намерены обсуждать с российской стороной какие-либо меры проверки выполнения нового соглашения…
— И какие же выводы можно сделать из всей этой ядерной арифметики?
— Если количество носителей и боезарядов у нас будет сокращаться и далее нарастающими темпами, то о каком-либо ядерном паритете придется забыть.
Валуев против Кости Цзю
— И все же, если брать всю сумму ядерных зарядов и ракет, кто впереди — мы или США?
— Прямое сопоставление и зачет «ракета за ракету» невозможен: дальности, точности, количество и мощность головных частей — все разное, даже у нас. «Воевода» несет боевую нагрузку (вес ядерных зарядов и средств преодоления ПРО) почти в 9 тонн и несопоставима по этому показателю с «Тополем», где нагрузка всего 1200 кг. Это же груженый «ЗиЛ» против «копейки» с пассажирами! Или взять другое — «легкий» моноблок «Воеводы» в 8 миллионов тонн способен улететь на 16 тысяч км, а «тополиный» моноблок — всего 550 тысяч тонн, и дальность полета до 11 тысяч км.
Но при этом «Тополь-М» способен на ограниченный маневр на разгонном участке траектории, и сам разгон у него быстрее, и траектория настильнее, а значит, время полета меньше и заметят его позднее. Это уже как могучий Валуев против юркого Кости Цзю. «Тополь-М» разрабатывали на два десятка лет позже и многое, ранее неизвестное, учли. У него новый комплекс средств прорыва ПРО, неотличимых от боевого блока. Их не берет ни ядерный взрыв, ни излучение лазера с ядерной накачкой.
— А если сравнивать точность удара, кто выигрышнее?
— Точность выше у «Тополя-М», но у него один боевой блок. А у «Воеводы» их 10, и по одной цели можно ударить одним, несколькими или всеми последовательно. В результате вероятность поражения цели у «Воеводы» выше. У «Воеводы» чудовищный радиус разведения головных частей — 3 тыс. км — перекрывает всю территорию США. Однако у «Тополя» выше точность. Плохо то, что мало у нас этих «Тополей-М». И делаются они медленно, в малом числе, да и дороги они стали.
Наш потенциал снизится в 8 раз
— И как же в целом сегодня можно оценить потенциал Ракетных войск стратегического назначения России?
— В РВСН подсчитано, что потенциал этого компонента наших наземных Стратегических ядерных сил после ликвидации МБР с головными частями индивидуального наведения снизится более чем в 8 раз… А эффективность ответного удара — почти в 1,5 раза. И это при условии, что наша промышленность справится с планом развертывания группировки новых моноблочных ракет, а США не будут развертывать элементы системы ПРО.
— Но ведь развертывают?
— Да, конечно, и очень торопятся.
— Но стоит ли нам опасаться американской ПРО в Европе? Российские генералы утверждают, что наши ракеты запросто ее прошибут. Тогда почему американцы с маниакальным упорством добиваются ее создания?
— Задача перехвата головных частей МБР, приближающихся к территории США, очень трудна. Ракета-перехватчик и боеголовка МБР (не важно, русской или иранской!) летят навстречу с общей скоростью 12,5 — 15,5 км/сек. На прицеливание и коррекцию перехватчику остается так мало времени, что поразить атакующую боеголовку с вероятностью более 90% невозможно. Даже если выслать навстречу две ракеты. А число ракет-перехватчиков невелико. Точнее, к 2010 году их будет 40 на Аляске и 20 — в Калифорнии.
Теперь представим, что можно выстрелить стартующей откуда-нибудь из-под Козельска ракете вдогон с территории Польши. Это возможно. Перехватчик догонит нашу МБР, будет сближаться с ней со скоростью сверхзвукового истребителя (менее 1 км/сек.), и попасть в нее не составит труда. Вот почему американцы так настойчивы.
Из Чехии как на ладони видна Сибирь
— Но почему именно Чехия и Польша?
— Да просто у них нет лучшего места. Пока. Но это не вся правда. Иранские (читай — русские) ракеты должен обнаруживать радар в Чехии. Но где станция управления перехватчиками, о которой можно прочесть на любом американском сайте, посвященном ПРО? О ней не говорится ни слова! Но если такой станции в Европе нет, то зачем ракеты-перехватчики, да еще в шахтах? Может быть, они должны поражать совсем иные цели?
— А что представляют собой американские ракеты-перехватчики?
— Дальность перехвата у нее около 2000 км при высоте не более 1000 км. Но дальность полета — 5000 км! Хватит до Новосибирска: ведь основой для этой ракеты послужили вторая и третья ступени «Минитмена». Итак, до Москвы — 11 минут, до Урала — 15, до Новосибирска — 21! На замену 10 боеголовок натренированным расчетам нужно 3 часа. И ведь возможность допуска российских офицеров рассматривается только к радару в Чехии, а на базу в Польше — нет!
— Уж не повторение ли истории с «Першингами-2», когда американцы напугали нашего генсека и выторговали непропорциональные уступки?
— Да, сильно похоже. А с нашей стороны пока невнятные угрозы и неубедительные доводы о том, что Ирана опасаться не следует. Точно как сперва на расширение НАТО, а потом и на выход США из договора по ПРО. Такое впечатление, что они и вовсе перестали нас слышать!
* * *
В следующем номере еженедельника мы расскажем о ядерных козырях России — ракетах нового поколения и о том, могут ли американские спутники-шпионы разглядеть из космоса наши ядерные закрома.
Источник: «Комсомольская правда»