Зеленин Дмитрий Вадимович — губернатор Тверской области
Жизненный путь
Родился 27 ноября 1962 г. в Москве. Закончив школу, он поступил в один из самых престижных вузов страны — Московский физико-технический институт. Вместе с ним учились многие заслуженные и известные люди — в частности, Андрей Глариозов, один из основателей банка «Империал».
Вероятно, Зеленин принадлежит к тому типу людей, которые способны сделать блестящую карьеру при любом режиме. Вот и при советской власти перед ним открылись самые радужные перспективы. Еще до окончания института он получил работу, о которой в начале 80-х мечтал любой физтеховец: студента Зеленина взяли в Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем. Там разрабатывали (и разрабатывают) электронную начинку для боевых самолетов. ГосНИИАС был «ящиком» (то есть закрытым оборонным предприятием), и платили там раза в полтора больше, чем на гражданке.
Однако вскоре «ящик» наскучил нашему герою. Похоже, он чувствовал себя там, как Буратино в чулане. Кстати, прозвище Зеленина в те годы было именно «Буратино» — знакомые полагали, что будущий тверской губернатор внешне похож на деревянного человечка с длинным носом. Говорят, в некоторых кругах это прозвище до сих пор в ходу.
А вокруг шла жизнь, начиналась перестройка, сверстники пробовали себя в бизнесе. Думать об авиационных системах совершенно не хотелось. И Дмитрий Зеленин решил попытать собственное бизнес-счастье. Ему подвернулась партия одноразовых тарелочек, на которых в уличных забегаловках другие начинающие бизнесмены подавали шашлык и прочие закуски. Партию он с прибылью продал.
Затем была налажена перепродажа подержанных копировальных аппаратов. Так сложилось, что у одного из компаньонов Зеленина были родственники в Штатах, через которых можно было выгодно купить копиры. Одна незадача: в конце 80-х в СССР все торговые операции с заграницей находились под бдительным контролем государства. Однако начинающему бизнесмену и здесь повезло. Едва ли не соседний с ним офис в здании на Колхозной площади в Москве арендовал некий Владимир Потанин, возглавлявший внешнеэкономическую ассоциацию «Интеррос», которая имела право делать закупки за рубежом. Зеленин и его компаньоны покупали сначала копировальную, а затем и вычислительную технику якобы для нужд предприятий, входящих в «Интеррос». Для последующей перепродажи этой техники был даже открыт собственный магазин. Кстати, Зеленин еще не мог купить магазин самостоятельно и поэтому приобрел его на паях с одной московской фирмой, впоследствии ставшей очень известной. Фирма называлась «МММ».
Короче, инженер Зеленин не состоялся. А когда уже бизнесмену Зеленину понадобилось уволиться из родного НИИ, он даже не нашел времени зайти за трудовой книжкой. В результате документ ему пересылали по почте. По словам кадровиков НИИ — случай беспрецедентный, но КЗОТом предусмотренный.
Случилось это в 1990 году, когда Дмитрий Зеленин официально вошел в совет директоров группы компаний «Микродин», созданной на основе многочисленных торговых кооперативов. Помимо этого в холдинг также входили Ресурс-банк, РАТО-банк и Проминвестбанк (до наших дней дожил лишь Проминвестбанк).
Основным видом деятельности холдинга «Микродин» являлась торговля электроникой и оргтехникой. Однако злопыхатели утверждают, что не меньшее внимание компания уделяла перепродаже предприятий. А сам будущий губернатор пользовался репутацией высококлассного специалиста по разработке схем отвода денег. «Вау, круто!» — такими словами сам Дмитрий Зеленин прокомментировал эти слухи. И тут же заговорил о чем-то совершенно постороннем.
А бизнес развивался так. В 1992 году группа «Микродин», по некоторым сведениям, всего за $4 млн. приватизировала ЗИЛ. Затем была распродана часть имущества завода. А через несколько лет ЗИЛ был перепродан правительству Москвы не то за $5 млн., не то за $7 млн. В 1993 году «Микродину» достался пакет акций ПО «Моторостроитель» (бывшего завода имени Свердлова), одного из крупнейших предприятия на Западном Урале. Через несколько лет и этот пакет был перепродан. А в 1995 году «Микродин» приватизировал бывший на тот момент рентабельным завод «Химволокно». Новые владельцы перевели сбыт под контроль офшорной компании, и уже через два года предприятие лишилось оборотного капитала.
«Сам я на «Химволокне» даже ни разу не был, — говорит Дмитрий Зеленин, — но предприятие реструктуризировано, сейчас работает, и губернатор доволен». Недоброжелатели утверждают, что окружение саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова добилось сильного снижения официальной цены «Химволокна». Областные чиновники при этом действовали в тесном контакте с «Микродином», и, по некоторым сведениям, их «премия» составила $10 млн.
