«Компроматная Информация»: Кагарлицкий Борис Юльевич. Досье

Кагарлицкий Борис Юльевич — директор Института проблем глобализации, бывший депутат Моссовета

С самого начала

Родился 28 августа 1958 в Москве, русский. Сын театроведа и литературоведа Юлия Кагарлицкого.
В 1975-80 годах учился в Государственном институте театрального искусства им. А.В.Луначарского (ГИТИС), но накануне защиты диплома был исключен из института и защитил его только в 1988 году. Тема — социология культуры. кандидат политических наук (1995).
В 1980-1982 годах работал почтальоном, в 1983-1988 годах — лифтером, с 1989 по 1991 год — обозревателем агентства ИМА-пресс. С весны 1992 года — обозреватель газеты профсоюзов «Солидарность», с марта 1993 работает также экспертом Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).
Политической деятельностью занимается с 1978 года, когда начал издавать самиздатский машинописный журнал «Левый поворот» (первый номер вышел в 1979 году, в 1980 году переименован в «Социализм и будущее»). В 1979 году, будучи студентом 5-го курса, стал кандидатом в члены КПСС, но в том же году КГБ стало известно о том, что он является издателем «Левого поворота», вследствии чего Кагарлицкий в начале 1980 года был исключен из кандидатов в члены партиии и из ГИТИСа (с формулировкой «за антиобщественную деятельность»).
В начале апреля 1982 года был арестован по делу так называемых «молодых социалистов» (кроме него были арестованы Павел Кудюкин, Андрей Фадин, Юрий Хавкин, Владимир Чернецкий и другие, а позже — Михаил Ривкин).
После письменного обещания не заниматься более антисоветской деятельностью был освобожден вместе с Кудюкиным, Фадиным и некоторыми другими в апреле 1983 года. Решение о помиловании до суда было вынесено Президиумом ВС СССР (во главе с Юрием Андроповым) — уникальный случай в советской юридической практике. В июле того же года выступал в качестве свидетеля на суде над Михаилом Ривкиным. Хотя на суде Кагарлицкий заявил, что не считает контакты Ривкина с ним подпадающими под действие ст.70 Уголовного Кодекса, его показания были использованы для осуждения Ривкина, приговоренного к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки.
Осенью 1986 года вместе с Григорием Пельманом и Глебом Павловским участвовал в создании Клуба социальных инициатив (КСИ) — одного из первых неформальных образований периода «перестройки».
Был одним из организаторов первой конференции неформалов в августе 1987 года встреча-диалог «Общественные инициативы в перестройке»), на которой вместе с лидерами клуба «Община» Андреем Исаевым   и Александром Шубиным стал инициатором создания Федерации социалистических общественных клубов (ФСОК). В сентябре 1987 совместно с Александром Гришиным начал выпускать самиздатский журнал «Свидетель» (с третьего номера переименованный в «Левый поворот»). В сентябре 1987 Б.Кагарлицкий и Михаил Малютин создали из членов КСИ, вошедших во ФСОК, группу «Социалистическая инициатива».
В ноябре 1987 года, после снятия Бориса Ельцина с поста первого секретаря Московского городского комитета КПСС, вместе с лидерами «Общины» организовывал кампанию ФСОК «в защиту гласности в деле Ельцина» (сбор подписей, неудовлетворенная заявка в Моссовет на проведение митинга).
В мае 1988 скептически отнесся к идее создания Народного фронта как объединения всех неформальных демократических группировок. Однако 12 июня 1988 «Социалистическая инициатива» вошла в Оргкомитет Московского Народного фронта (МНФ), а вскоре Кагарлицкий стал одним из лидеров Оргкомитета (с 7 июля — Оргсовета) МНФ. Однозначно социалистическая ориентация «большинства» членов Оргкомитета, к которому принадлежал Кагарлицкий, и попытки некоторых сторонников «большинства» монополизировать представительские функции в московском неформальном движении вызвали выход из Оргкомитета МНФ шести клубов «меньшинства» (в том числе КСИ и «Общины»), выступавших за общедемократичские приоритеты в программе МНФ и его конфедеративную структуру. В августе 1988 года КСИ заявил о том, что Кагарлицкий не является больше его членом.
