Касьянов сделал все, чтобы не участвовать в выборах

Касьянов сделал все, чтобы не участвовать в выборах

Как это не покажется странным, но Михаил Касьянов, на протяжении последних нескольких лет постоянно заявлявший о своем намерении баллотироваться в президенты, на «финишной прямой» не предпринял ни малейших усилий для того, чтобы участвовать в избирательной кампании. Хотя, если разобраться, ничего парадоксального в этом нет.

В воскресенье Центризбирком поставил точку в касьяновском «походе» на Кремль. Количество нарушений, допущенных при сборе подписей в поддержку экс-премьера оказалось таким, что зарегистрировать его в качестве кандидата не было ни малейших оснований — 13,36%, что почти в три раза превышает пятипроцентную норму, установленную законодательством.

Разумеется, сторонники из возглавляемого Касьяновым (кстати, так им и незарегистрированным) Российского народно-демократического союза с решением ЦИК не согласны. Представитель Касьянова Константин Мерзликин, присутствовавший на заседании Центризбиркома, пафосно заявил, что от решения членов ЦИК зависит «быть выборам или фарсу», а большое количество недостоверных подписей — «формальной ничтожной зацепкой». Хороши оценки от сторонника Касьянова… Сам экс-премьер постоянно говорить о необходимости построения правового государства, но судя по всему законы этого государства на него самого не распространяются…

Кстати, сам Константин Мерзликин в воскресенье заявил, что сторонники Касьянова скорее всего не будут обращаться в Верховный суд. «В суд, я думаю, мы не будем обращаться. Это мое личное мнение», — заявил Мерзликин.

Напомним, в ходе проверки подписей в Центризбиркоме ни сам Касьянов, ни люди из его окружения не проявляли ни малейшей заинтересованности в том, как, собственно, продвигается дело. На заседании 27 января член Центризбиркома Эльвира Ермакова еще раз отметила этот факт, подчеркнув, что при сборе подписей «было допущено легковесное отношение, что привело к такому тяжкому последствию, как отказ в регистрации».

И только после того, как члены ЦИК, откровенно удивленные таким равнодушием, стали говорить об этом во всеуслышание, в штабе Касьянова началась хоть какая-то имитация деятельности. Почему имитация? Да потому, что сам несостоявшийся кандидат, который, казалось бы, больше всех должен быть заинтересован в регистрации, укатил в Брюссель по приглашению либерально-демократической фракции Европарламента. То ли за инструкциями, то ли еще с какими целями…

Результат закономерен. В подписных листах, поданных сторонниками Касьянова, Центризбирком зафиксировал едва ли не полный набор нарушений, которые препятствуют регистрации экс-премьера в качестве кандидата в президенты. Интересная деталь — сами сторонники Касьянова больше всего напирают на то, что, мол, количество фальшивых подписей, выявленных спиециалистами ЦИК, едва превышает две сотни. А в остальном что, полный порядок? А как же 26 остальных пунктов нарушений? Почему-то объяснения по некоторым из них поступили в Центризбирком только после того, как были обнародованы результаты проверки подписей. Неужели не проще было решить какие-то вопросы в процессе проверки подписных листов. Такой возможностью в штабе Касьянова не воспользовались, хотя имели на это полное право.

Непонятно также, чем вообще занимались сотрудники штаба Касьянова, которые, если верить фотоотчетам, выложенным в интернете, денно и нощно трудились над проверкой подписей? В числе проверявших, кстати, по словам касьяновцев были и бывшие сотрудники Центризбиркома. И что в итоге? Как может экс-премьер претендовать на управление огромной страной, если даже в собственном избирательном штабе не может наладить работу?

Но это — результат деятельности и самого экс-премьера, и его окружения только за последние месяц-полтора. А что сделал Михаила Касьянов, чтобы заручиться поддержкой хоть сколько-нибудь заметного количества избирателей? О начале карьеры оппозиционера он начал говорить еще три года назад — наведавшись перед этим в Вашингтон и заручившись там поддержкой.

Итог трехгодичной деятельности — социологические рейтинги в районе от 0 до 1 процента поддержки жителей России. То есть получается, что бывший чиновник категории «А» за все это время не сделал абсолютно ничего, что должен бы сделать политик, тем более — претендующий на высший пост в государстве. А то, что итогом своей оппозиционной деятельности Касьянов видит именно Кремль, сам экс-премьер всегда подчеркивал особо.

Собственно, удивительного в этом мало. Михаил Михайлович как был чиновником, так им и остался. Даже если судить по его недавней фразе о том, что вопрос о его регистрации будет решать не ЦИК, а Владимир Путин. Стоит отметить этот момент — складывается впечатление, Касьянов прямо-таки уверен в том, что его назначат кандидатом…

На «маршах несогласных» рядом с Лимоновым и Каспаровым экс-премьер выглядел комично. Причем это отмечали даже сторонники «Другой России», кои в большинстве своем вообще не отличаются хоть сколько-нибудь критичным отношением к своим лидерам. Попытки купить Демократическую партию, чтобы получить хоть какую-то структуру, а не заниматься ее созданием «с нуля», закончились крахом. Что из себя представляет нынешний касьяновский РНДС, похоже, с трудом представляют себе даже в его московском штабе…

В общем, достижений у экс-премьера на политическом поприще, мягко сказать, не густо. В ораторском искусстве он тоже, судя все по тем же «маршам», не поднаторел. Но это отнюдь не значит, что Михаил Касьянов не может стать автором какого-нибудь крылатого выражения. Его фраза о справедливой цене нефти в 20-25 долларов за баррель стала притчей во языцех. На Западе, конечно, после этого случился прямо-таки экстаз. Стоит ли говорить о реакции в России? Попробовал бы какой-нибудь западный политик сказать нечто подобное — хотя бы о той же нефти. Мол, 100 долларов за баррель — это то, что надо… Карьера такого политика закончилась бы в первые же секунды после того, как такая фраза была бы произнесена. И добро, если только карьера…

Несостоятельность Касьянова-политика эксперты объясняют тем, что он не смог создать команду, на которую бы мог опереться. «У Касьянова просто не было нормального менеджмента. Задача у Касьянова стоит не столько пройти через эти президентские выборы, сколько участвовать в политической жизни страны. Это можно сделать в последнее время главным образом через работу в какой-то партии, в партийной структуре. Раз своей нет, нужно к кому-то примыкать, находить общий язык. Команды у него нет, поэтому и не получилось», — считает политолог Дмитрий Гусев.

«Если бы он действительно пытался выступать в качестве нормального политика, он пытался бы создать свою собственную партию. Которая вне зависимости от различных юридических или бюрократических препон рано или поздно была бы зарегистрирована. Он от этого отказался, поэтому ему тяжело дается создание инфраструктуры», — отмечает в свою очередь политолог Максим Григорьев.

Итог имитации политической деятельности закономерен — Михаил Касьянов оказался за бортом президентской кампании. В каком качестве он будет продолжать свою дальнейшую деятельность? Пока похоже на то, что он остался не у дел не только как кандидат, но и как политик вообще.

Источник: Век

Оцените статью
OTKROVENIE.NET
Добавить комментарий