Будущая правящая элита России
Борис Ельцин — младший благодаря своим загулам и безумным тратам дедушкиных денег стал символом золотой молодёжи
Этот материал вышел в британской газете «The Times». Его автор Марк ФРАНКЕТТИ долгое время прожил в России и вращался в самых высших кругах, где наблюдал жизнь нового поколения российской элиты. Нам показалось, что взгляд со стороны будет интересен нашим читателям.
Пятница, три часа ночи, берег узкого канала в Москве позади «Дома на набережной»: черные «Hummer» с шоферами, «BMW» с тонированными стеклами и, как минимум, один «Lamborghini» медленно едут мимо охранников, чтобы добраться до входа в «Рай» — ночной клуб, популярный среди московских зажиточных подростков.
Внутри царство безудержного гедонизма. Это гедонизм по-московски: крикливо-шикарный, беспардонный, вульгарно-яркий, хвастливый. Длинноногие модели, разрисованные в стиле боди-арт, позируют, обнаженные выше пояса, рядом с болидом «Формулы-1». Безупречно сложенные танцовщицы, чьи тела прикрыты только пленкой детского масла да крохотными бикини, кружатся на стойке над танцполом.
На верхних ярусах — приватные кабинеты клуба. Самый дешевый — тесная шестиместная кабинка — обходится в $2000 за ночь. Кабинет VIP-класса — помещение в стиле китч, с отдельной комнатой и душем — можно арендовать за $10 000. В эту цену входят и напитки. Сегодня все кабинеты заняты. В одном из них Андрей, сын состоятельного бизнесмена, празднует в кругу друзей 17-летие. Окутанные пеленой дыма, среди ярких лазерных лучей, Андрей и его одноклассники курят кальян и пьют залпом водку и мохито. Одна из его подруг — девушка в ажурных колготках и бриллиантовых сережках — пьет шампанское. На белой футболке привлекательной блондинки вышито предупреждение: «No yacht. No plane. No money. No chance» («Нет яхты, нет самолета, нет денег — нет шансов»).
Школьные годы чудесные
Москва переживает экономический бум. Согласно российскому изданию журнала «Forbes», в России сейчас насчитывается 110 долларовых миллиардеров, в Москве их больше, чем в любом городе мира. Спустя 20 лет после того, как Абрамович впервые занялся бизнесом — а начинал он с торговли резиновыми утятами, в России возникло новое социальное явление, которого не бывало со времен царизма: взрослеет первое поколение, что родилось или воспитывается в богатых семьях. Окруженные привилегиями, фантастически богатые, с великолепными связями — являются ли эти богатенькие детки будущей правящей элитой России? А если да, то чем они будут отличаться от своих родителей, рожденных при советской власти?
Для быстрорастущего российского слоя нуворишей отправление детей на учебу в английские школы-интернаты становится такой же необходимостью, как и владение виллой на Сардинии и яхтой, плавающей по Карибскому морю. Для большинства дорога в Итон, Харроу и Винчестер начинается в Московской экономической школе.
МОСКОВСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА: на родительское собрание сюда ходят Абрамович, Дерипаска и Дьяченко
МЭШ, основанная 15 лет назад, — элитная из элитных средних школ России. В ней учились дети Абрамовича, Ходорковского. Сейчас в МЭШ учатся дети Олега Дерипаски, а также Татьяны Дьяченко. За поступление в школу нужно заплатить $50 тысяч, но, по слухам, иногда родители дают и больше — лишь бы устроить ребенка. Плата за обучение составляет около $15 тысяч в год. Чтобы больше узнать о МЭШ, я пообщался с Машей, 13-летней дочерью правительственного служащего, который, как и большинство высокопоставленных российских чиновников, параллельно имеет свою процветающую фирму.
Маша учится в МЭШ с семи лет. Она поясняет, что самая распространенная мечта ее школьных подруг — выйти замуж за мультимиллионера. Она сообщает мне, что на следующее утро, когда у нее начнутся весенние каникулы, ее отвезут в аэропорт на машине с шофером. Она отправляется на большую яхту на Багамы со школьной подругой и ее родителями.
— Вы полетите первым классом? — наивно спрашиваю я.
— Нет, на частном самолете, — отвечает она так же спокойно, как говорила бы моя дочь о дне, проведенном на детской площадке неподалеку.
Подруга Маши, дочь российского промышленника, как-то закатила истерику оттого, что ей не понравился частный самолет, арендованный ее родителями для поездки на отдых. Мне сказали, что эту стадию она теперь переросла с помощью детского психолога.
Конечно, в МЭШ не каждый ребенок кичится папиным богатством, и многие ведут себя как обычные дети. Но, как пояснила Маша, в каждом классе есть своя клика детей «на понтах».
