Как военные радиочастотами торговали

Как военные радиочастотами торговали
Редакции стала известна информация об уголовном деле, в котором замешаны крупные чиновники в погонах Генштаба

В последнее время с информационного поля практически не пропадают сводки о проворовавшихся вояках. Параллельно с реформой, в ходе которой будет сокращено около 160 тысяч офицеров, Минобороны избавляется от нечистых на руку военнослужащих с большими звездами.

Только на прошлой неделе было предъявлено обвинение бывшему замначальника Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Минобороны генерал-лейтенанту Владимиру Шуховцеву и его двум бывшим подчиненным — директору авторемонтного завода МО Анатолию Ильдерякову и начальнику юрслужбы ГАБТУ полковнику Ростиславу Буцу. Им инкриминируют «мошенничество в особо крупных размерах с использованием служебного положения» («КП» писала об этом в номере от 20.03.2009 и на сайте kp.ru). Все они погорели на квартирных махинациях.

Причем подобные дела в Следственный комитет попадают не впервые. В прошлом году «Комсомолка» рассказывала о бывшем заместителе командующего Железнодорожными войсками Евгении Корнишине, умудрившемся за годы службы обеспечить себя 15 (!) квартирами (номера от 27.06.08, 4.10.08, 24.12.08). В январе он получил пятилетний срок, однако на этап пока не ушел, дожидаясь в изоляторе «Лефортово» разбирательств по новым обвинениям в мошенничестве.

Между тем в Желдорвойска нагрянула фининспекция Минобороны и ужаснулась — страсть к казенным квадратным метрам здесь приобрела какой-то нездоровый, едва ли не массовый характер. Неудивительно, что в ходе ревизии именно в отделе расквартирования и обустройства ЖДВ были выявлены самые массовые потери — около 26 миллионов рублей. К примеру, обойдя закон, через этот отдел трехкомнатную квартиру получил замкомандира 35-го желдоркорпуса полковник Пухтеев. Умолчав о своей жилплощади в Смоленске, обзавелись квадратными метрами в Москве бывший замначальника экспертно-технического отдела полковник Балабанов и экс-начальник производственно-эксплуатационного отдела полковник Самкулов.

Погорел на квартирных махинациях и еще один замкомандующего ЖДВ — недавно отправленный в отставку Анатолий Веремеев. 18 марта на него возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество в особо крупных размерах». Да что там, вопросы у прокуроров возникли даже к действующему командующему Желдорвойсками генерал-лейтенанту Сергею Климцу. Дело в том, что еще на службе в Екатеринбурге он получил там трехкомнатную и четырехкомнатную квартиры. Переведясь в Москву, написал рапорт о постановке на очередь для получения жилья в столице. Одну квартиру в Екатеринбурге, правда, Климец отдал Мин-обороны. Но вторую оформил в собственность жены и дочери. А чтобы у жилищной комиссии не возникало вопросов, предоставил справку о том, что на Свердловщине он никогда не обеспечивался жильем. Жилкомиссия пока решение не приняла, хотя проходящие сейчас по уголовным делам офицеры здесь же получали квартиры по схожим схемам. И следователи Военного следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ уже набили руку на раскрытии таких афер.

ТОРГОВЦЫ ЧАСТОТАМИ

А вот с делом, о котором речь пойдет дальше, они столкнулись, пожалуй, впервые. Итак, двое отставных полковников — Дмитрий Фунтов и Сергей Лучанинов — решили поторговать военными радиочастотами…

— Существует три полосы частот, — для понимания проводит со мной «курс молодого бойца» источник в ГВП. — ПР (правительственная), ГР (гражданская) и СИ (совместного использования). Гражданские операторы связи могут спокойно пользоваться полосой ГР. Если возможностей гражданских частот не хватает, они обращаются в Минсвязи, которое, в свою очередь, посылает запрос в Минобороны с просьбой рассмотреть возможность использования полос СИ. Военные проводят расчеты и, если их аппаратуре не помешает аппаратура гражданская, дают добро. При СССР все было очень просто. Пришла заявка, специалисты взяли линейку, карту, посмотрели, сказали: «Давай». Но потом наступили рыночные отношения…

Бывший замначальника Генштаба Евгений Карпов, замешанный в уголовном скандале, еще будучи начальником связи Вооруженных сил, построил себе эту дачу на Рублевке…
В 2001 году полковники Фунтов и Лучанинов смекнули, что на этом деле можно неплохо заработать. И учредили свою фирму «Телеком-инвестинформ». Задумка была проста — «нашпиговать» эту фирму разрешенными к совместному использованию военными частотами, закупив их у Минобороны, а потом продать гражданским в несколько раз дороже. Однако подельники забыли учесть, что коммерческая деятельность не увязывается со статусом военнослужащего, и были уволены из армии. Но желание делать деньги из воздуха не пропало. Да и связи в оборонном ведомстве остались.