На конференции неформалов 29-31 августа 1988 в Ленинграде (так называемая «конфренция на опушке леса») Кагарлицкий вместе с Андреем Даниловым, Евгением Дергуновым, Анатолием Головым, Анатолием Медведевым отстаивал идею немедленного создания Народного фронта со всероссийской структурой, но она не была поддержана.
В октябре 1988 был избран в первый состав Координационного совета (КС) МНФ.
В январе 1989 года сторонники МНФ безуспешно пытались выдвинуть кандидатуру Кагарлицкого в народные депутаты СССР.
Был одним из основных авторов программных документов МНФ. Весной 1989 года на Программной и Учредительной конференциях МНФ отстоял социалистическую терминологию программы фронта. Был переизбран в КС МНФ на Учредительной конференции 20 мая 1989.
Летом 1989 года был одним из инициаторов создания Московского комитета новых социалистов (МКНС) — из числа последовательных социалистов в МНФ.
К осени 1989 года в МНФ усилились позиции равнодушных к социалистической идеологии стороников «прагматической линии» (В.Боксер, М.Шнейдер, В.Уражцев, А.Головин), а также антисоциалистической «Демократической фракции». В связи с этим Кагарлицкий постепенно отошел от активного участия в МНФ и перенес свою основную деятельность в МКНС. С 1989 года был членом бюро МКНС.
В сентябре 1989 года некоторые стороники «Демократической фракции» МНФ, ссылаясь на «дело Ривкина», выдвигали против Кагарлицкого обвинения в сотрудничестве с КГБ, но созданная по этому поводу комиссия МНФ отвергла эти обвинения.
В конце декабря 1989 года на базе МКНС и Иркутского комитета новых социалистов создал Всероссийский комитет за Социалистическую партию (ВКСП).
В начале 1990 года принял участие в формировании избирательного блока «Демократическая Россия (ДДР)», вошел в рекомендатльный список ДР и в марте 1990 был избран депутатом Моссовета. Был основным автором предвыборной программы «Город для горожан», которую поддерживало около ста кандидатов в депутаты Моссовета из блока ДР.
В Моссовете был среди тех немногих депутатов — членов блока ДР, которые хотели бы видеть Председателем Моссовета Сергея Станкевича (соратника Кагарлицкого по МНФ), а не Гавриила Попова, и открыто выступили против его избрания.
Летом 1990 года вышел из блока ДР в Моссовете и вместе с Владимиром Кондратовым, Александром Поповым и другими создал депутатскую группу «Московские левые» (с 1992 года группа называлась «Фракция труда»).
В июне 1990 года на I съезде Социалистической партии был избран одним из 9 членов ее исполкома (оставался им до официального роспуска партии в марте 1992 года).
Летом-осенью 1990 года участвовал в попытке организации блока левых социалистических организаций (противостоящего как КПСС, так и Движению ДР), подписав вместе с лидерами анархо-синдикалистов и некоторыми другими левыми письмо с призывом к созданию Движения «Народное самоуправление».
Весной 1991 года выступил инициатором выдвижения от СП кандидатуры Татьяны Корягиной в мэры Москвы и был ее доверенным лицом (избирательная комиссия отказала Корягиной в регистрации и она не баллотировалась).
В августе 1991 года Кагарлицкий и другие руководители соцпартии вместе с анархо-синдикалистами, группой «Марксизм XXI», некоторыми деятелями Московской федерации профсоюзов и председателем Моссовета Николаем Гончаромвыступили с инициативой создания Партии труда (ПТ). В январе 1992 года Кагарлицкий участвовал в учредительной конференции Московской городской организации ПТ и был избран членом ее Совета. На Учредительной конференции ПТ в октябре 1992 года избран членом Совета партии, на Совете — членом исполкома.