— Если ты хочешь, чтобы тебя приняли в их круг, надо соблюдать жесткие правила, — говорит Маша. — Первое необходимое условие — одежда от лучших дизайнеров. В школе совершенно нормально, когда 13-летняя девочка ходит с сумочкой от Gucci или Prada, носит туфли на высоком каблуке и красится. Нельзя обойтись без часов, инструктированных драгоценными камнями. У большинства детей есть кредитные карточки и как минимум пара купюр по 100 евро в бумажнике. И, конечно, у всех есть гувернантка, телохранители и автомобиль.
Два года назад, чтобы отпраздновать 14-летие сына, некий украинский магнат прислал в Москву личный самолет, усадил в него весь класс МЭШ, где учится сын, и привез всех в Киев на выходные. Дети жили в номерах-люкс в самом дорогом пятизвездочном отеле города и катались по Днепру на частной яхте. Отец мальчика к ним присоединиться не мог — в то время он сидел в тюрьме.
По словам профессора Бориса Архипова, специалиста по детской психологии, этот роскошный стиль жизни делает российских богатых детей уязвимыми перед рядом психологических проблем.
— Проблема в том, что во многих случаях родители — люди малокультурные, они знают только культуру денег, — поясняет Архипов. — У многих детей проблемы с дисциплиной. Они не признают авторитета взрослых. Они живут в позолоченной клетке, с прислугой, часто не получая достаточно любви от своих родителей, которые слишком заняты — то руководят своими бизнес-империями, то веселятся. У этих детей иные представления о реальной жизни. Но главная и самая распространенная проблема состоит в том, что у них мало энергии. Зачем прилагать усилия и к чему-то стремиться, когда все тебе подают на золотом блюдечке?
Светлое будущее
КЛУБ «РАЙ»: в одном из корпусов фабрики «Красный октябрь» творится такое, что никогда не уложится в голове человека, живущего на зарплату
Если у большинства из 110 российских миллиардеров и их менее состоятельных собратьев-мультимиллионеров есть какая-то общая черта, то это, пожалуй, ледяная решимость. В отличие от своих детей, которые унаследовали богатство, эти люди сколотили состояние в смертельно опасные времена ранней стадии развития «бизнеса» в России, когда от соперников отделывались, нанимая киллеров, и наверх пробивались только самые умные, хитрые и обладающие лучшими связями.
Поскольку состояния наживались с рекордной быстротой, часто путем сомнительных сделок, заключенных в условиях беззакония, российских магнатов можно много в чем обвинить, кроме отсутствия энергии или провидческого дара. Но именно эти две черты теперь, возможно, трудно будет обрести их детям, взращенным в рублевских коконах. Взять, например, Дмитрия, богатого бывшего бойфренда Ольги — девушки, которая стремится стать обозревателем моды. Ольга принадлежит к «тусовке» богатых детей.
— Когда я с ним встречалась, ему было всего 17, — рассказывает она о Дмитрии. — Каждый раз, когда ему хотелось посмотреть кино, он выкупал для нас двоих весь кинотеатр — не хотел, чтобы там находились другие люди. Однажды я спросила, к чему он стремится. Ему не пришло в голову ничего, кроме «мерседеса» последней модели. Дети богачей, с которыми я дружу, все сплошь хорошие люди, но у них масса проблем. Они периодически страдают от приступов сильной апатии. Причина проста. У них есть все, но они ничего не добились сами.
РУССКАЯ ВЕЧЕРИНКА НА САРДИНИИ: за ночь отпрыски наших олигархов и высокопоставленных чиновников легко просаживают по $10 тысяч на коктейли и фейерверк
Подумайте об одной из подруг Ольги, которая в 17 лет не умеет мыть себе голову и укладывать волосы — она всегда ходит в парикмахерскую. Отец другой из ее подруг снял клуб «Рай» за $80 тысяч, чтобы отпраздновать ее 18-летие. Именинница появилась на празднике в специально сшитом платье за $100 тысяч, покрытом драгоценными камнями. Ольга поясняет, что почти все ее друзья и подруги с 13 лет являются клиентами московских салонов красоты.
Это касается и юношей — они увлекаются масками для лица и маникюром. Их возят по городу на «Land Rover», а одного из приятелей — на «Bentley» последних моделей. Они считают, что Gucci и Dolce & Gabbana — это круто, но не так круто, как «Brioni», итальянский модный дом, где сшитые на заказ костюмы могут стоить до $30 тысяч, или Bottega Veneta, где сумочка может встать тебе в $20 тысяч.
Они никогда не спускались в московское метро. Если им хочется устроить вечеринку, они снимают на выходные целый особняк. И, кстати, некоторые молодые девушки из круга знакомых Ольги считают, что нюхать кокаин — лучший способ сохранить стройную фигуру.
— Я почти не сомневаюсь, что многие дети из богатых семей к 25 годам либо окажутся в наркологических клиниках, либо впадут в зависимость от психоаналитиков, — сказала жена одного бизнесмена-мультимиллионера, мать двоих детей. Кстати, эта женщина сама успешный предприниматель.
Источник: «ЭГ»