В 2005 году в рамках принадлежавшего Минобороны ФГУП «Воентелеком» они создали «Центр анализа электромагнитной совместимости (ЭМС)», который занимался заключениями договоров с гражданскими структурами. По идее расчетами ЭМС должны были заниматься профильные военные НИИ. Но деньги из «Воентелекома» переводились не в институты, а в созданные при них коммерческие структуры. Откуда они возвращались на фиктивные счета в Москву, дня три перекочевывали из одной фирмы-«помойки» в другую и в итоге оседали в банках в Уфе.

— Там их, по оперативным данным, снимают наличными четыре спортсмена-уголовника, — рассказывает источник «КП» в ГВП. — Каждый из которых пакует спортивную сумку с деньгами. И эти деньги раз-два в месяц передаются этим ребятам из центра анализа ЭМС. Передаются они не в конвертах, а минимум в пакетах. Зараз получали по 15 — 17 миллионов рублей. Заказчик расчетов при этом получал свое разрешение на установку аппаратуры. Однако, по сути, в большинстве случаев никакие расчеты не требовались.

ГЕНЕРАЛ-ПОКРОВИТЕЛЬ

Очевидно, что подобные махинации не могли проводиться без покровительства в самом оборонном ведомстве. Кстати, и деньги они делили не только между собой. Одна часть — Фунтову, вторая — Лучанинову, третья — заместителю Фунтова Смольникову, а четвертая, самая расходная часть, шла в Министерство обороны.

— Пришли к Фунтову с обыском, заерзал, начал, извиняюсь, в штаны спортивные прятать какие-то бумаги, — продолжает наш источник. — Мы их вытащили. И там документы на приобретение недвижимости. Он купил себе несколько квартир. Но оформлял все на жену и дочку. Купил кучу нежилых помещений, предприятие по переработке леса в Карелии. Во время обыска он пошел в туалет. И пробыл там подозрительно долго. Постучались, зашли, а он какую-то записную книжку рвет и кидает в унитаз. Ему говорят: «Доставай». Достал. А в этой книжке записано, кому сколько он давал в Министерстве обороны: «траты Генштаба — миллион», «траты ВВС — миллион», указаны даже полковники Главного вычислительного центра, которые ведут базы данных Генерального штаба. Ежемесячно он платил им 60 тысяч рублей. А они ему приносили базы данных частотных назначений, которые Генштаб отслеживает.

Были в книжке и конкретные фамилии, среди которых — генерал-полковник Карпов Евгений Акимович. В то время он занимал должность замначальника Генштаба, начальника связи Вооруженных сил. Напротив его фамилии или должности в этой «бухгалтерии» стоят цифры 200 000, 250 000… «За общее покровительство коммерческой деятельности», — как пояснил в показаниях Фунтов.

— Карпов, кстати, в этот период построил дачу на Рублевке за 12 миллионов рублей. Выплатил, правда, за нее только семь, еще пять должен. А у Смольникова дома нашли аж 24 миллиона наличными, — говорит мой собеседник. — Они были разбросаны по всей квартире — между книгами, в старых пакетах, некоторые в резинках, которые истлели, некоторые с датами, от кого и когда он их получил. Я его спрашиваю: «Тебе зачем столько денег дома?» «Не знал, куда деть. Купил одному сыну квартиру, второму сыну квартиру»… А Лучанинова взять не успели, он убежал на Украину, осел в Харькове, сидит там, прячется.

За «домик в деревне» генерал-полковник Карпов сразу выложил семь миллионов. И еще пять обязался выплатить в рассрочку.
По данным ГВП, за 2006-м и первое полугодие 2007 года «Воентелекому» на расчеты ЭМС были выделены 1,3 миллиарда рублей. Из них в карманах Фунтова, Лучанинова, Смольникова и других «героев» осели, по предварительным данным, от 120 до 300 миллионов. Остальные деньги ушли на содержание фиктивных фирм и откаты в оборонное ведомство.

КСТАТИ

Наша редакция тоже столкнулась с этой хитроумной махинацией. С этого года в FM-диапазоне появилась радиостанция «Комсомольская правда». Пока ее оформление проходило по гражданским бюрократическим институтам (где сегодня их нет), проблем не возникало. Не возражала против совместного использования частот даже Федеральная служба охраны. Но как только документы попали на согласование в Минобороны, начались чудеса.

То ли мешает наше радио военным, то ли нет… В любом случае, неофициально нам намекнули, что вопрос решаем. За определенную сумму… Различные посредники предлагали свои услуги за 50 — 100 тысяч долларов. И это при том, что «Комсомолка» получила одобрение на запуск радиостанции у руководства Минобороны. Похоже, несмотря на то, что Фунтов со товарищи от дел отошли, схема их по-прежнему живет. Их последователям стоило бы знать, что подобные деяния подпадают под статью «мошенничество в особо крупных размерах». И грядущее уголовное разбирательство — тому пример.

Источник: «КП»

Оцените статью
OTKROVENIE.NET
Добавить комментарий