Неверов Валерий Иванович — председатель совета директоров многопрофильного концерна «Гермес», президент Транснациональной нефтяной корпорации «Гермес-Союз»
С самого начала
Родился 2 июня 1952 года в деревне Шашмурино на юге Тюменской области в семье бухгалтера и учительницы, русский. Дед Неверова был крестьянином и очень религиозным человеком. Предки с XVII века «известны в Сибири своими благотворительными делами: строили храмы, делились доходами от купеческой прибыли с сирыми и неимущими».
Детство провел в поселке Голышманово под Тюменью (1959-68 гг.). Окончил среднюю школу с золотой медалью.
Окончил физический факультет Уральского государственного университета и аспирантуру Московского института металлургии им. Байкова. Защитил кандидатскую диссертацию. Готовил докторскую диссертацию по теме «Взаимодействие жидких и твердых металлов».
Опубликовал более 40 научных статей. Автор двух монографий, нескольких изобретений.
После окончания учебы в институте преподавал в Удмуртском государственном университете, с 1982 года — в Тюменском государственном университете. Заведовал кафедрой молекулярной физики.
Был членом КПСС.
С 1986 года начал заниматься бизнесом. Создал «под крышей» Тюменского университета кооператив «Эффект», который специализировался на доведении до коммерческой стадии перспективных разработок в области металлообработки и нефтедобычи. В 1988 году, будучи заведующим кафедрой, был направлен в докторантуру.
В том же, 1988 году возглавил центр научно-технического творчества молодежи «Спектр».
В августе 1990 года отложил защиту докторской диссертации и зарегистрировал фирму Научно-Технический Центр (НТЦ) «Гермес» (уставной фонд 10 тысяч рублей), которая специализировалась на внедрении новых технологий для нефтегазодобывающей промышленности (вертолетный лазерный локатор для обнаружения утечки метана из нефтегазопроводов, датчики давления и уровня нефти в нефтепроводах, вибрационный станок для шлифовки мелких штампованных деталей, прибор для измерения пульса и артериального давления и т.п.).
В начале 1991 года стал одним из инициаторов создания Тюменской товарно-фондовой биржи (ТТФБ).
Оставаясь членом биржевого совета ТТФБ, выступил с предложением открытия концерна энергетических бирж, которые создали бы единое брокерское пространство от Сибири до Балтики. В начале 1991 года стал президентом Тюменско-Московской биржи «Гермес» и вошел в советы ряда других бирж. Летом 1991 года акционировал НТЦ «Гермес и К». В Тюмени открыл технопарк и «Международный научно-технический центр» (уставной фонд — 300 миллионов рублей), организовал около 20 дочерних компаний «Гермеса» в Кузбассе, Краснодарском крае, Калининградской и Ростовской областях и на Украине.
В конце 1991 года учредил Тюменский торговый дом (уставной фонд — 25 миллионов рублей), став сопредседателем его совета директоров. Тогда же создал Московский акционерный банк «Гермес-Центр» (уставной фонд — 1 миллион рублей), который специализируется на финансировании разработок новейших технологий и инвестировании добычи и переработки энергоносителей, заняв пост председателя совета директоров банка «Гермес-Центр» (в 1995 «Гермес-Центр переименован в Банк инвестиций и сбережений»).
С 1991 года — президент многопрофильного концерна «Гермес», с 1992 года — председатель Совета директоров концерна «Гермес» (пост президента концерна оставил), с мая 1992 года — президент транснациональной нефтяной компании «Гермес-Союз».
24-26 февраля 1992 года выиграл заключительный тур конкурса «Российский бизнесмен — 91».
С 1992 года — президент благотворительного фонда «Российский бизнесмен-91».
В мае 1992 года вошел в состав Совета предпринимателей при главе администрации Тюменской области Юрии Шафраннике и занял в нем пост председателя. С начала 1993 года Совет называется Совет Тюменского областного Союза промышленников и предпринимателей (г. Тюмень).
С 1992 года ведет активную пропагандистскую деятельность по формированию своего имиджа как наиболее перспективного политика будущего. Печатает под своим именем огромное количество статей и интервью (до 5-7 текстов в неделю) на экономико-политические темы, преимущественно в оппозиционноых национал-патриотических, но также и в официозных и демократических изданиях.
21 января 1993 года Неверов заявил на пресс-конференции, что концерн выдвигает президента биржи «Гермес» Морыженкова на на пост мэра Москвы на предстоящих выборах (выборы не были проведены).
