Гуров Александр Иванович — депутат Государственной Думы РФ третьего и четвертого созывов
С самого начала
Родился 17 ноября 1945 в селе Шушпан-Ольшанка Старо-Юрьевского района Тамбовской области, русский. В семье было шестеро сыновей, А.Гуров — старший. Отец умер в 1977 году.
Заочно окончил юридический факультет Московского государственного университета. Защитил кандидатскую диссертацию по анализу карманных краж. В организации действий групп карманников, по мнению Гурова, можно было обнаружить некоторые признаки организованной преступности. Докторская диссертация Гурова была полностью посвящена изучению проблем организованной преступности в СССР, при этом он часто не делал различий между преступностью групповой и организованной. Например, Гуров утверждал, что МВД за год раскрыло 1500 преступных организаций, хотя реально 900 из них состояли не более чем из трех человек.
С 1967 года служил в органах внутренних дел, был рядовым в конвойном полку милиции. В 1970 году перешел в отдел уголовного розыска в аэропорту Внуково, затем работал инспектором боевой подготовки.
В 1974-1978 годах работал в Управлении уголовного розыска МВД СССР.
Был вынужден уйти из Управления из-за убийства рассвирепевшего домашнего льва, напавшего на людей (убитый лев снимался в фильме «Необыкновенные приключения итальянцев в России»). Гуров был обвинен в жестоком отношении к животным.
С 1978 года работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте (ВНИИ) Министерства Внутренних Дел (МВД) СССР.
В 1988 году после публикаций статей журналиста Юрия Щекочихина о советской мафии, основанных на интервью с Гуровым и вызвавших большой общественный резонанс, Гуров стал широко известен. Министр внутренних дел СССР Вадим Бакатин предложил ему на выбор посты либо начальника Управления, либо помощника министра. Гуров принял первое предложение и стал начальником VI Главного управления МВД СССР по борьбе с организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом. Ему было присвоено звание генерал-майора.
В 1990 году был избран народным депутатом России по 33 Мичуринскому территориальному округу (Москва). Был одним из трех депутатов по Москве, кандидатуры которых поддерживал «Блок общественно-патриотических движений России». Сам Гуров говорил, что его включили в этот список без его ведома, но ни публично, ни печатно от поддержки «патриотов» не отрекался. В то же время его доверенным лицом был Ю.Щекочихин, входивший в Межрегиональную депутатскую группу (МДГ).
В 1990-1993 гг. был членом Комитета ВС России по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью. Участвовал в работе комиссии ВС, созданной в 1991 году для расследования «Дела о ста сорока миллиардах рублей», которые по договору между двумя российскими и южноафриканской фирмой и с санкции заместителя Председателя Совета Министров РСФСР Геннадия Фильшина должны были быть «проданы» за 7 миллиардов 756 миллионов долларов.
На съездах голосовал за приостановку действия 6-й статьи Конституции, предусматривавшей руководящую роль КПСС, голосовал против принятия «Декрета о власти».
12 декабря 1991 голосовал в Верховном Совете за ратификацию Беловежских соглашений и за денонсацию Россией Союзного договора 1922 года.
Весной 1992 года вступил в депутатскую группу «Гражданское общество», в основном сформировавшуюся из бывших радикальных демократов, перешедших в оппозицию Ельцину и Гайдару. Осенью 1992 года группа вошла в оппозиционный блок «Российское единство».
Сотрудничал с экономистом и публицистом Татьяной Корягиной, предоставляя ей некоторые материалы для публикаций по вопросам организованной преступности.
В качестве начальника управления отдал приказ о проведении ряда следственных действий в отношении фирмы Артема Тарасова «Исток». Ряд коллег Гурова скептически оценивали работу его управления, считая, что она носит показной характер. Полковник А.Волобуев из ВНИИ МВД обвинил осенью 1991 года в прессе управление Гурова в том, что оно использовалось для «удушения предпринимательства».
После ликвидации МВД СССР у Гурова не сложились отношения с министром внутренних дел России Виктором Ериным, и он вынужден был перейти в Министерство безопасности с понижением в должности. После ухода обвинил руководство МВД России в развале его управления.
Занимал пост первого заместителя начальника Центра общественных связей Министерства безопасности. В июне 1992 года на пресс-конференции Гуров сказал, что МБР поддерживает заявление генерал-майора Александра Лебедя о ситуации в Приднестровье (Лебедь обвинил руководство Молдавии в фашизме и в проведении политики геноцида в отношении народа Приднестровья).
В сентябре 1992 года Гуров обвинил Глеба Якунина, Льва Пономарева и ряд других членов комиссии по проверке архивов КГБ в незаконном использовании этих документов и даже в их краже. В ответ упомянутые им депутаты потребовали привлечь Гурова к ответственности за клевету.
Работал консультантом Регионального управления по борьбе с организованной преступностью (РУОП) и руководителем Департамента безопасности «ТЭПКО-банка «, затем возглавил Научно-исследовательский институт при МВД.
Затем — вице-президент фирмы «Информ-сервис».
В 1995 году баллотировался в Государственную Думу ФС РФ второго созыва по общефедеральному списку избирательного блока «Памфилова-Гуров-Лысенко», не преодолевшему 5-процентного барьера на выборах 17 декабря 1995 года.
3 октября 1999 на первом Съезде Межрегионального движения «Единство» был утвержден третьим номером в Центральной части общефедерального списка избирательного объединения «Единство» для участия в выборах в Государственную Думу ФС РФ третьего созыва в декабре 1999 года. Был избран членом Координационного совета блока.
19 декабря 1999 был избран депутатом Государственной Думы РФ третьего созыва по списку блока «Единство» («Медведь»).
В Государственной Думе третьего созыва в январе 2000 года зарегистрировался во фракции «Единство» (член президиума фракции).
19 января 2000 в результате «пакетного соглашения» возглавил Комитет Государственной Думы по безопасности.
27 февраля 2000 на учредительном съезде Общероссийского политического общественного движения (ОПОД) «Единство» был избран членом политсовета ОПОД «Единство».
27 мая 2000 на учредительном съезде партии «Единство» был избран членом президиума политсовета партии.
В октябре 2000 года стал одним из инициаторов создания (вместе с А.Лукьяновым, В.Володиным и П.Крашенинниковым) депутатского межфракционного объединения Государственной Думы РФ «Юристы России».
В феврале 2001 года подписал обращение фонда «Дружбы с народами арабских стран» к президенту, правительству, Государственной Думе РФ, Совету безопасности ООН, Конгрессу США и др. с требованием выхода России «из режима американских санкций против Ирака в одностороннем порядке».
В марте 2001 года вошел в депутатскую межфракционную группу Государственной Думы РФ «Честь, Долг, Отечество — кадровые военные».
Выступая 22 мая 2001 года перед журналистами, высказал свое возмущение в связи с тем, что руководители налоговой полиции и МВД «обещают деньги за доносы». Он заявил: «Я вам сказал о проблеме, которая реально существует в России. Если ее и дальше развивать — тогда 37-й год. Он и начинается с того, что психоз идет — друг на друга стучать». Он также подчеркнул, что в российском современном обществе распространяется «мораль доноса и плата за нее».
В сентябре 2003 г. был включен в общефедеральный список партии «Единая Россия» № 5 в региональной группе «Черноземье» для участия в выборах в Государственную Думу четвертого созыва.
7 декабря 2003 г. избран депутатом Государственной Думы. Вошёл во фракцию «Единая Россия». Член Комитета по безопасности.
Материал подготовил Евгений Симонов,
«Секретные материалы России» www.komprinfo.ru
Наша почта