Всего через холдинг «Микродин» прошло около трех десятков предприятий. Но все хорошее когда-нибудь кончается. Во второй половине 90-х стало очевидным, что — по Ильфу и Петрову — время великих комбинаторов проходит и настает время управдомов. В начале 1996 года Зеленин вместе с основными активами «Микродина» перешел под крыло своего давнишнего знакомого Владимира Потанина. А в конце 1996-го он стал заместителем гендиректора «Норильского никеля». По некоторым сведениям, в его обязанности входило управление финансами предприятия. В том числе и изобретение схем, которые сейчас называются «оптимизацией» и вменяются в вину г-ну Ходорковскому.
Занимался этим Дмитрий Зеленин в общей сложности шесть лет. Но в 2002 году он вдруг решил поменять кресло бизнесмена на статус госслужащего. Сам Зеленин объясняет свое решение тем, что «Норникель» он спас, интерес к этому бизнесу потерял, да и размер премиальных после стабилизации обстановки на предприятии резко уменьшился.
Есть, правда, и другое объяснение: Дмитрия Зеленина с подачи Потанина из «Норильникеля» выжили. Якобы поводом для этого послужила одна не слишком удачная финансовая операция. «Зеленин провел $1,2 млрд., но «боковых» было слишком много», — говорит один из давних знакомых тверского губернатора. Переводим: в процессе проводки сумма слишком сильно уменьшилась. Стоит отметить, что размолвка между Потаниным и Зелениным оказалась лишь эпизодом. Позже партнеры помирились. Новый, 2004 год свежеизбранный тверской губернатор встречал в компании Владимира Потанина и Александра Хлопонина, губернатора Красноярского края, бывшего топ-менеджера «Интерроса».
Как бы то ни было, в октябре 2002 года будущий тверской губернатор распоряжением главы правительства РФ Михаила Касьянова был назначен заместителем председателя Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму.
В Госкомспорте Зеленин отвечал за привлечение инвестиций. Именно с его именем связывают передачу этому ведомству прав на лицензирование игорного бизнеса. Именно он подал Вячеславу Фетисову идею забрать игорный бизнес под Госкомспорт и чуть ли не самолично готовил соответствующие документы. Дебютная идея нового зампреда Госкомспорта оказалась плодотворной. Пусть и не в плане привлечения инвестиций в спорт. Лицензионный сбор сейчас приносит в федеральный бюджет около $3,2 млн. в год. А годовой доход фирм-посредников, обеспечивающих быстрое и беспроблемное получение лицензий, составляет приблизительно $30 млн.
Однако что-то у Зеленина в Госкомспорте не сложилось. Кто-то считает, что при ближайшем знакомстве с российским спортом будущий губернатор разочаровался в этой области деятельности. Кто-то утверждает, что причиной стали конфликты с Вячеславом Фетисовым, которому якобы не понравились чрезмерные амбиции Дмитрия Зеленина. Кто-то просто говорит, что Зеленин сразу после каждого назначения начинает искать себе новое место работы. Сам же тверской губернатор высказывается так: «Вы же понимаете, что первым лицом быть всегда лучше, чем вторым».
В общем, наш герой решил податься в губернаторы. Еще в 2002 году он познакомился с молодым политиком из Твери Олегом Лебедевым. Лебедев, владевший бизнесом в области, на тот момент являлся депутатом Тверской городской думы и метил в мэры города. Оказалось, что Зеленин и Лебедев могут быть полезны друг другу: один — финансами, другой — связями в области. В результате летом 2003 года Олег Лебедев был избран мэром Твери, а в декабре того же года Дмитрий Зеленин стал губернатором Тверской области.
На местных каналах во время губернаторской кампании кандидата Зеленина показывали столько же, сколько на центральных каналах во время президентской кампании показывали кандидата Путина. Председатель ГТРК «Тверь» Геннадий Лагутин жалобно объяснял, что его вызывали в Москву и велели показывать только одного кандидата. Поддержать Дмитрия Зеленина на выборах приезжали спикер Совета Федерации Сергей Миронов и глава «Единой России» Борис Грызлов. А министр по чрезвычайным ситуациям и один из лидеров ЕР Сергей Шойгу не только посетил Тверь, но даже снялся в агитационном ролике, уверяя всех жителей области, что «Зеленину есть за что верить».
Во время выборов Тверская область пережила настоящее нашествие российских эстрадных деятелей. В предвыборной кампании Дмитрия Зеленина поучаствовали Алена Апина, Анастасия Волочкова, группа «Руки вверх». Все это провинциальное великолепие оплачивал благотворительный фонд Зеленина «Доброе начало». Он же раздавал подарки малоимущим и лекарства пенсионерам.
На одном из заседаний избирательной комиссии председатель тверского избиркома Михаил Титов открыто признал, что происходит откровенный подкуп избирателей, но происходит он строго в рамках закона. Дело в том, что фонд «Доброе начало», от имени которого творились все благодеяния, принадлежал отцу кандидата, Вадиму Зеленину, а Дмитрий Зеленин юридически был ни при чем.
