Красная Армия отступала, имея в три раза больше солдат, чем у Гитлера
Часть вторая
Вчера мы напечатали отрывки из скандальной книги российского историка Марка Солонина «22 июня». В ней приводятся шокирующие цифры и факты из архивов о том, что Красная Армия в первые дни Великой Отечественной войны и практически вплоть до 1943 года в панике отступала и бросала боевую технику, несмотря на численное превосходство над своим врагом. Многие беды шли от страшного непрофессионализма советского командования и неопытности, неорганизованности самих красноармейцев. Сегодня мы публикуем интервью с автором, а также другое мнение о причинах поражений СССР в начале войны.
Марк Солонин: «В 41-м сцепились два агрессора»
— Намного мы превосходили немцев?
— Мы говорим про начало войны. По общему ресурсу живой силы, который был использован в 1941 г., мы превосходили немцев как минимум в три раза. Что касается вооружения, то Красная Армия имела трех-, четырех-, пятикратное превосходство по танкам и самолетам. Это превосходство было потеряно в первые же недели.
— Откуда такие колоссальные потери?
— В первые недели была разгромлена самая подготовленная и хорошо вооруженная часть Красной Армии, которая сосредоточилась в западных военных округах. Этот разгром и повлек за собой потерю большей части тяжелых вооружений.
Почему так получилось? Причины были одни и те же — что в первые недели, что в первые месяцы, что в первый год войны. Армия состояла из людей, которые в равной степени и не хотели, и не умели воевать. Их командиры не умели организовать действия своих подчиненных и были парализованы страхом перед вышестоящим начальством. Весь этот нерасчленимый комплекс «не хотели — не умели» привел к тому, что Красная Армия стремительно превращалась в огромную толпу будущих военнопленных. Разумеется, в вооруженном противоборстве толпы и работающей, как часы, немецкой армии потери толпы должны были оказаться несравнимо большими. Так и вышло. К тому же толпа побежала в глубь страны.
— По-вашему, Великая Отечественная началась в конце 42-го года. Почему именно тогда?
— Тезис о неком качественном, принципиальном изменении характера войны, произошедшем на рубеже 42 — 43-го годов, взят отнюдь не с потолка. С этого временного рубежа Красная Армия начинает воевать совершенно по-другому. Я имею в виду вполне конкретные факты и цифры, характеризующие структуру потерь личного состава, т. е. соотношение числа убитых, раненых и пропавших без вести. Это, заметьте, официальные данные, опубликованные Генштабом Российской армии еще в 1993 г. Так вот, именно на рубеже 42 — 43-го годов потери Красной Армии приобретают естественный и неизбежный характер. То есть на одного убитого приходится три человека раненых. Примерно так складывались потери во всех войнах XX века. Именно такие потери были и у нашей армии — начиная с весны 43-го года. До этого были совершенно другие цифры. Основная часть потерь — пропавшие без вести. Летом 1941 года пропавших без вести по некоторым фронтам было в 8 — 11 раз больше, чем убитых. То есть армия фактически разбегалась, массово сдавалась в плен, массово дезертировала. А потеря в 41-м году 6,3 млн. единиц стрелкового оружия? Чем другим можно это объяснить, если не катастрофическим развалом армии, превращением ее в бросающую оружие толпу?
— Что же тогда началось 22 июня 1941 года?
— 22 июня два агрессора, Гитлер и Сталин, которые с сентября 1939 года захватывали и делили между собой Европу, сцепились в драке за передел добычи. Я эту войну называю советско-германской. И началась она, заметим, на территориях, которые были оккупированы, аннексированы Союзом в 39 — 40-х годах. Так что первоначальный разгром произошел на земле, которую советские бойцы едва ли могли назвать своей родиной. В них там стреляли с каждого чердака. Есть множество солдатских воспоминаний, в которых ветераны пишут, как они боялись остаться ранеными на территории Западной Украины, в Прибалтике: от местных жителей там в лучшем случае не приходилось ждать какой-либо помощи…
Пора наконец признать, что Советский Союз вступил во вторую мировую войну 17 сентября 1939 года. Гитлер напал на Польшу 1 сентября, а 17-го с востока в Польшу ворвалась Красная Армия. С тех пор они воевали в Европе отдельно, но по взаимной договоренности. А потом оказалось, что договариваться дальше они уже не могут, и началась драка. Естественно, среди солдат нашей армии нашлось мало желающих участвовать в этом. И только после того, как народ и армия на собственном страшном опыте поняли, что несет с собой Гитлер, эта война действительно стала Великой Отечественной войной.
Об авторе
Марк Солонин — авиаконструктор, историк-энтузиаст из Самары. В книгах сконцентрировался в основном на изучении начала Великой Отечественной войны. Автор книг «На мирно спящих аэродромах… 22 июня 1941 года», «22 июня, или Когда началась Великая Отечественная война?», «23 июня: день «М», «25 июня. Глупость или агрессия».
Солонина негласно приписывают к последователям Виктора Суворова, также автора скандальных произведений о Великой Отечественной.
«Не отнимайте у нас победу!»
Дмитрий Язов, маршал, министр обороны СССР (1987 — 1991 гг.), участник Великой Отечественной:
— Подобным образом рассуждают те, кто хочет скомпрометировать нашу победу. И это не только американцы или англичане, но и некоторые наши, которые ни черта не понимают и не знают войны, но постоянно что-то говорят о ней. Говорят, например, что победили штрафники и зеки. Хотя и тех, и других на фронте было меньше 2 процентов, причем вместе взятых.
Никто в первые дни не бежал и не сдавался, как сейчас пишут. Да, война началась внезапно, особенно для войск. Один чудак написал, что 18 июня Сталин выпустил директиву — якобы противник у ворот, надо быть готовым. Неправда! Уж поверьте мне, я был министром обороны, смотрел документы.
Тяжело было на фронте. Где паниковали, где бежали, но не массово. Да и чего вы хотите — немцы до нас воевали четыре года. Они были готовы к войне. У них были четыре танковые группы, каждая — как отдельная танковая армия. Люди были посажены на автомобили — только во Франции немцы захватили 60 тысяч машин. Конечно, они более успешно наступали.
Были отступления, не спорю. Теряли технику, а заменять ее нечем было. Почему? Все заводы перебазировались с пораженного запада на восток. В этот период армия испытывала постоянный дефицит вооружения. Только в 42-м году, когда отбили немцев под Москвой, поставки наладились. И погнали немцев.
Много чего пишут, много чего развенчать пытаются. Лишь бы очернить, отобрать у нас победу. Надо же, сколько до сих пор желающих принизить подвиг народа находится!
Источник: «КП»