2 апреля 1993 года выступил с открытым письмом на имя Президента Ельцина с просьбой захоронить тело Ленина, представляющее собой символ «лагерного коммунизма».
В марте 1993 года совместно с президентом Международного биржевого и торгового союза Константином Затулиным обратился с призывом провести совместное Всероссийское совещание представителей Советов по предпринимательству при Советах народных депутатов, правительствах и главах администрации краев, областей и республик России с участием руководителей Советов, глав администраций и лидеров ведущих союзов и ассоциаций предпринимателей страны. Весной -летом 1993 года вместе с Константином Затулиным был одними из инициаторов создания Объединения «Предприниматели за новую Россию» (ОПНР) и после учредительного съезда объединения в июле 1993 года стал членом его Координационного совета. и после учредительного съезда объединения в июле 1993 года стал членом его Координационного совета (к осени от активной роли в руководстве ОПНР отошел).
В июле 1993 года опубликовал в газете «Деловой мир» анкету, в которой попросил читателей ответить на несколько вопросов, касающихся перспектив участия концерна «Гермес» в политике. В частности, в анкете был вопрос, считает ли читатель «необходимым для руководителей концерна «Гермес» выставление своих кандидатурна выборах глав администраций регионов России, парламента, президента», и вопрос том, кого персонально читатель «хотел бы видеть президентом России» (был приведен список из 11 кандидатур, включая Горбачева, Ельцина, Гайдара, Руцкого, Черномырдина и самого Неверова). С августа 1993 года начал выпускать газету «Гермес», в которой подобные анкеты публикуются регулярно (тираж в 1995 году 1 млн. экз., два раза в месяц, 16 полос).
Летом 1993 года участвовал в работе Конституционного совещания (секция предпринимателей и товаропроизводителей). Высказывал мнение, что работа этого совещания должна продлиться 3-4 года.
В октябре 1993 года принял участие в создании объединения по выборам в Федеральное собрание на базе «Партии Консолидации» (небольшой политической организации, выступавшей до октябрьских событий в поддержку руководства Верховного Совета России (председатель партии — генеральный директор российско-швейцарского концерна «Интер-Урал» Александр Тихонов), получив N2 в списке. Список не собрал необходимых для участия в выборах 100 тысяч подписей. Баллотировася в Государственную Думу от группы избирателей по одномандатному окуругу (Тюменский N 179), проиграл выборы тележурналисту Александру Трушникову.
С марта 1994 года — член правления политического клуба «Реалисты» (председатель правления — Юрий Петров).
В июле 1994 года при покровительстве Неверова была создана политическая партия «Русский стиль», которую возглавил Георгий Семин — руководитель одной из дочерних фирм концерна — «Гермес-Интер-Финанс» (в сентябре 1994 года Г.Семин неудачно баллотировался в депутаты Государственной Думы на вакантное место по Мытищинскому округу, получив 7 место — 5 % голосов. Заметной помощи ни от Неверова, ни от системы «Гермес» Семин во время избирательной кампании не получил).
В ноябре 1994 года провел широко разрекламированную квартирную лотерею для акционеров «Гермеса», в которой роль лотерейных билетов играли свидетельства о депонировании пакетов акций. Первоначально предполагалось, что первый розыгрыш квартир состотся в 1996 году, но затем было принято решение провести его досрочно. В общей сложности было разыграно 90 квартир — однокомнатнях (среди владельцев пакетов по 500 акций), двухкомнатных (по 1000 акций) и трехкомнатных (по 1500 акций). Помимо политических целей — привлечения симпатий потенциальных избирателей, эта акция имела и чисто экономические мотивы — у концерна возникли трудности с выплатой акционерам дивидентов и потребовались неординарные меры, чтобы снизить их недовольство.
К 1999 году Неверов обещал разыграть 11 тысяч квартир, построенных на деньги концерна.
На выборах в Государственную думу в 1995 баллотировался по федеральному списку Блока Ивана Рыбкина, который не прошел 5-процентный барьер.