Вся эта обширная деятельность под названием «избирательная кампания» обошлась Зеленину в рекордную цифру $40 млн. (Губернатором можно стать за сумму, в несколько раз меньшую — например, предвыборная кампания губернатора Московской области Бориса Громова в 2000 году обошлась в $12 млн.) Нужно признать, что деньги были потрачены не зря. Кампания была крайне пышная. Олигарх Зеленин превратился в главного кремлевского кандидата. За него агитировали Шойгу, Миронов и Грызлов.
Рассказывают, что в процессе поучаствовал даже супервлиятельный Виктор Иванов, бывший на тот момент заместителем главы администрации президента. Он тянул в тверские губернаторы своего ставленника — генерала милиции Игоря Зубова. Но в один прекрасный день Игорь Зубов узнал, что в Кремле предпочли Зеленина и именно его будет поддерживать «Единая Россия». По этому поводу в партии власти даже произошел очередной скандал. Ведь тверские «единороссы» уже высказались в поддержку Зубова. А потом вдруг приехал Шойгу и стал агитировать за Зеленина.
Безусловно, будучи прежде всего бизнесменом, Зеленин прекрасно знал, что в случае победы его инвестиции в политику не пропадут. Тверская область небогата, однако при наличии грамотного подхода и губернаторского поста даже на ее территории можно делать деньги. Например, скоро ожидается реконструкция автомагистрали Москва-Тверь-Санкт-Петербург, значительная часть которой проходит по территории области. Подряды на дорожное строительство могут быть очень выгодными. К тому же в области много леса.
А еще в последнее время москвичи стали активно покупать дачные участки за пределами Московской области. За два предыдущих года земля в некоторых районах соседней Тверской области подорожала чуть ли не в шесть раз, и среди московской бизнес-тусовки вложения в земельные участки в этой области считаются очень перспективным бизнесом.
Ряд заметок по истории бизнеса и личных качеств Зеленина
1. Не смотря на внешне кажущуюся скромность и показную расчетливость, Зеленин в реальной жизни часто демонстрирует беспринципность и склонность к авантюрам, что неоднократно приводило к потерям крупных сумм денег, а возникающие проблемы предпочитал решать внеправовым способом.
Подробнее:
— на этапе становления, по имеющейся информации, Зеленин пользовался крышей «Долгопрудненской» группировки, причем ряд ее представителей, с которыми Зеленин был напрямую связан, были устранены позднее, возможно, как ненужные «свидетели» истории его бизнеса;
— после «Долгопрудненских», крышей Зеленина выступали ряд группировок, работавших с «Бюро информационных технологий» (БИТ). БИТ получило широкую известность в своих связях с коррумпированными сотрудниками РУБОПа и авторитетов солнцевской ОПГ;
— доверенные лица из окружения Дмитрия Зеленина, например, Милованов Станислав («Ресурс-центр») называли его «ДВЗ» и отмечали его склонность разрешать свои проблемы через криминальные связи. По мнению другого партнера Зеленина – Голушко Александра Валентиновича («Гирвас»), Зеленин обладал «правом» на устранение неугодных, которым неоднократно пользовался;
— несколько раз Зеленин, в период «вывода» активов из «Промрадтехбанка», пользовался «непроверенными» каналами обналички, что приводило к потере денег, попытки разобраться по этим долгам, приводили Зеленина к стычкам с чеченскими и дагестанскими ОПГ. В данном случае, Зеленин предпочел прекратить «розыск» денег;
— кроме криминальных связей, после становления компаний «Микродин» и «Интеррос», в окружении Зеленина появились Пацхверия (бывший высокопоставленный чиновник КГБ, занимался «Газпромом») и Сардак (возглавлял СБ «Газпрома», бывший сотрудник МВД). По мнению ряда лиц, Пацхверия и Сардак состоят на «довольствии» у Зеленина;
прочитать полностью
Стриптиз для членов партии
Тверской губернатор Дмитрий Зеленин нашел в Красноярске качественный стриптиз (2005 г.)
Воспользовавшись тем, что очередной съезд партии проходил далеко от семейных очагов, в Красноярске, делегаты «Единой России» повеселились на славу. Два закадычных товарища — губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин и 35-летний депутат Госдумы Владимир Мединский протестировали местных стриптизерш.
Глубокой ночью товарищи отправились обследовать окрестности в поисках веселых заведений. Сначала зашли в ресторан «Домино», потом в бар «Пилот», в клуб «Зажигалка». Но больше всего молодым политикам понравилось «Крем Холл Кафе». Как потом они объяснили свои соратникам, там они нашли самый качественный стриптиз.
Материал подготовил Константин Анофриев,
«Секретные материалы России»
Источники: «Профиль», а также анонимные источники
«СЕКРЕТИНФО».
«Секретные материалы России» («СЕКРЕТИНФО»)