Резко осудил роспуск парламента Президентом Ельциным в сентябре 1993 года. Приложил усилия к информированию иностранных парламентариев о ситуации в России, результатом чего стало заявление протеста против действий Ельцина, подписанное рядом лейбористских депутатов британского парламента. После введения чрезвычайного положения на непродолжительное время задерживался милицией.
Намеревался принять участие в выборах 1993 в Федеральное собрание в списке Социалистической партии трудящихся (СПТ).
Осенью 1994 года скептически отнесся к принятой большинством руководства ПТ идее вхождения вместе в Российский социал-демократический союз (РСДС). После фактического прекращения в 1995 году деятельности ПТ занимается главным образом политической публицистикой.
Работал старшим научным сотрудником Института сравнительной политологии РАН. (ИСПРАН — бывший Институт международного рабочего движения).
Осенью 1997 входил в список кандидатов в депутаты Московской городской Думы от Блока Николая Гончара, выборы проиграл.
В марте 2000 года стал одним из создателей (вместе с Иваном Засурским и др.) «Союза-2000» — общественно-политической организации, созданной с целью участия в выборах в союзный парламент России и Белоруссии (предполагалось, что они пройдут в 2000-2001 гг.), а также призывавшей во время выборов Президента РФ к бойкоту первого тура выборов и к голосованию «против всех» — во втором. Помимо этого, организация выступала за бойкот программ центрального телевидения.
В ноябре 2001 выступил одним из инициаторов антиглобалистского движения «Мир — не товар !».
Осенью 1991 года основал газету «Обозреватель», став ее главным редактором (вышло только 2 номера).
Автор книги «Диалектика надежды», фрагменты из которой (под псевдонимом В.Краснов) публиковались в начале 1980-х годов в эмигрантском журнале «Проблемы Восточной Европы» (полностью опубликована в 1989 году во Франции, в издательстве «Слово»). За изданную в Лондоне книгу «Мыслящий тростник» (на английском языке) в 1988 году получил Дойчеровскую премию. В 1990-1991 годах опубликовал в Лондоне (на английском языке) книги «Диалектика перемен» и «Прощай, перестройка», в Берлине (на немецком языке) — книгу «Квадратные колеса (Хроника демократического Моссовета)». «Прощай перестройка» издана также на японском и турецком языках. В 1992 году издал в Москве книгу «Расколовшийся монолит» (на основе серии своих публицистических статей 1989-1991 годов), которая до русского издания выходила также на английском, немецком, шведском и финском языках (готовились турецкое и корейское издания).
В газете «Солидарность» во второй половине 1993 года публиковался остроумный цикл «Сказки братьев Green», в котором Кагарлицкий и его соавтор Александр Сегал превращают традиционные сказочные сюжеты в сатиры на современные темы (демократы у власти, приватизация и т.п.).
С 1999 года постоянно публикуется в «Новой газете». С октября 2000 года — штатный обозреватель «Новой газеты «. В 2002 году —  заведующий отдела «Политика и СМИ» «Новой газеты».
С 2002 года — директор Института проблем глобализации.
С ноября по декабрь 2002 года — шеф-редактор отдела «Политика» аналитического журнала «Смысл».
С 2003 года — член редакционной коллегии общественно-политического еженедельника «Родная газета».           

Владеет английским, французским, итальянским, немецким, испанским языками.
Женат, сын Георгий (1986 г.р.).

Взгляды, суждения

Свои политические взгляды Кагарлицкий характеризует как социалистические и марксистские, среди авторов, оказавших на него сильное влияние, называет Маркса, Антонио Грамши, Макса Вебера и Эриха Фромма. Политическими оппонентами часто обвиняется в троцкизме, но сам какое-то особое влияние Троцкого на его взгляды отрицает. Крайне критически относится ко всем современным политикам России, «от Ельцина — до Анпилова». Из политических деятелей прошлого симпатизирует Гарибальди.
Считает, что южные острова Курильской гряды должны остаться в составе России.  www.komprinfo.ru
Наша почта

Оцените статью
OTKROVENIE.NET
Добавить комментарий