Вскоре Неверов исчез. Его финансовые структуры оказались «пирамидами». 2 апреля 1998 г. «АиФ» писали: «Г-н Неверов, если верить некоторым источникам, находится на территории России. Следственные органы располагают данными о его местонахождении, но, по соображениям безопасности «пирамидостроителя», адрес его офиса называть отказываются. Действительно, он неоднократно выезжал за рубеж на лечение. У Валерия Ивановича целый набор серьезных хронических заболеваний на почве нервных расстройств. Сумасшедшие деньги и проклятия обманутых вкладчиков сильно подточили его здоровье. В частности, он страдает от бессонницы и сильнейших головных болей. Было подозрение на опухоль мозга, но швейцарская клиника не подтвердила этот страшный диагноз. Неверов скрывается от своих клиентов. Даже внешность свою изменил: отпустил бороду, одевается в сильно поношенную одежду и своим внешним видом практически не отличается от несчастных акционеров «Гермеса», у которых он выманил деньги».
Придерживается умеренно национал-патриотических взглядов.
Занимается благотворительностью.
Первый благотворительный акт сделал, когда получил 43 тысячи рублей наследства и сразу перечислил десятую часть на курсы по излечению от алкоголизма. В 1991 году учредил 10 стипендий по 500 рублей для студентов Тюменского универститета и Тюменского индустриального института. В начале 1991 года по инициативе Неверова было перечислено 500 тысяч рублей от НТЦ «Гермес» на восстановление московского храма Успения Богородицы в Печатниках и Владимирского собора Сретенского монастыря.
В том же году пожертвовал 5 миллионов рублей из личных сбережений на возрождение храма Христа Спасителя в Москве. В марте 1993 года передал на храм Христа Спасителя еще 50 миллионов рублей. (этот взнос был выплачен частично в акциях, частично в «нефтяных контрактах»).
Не курит. Не употребляет спиртных напитков. Раз в год проводит лечебные голодания — 24 дня пьет только воду и не принимает пищи и при этом бегает ежедневно 30 километров.
Хобби — книги.
По собственным словам, «трудоголик».
Разведен, дочь Наташа (1980 г.р.). Новую семью, по его словам, не создает из-за занятости — работает по 16 часов в сутки. Бывшая жена и дочь живут в Тюмени.
Состояние
Сам затрудняется точно оценить свое состояние, сославшись на то, что деньги все время в деле. Однако признался, что у него лично после всех благотворительных вкладов осталось около 50 миллионов рублей (начало 1993 года).
По собственным словам, первый благотворительный шаг сделал когда получил 43 тысячи рублей наследства и сразу перечислил десятую часть на курсы по излечению от алкоголизма.
Политические симпатия и предпочтения
Считает, что в России нет стройного налогового и предпринимательского законодательства (5), а нынешняя налоговая система только подталкивает инфляцию. По его мнению, после правительств Рыжкова, разрешившего деятельность негосударственных предприятий, и Павлова, давшего им организационно-правовые нормы, кабинет Гайдара только отбирал и «ограничивал флажками» предпринимательскую деятельность, оставив только два вида деятельности, которые окупаются: продажа за рубеж сырья и собственности. Выпуск же продукции, даже остродефицитной, убыточен изза налоговой системы.
Считает, что многое в реформах Гайдара было задумано правильно, но получилось «вкривь и вкось» из-за того, что он забыл, что имеет дело не с американским, а с российским народом. Правильные по сути законы здесь действуют совершенно не так. По мнению Неверова, Россия никогда не будет жить по тем законам, по которым живут американцы.
Полагает, что надо сделать экономически невыгодным экспорт сырья, увеличив налоги в этой отрасли, потому что идет неприкрытый грабеж России. Огромный вывоз из нее, например, нефти сбивает цены на мировом рынке. При этом выигрывают импортеры, а потери несут все без исключения экспортеры (16). Вообще, необходимость сокращения до предела экспорта нефти из России — основная мысль выступлений Неверова в прессе в 1993 г. При этом он также выступает против выполнения рекомендаций Всемирного банка и других международных финансовых институтов, которые «ориентируют правительство на проведение тендеров на освоение наших крупных месторождений». Он считает, что «следует полностью прекратить политику раздачи месторождений иностранцам, которые практически во всех случаях собираются львиную долю нефти отправлять за рубеж… Основнные средства нужно вкладывать не в наращивание нефтедобычи для экспорта, а во всю цепочку переработки нефти… Реальных союзников надо искать среди зарубежных экспортеров нефти».
Материал подготовил Руслан Ткаченко,
«Секретные материалы России»
Источники: «Известия», «Труд», «Российские вести», «Советская Россия», «Московская правда», «Деловая Сибирь», «Красная звезда», «Литературная газета», «Пресса России», «Литературная Россия», «Коммерсант», «», ИИЦ «Панорама»
«СЕКРЕТИНФО».
«Секретные материалы России» («СЕКРЕТИНФО»)