Виноваты ли в проблемах России дворники-азиаты? Часть 2
Кто и зачем заразил россиян национализмом?
С начала года в России от рук скинхедов погибли 57 человек. Почему граждане бывшего СССР стали бояться ходить по российским улицам?
Еду в питерском метро, по той же самой ветке, где в декабре избили Саяну Монгуш, и разглядываю пассажиров. Вот таджики сидят в уголке тихонечко, надвинув шапки на глаза, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания. А вот явно гости с Северного Кавказа. «Только тронь меня!» — читается на их лицах. «Нагло сидят!» — отмечаю про себя, отодвигаясь подальше. И краснею: это ведь и есть ксенофобия. Получается, к ней склонен каждый… Степень распущенности зависит от человека: можно научить себя сдерживаться, можно — отворачиваться, видя, как скинхеды пинают ботинками какого-нибудь смуглого брюнета, а можно, как одна русская бабушка в том вагоне, где били Саяну, закричать: «Забей вместо нее меня!» — и в одиночку кинуться на толпу… Ясно одно: если постоянно не ставить себе внутренних ограничителей, можно разболтаться — как на уровне личности, так и на уровне нации. Фашистское начало сидит, увы, во многих, нужно только его разбудить. И, скажу я вам, нет ничего проще! В этом смысле показательна история польского города Кельц, она показывает, как раскручивается сам механизм ксенофобии. Представьте себе: 1946 год, война катком выдавила и уничтожила почти всех евреев, и вдруг новые погромы, устроенные уже не гитлеровцами, а поляками. И это после правды об Освенциме и Треблинке! Дело было так: один польский мальчик тайно уехал в соседний город к родной сестре, через три дня вернулся и, боясь, что его будут ругать, придумал историю о том, как его держали в подвале какие-то люди, говорящие на непонятном языке. Толпа долго водила его по городу, пока наконец он не ткнул пальцем в первый попавшийся еврейский дом. То, что подвала в нем не было, никого не смутило. Итог — 46 трупов. Без повода! В отсутствие фашистов, через год после войны… Да что там говорить: у нас есть и свои примеры: Карабах, Приднестровье, Фергана — везде было достаточно спички.
Могу успокоить: по опросам ВЦИОМ, ксенофобия для российского общества пока еще не стала самой главной проблемой: 44 процента опрошенных не считают правильным лозунг «Россия для русских». Но остальные 56% путь от советского интернационализма до национализма преодолели всего за 15 лет. Кто же нам в этом помог?
Мода? Идеология? Технология?
Не надо думать, что эту заразу в Россию занесло западным ветром, если только не рассматривать ксенофобию как моду, которая пришла к нам с опозданием на 25 лет. От «родоначальников жанра», британских скинхедов, все-таки было больше шума, чем крови.
Сказать, что эта дикость связана с государственной идеологией, совершенно точно нельзя, скорее с ее отсутствием. К тому же в самом популярном у скинхедов возрасте — 16 — 18 лет — никакой идеологии еще по определению быть не может. Но посмотрите, что происходит в мире: проглотили европейские политики парады прибалтийских эсэсовцев — и вот уже в Венгрии на митинг памяти тех, кто сражался на фашистской стороне, собираются не дряхлые старички, а молодежь, а в Чехии в годовщину Хрустальной ночи неонацисты пытаются устроить демонстрацию в еврейском (!) квартале. Да что говорить: в Германии, получившей, казалось бы, прививку от нацизма на века, более пятисот нападений на иностранцев за год!
Но технология налетов на иностранцев, при которой борцы с инородцами выходят на «дело», оставляя дома телефоны, сидят в засаде и разбегаются в разные стороны тройками, выработана не на Западе, а у нас. Говорят, тактику одиночных нападений придумал Дмитрий Бобров из питерской группы «Шульц-88». Вожди скинхедов не столь глупы, как их малюют: они прекрасно понимают, что эти налеты не имеют ничего общего с борьбой с иммигрантами. Это главным образом «пропагандистский террор». Но вот что интересно: если раньше скинхедовские идеологи учили: «Революция нуждается в финансировании. Убивая, обыскивайте жертву! Отбирайте трубки, деньги у всяких недочеловеков. А когда подрастете, с огнестрельным оружием (пистолеты, обрезы, револьверы) совершайте разбои в особо крупном размере!» — то теперь они говорят другое: не марайтесь о чужое имущество. Есть ощущение, что материальные проблемы у них волшебным образом решились…
Даже не верится, что все это происходит с нами: благожелательное отношение русских к малым народам — это исторический факт, в противном случае Россия, ассимилировав всех и вся, давно бы называлась Америкой. Что же нас сделало другими?
Крах империи и попытка национальных окраин навесить на русских все существующие грехи. Первое закономерно породило реваншизм, с которого началась в свое время Веймарская республика — в Германии похожие процессы тоже пришлись на 15-ю годовщину проигрыша в первой мировой войне. О последствиях второго явления социальные психологи предупреждали еще в начале 90-х: нельзя было требовать от русских ежедневного покаяния, тем более от тех, кто за собой никаких грехов не ведал. Основной удар пришелся на родителей сегодняшних скинхедов. Каким образом эта обида передалась следующему поколению — вопрос, на который еще предстоит ответить. Считается, что подростки с бритыми головами, выходящие с молотками на охоту в метро, просто-напросто озвучивают разговоры родителей, которые они в детстве слушали на кухнях. Но о том, что во всех российских бедах виноваты киргизские дворники, родители им вряд ли рассказывали…
Мотив для мести
Кто же еще разбудил в этих подростках зверя?
Две чеченские войны и теракты? Конечно, через командировки в «горячие точки» прошла практически вся милиция страны, поделившись впечатлениями об этом со всеми. Но африканцы, латиноамериканцы и китайцы никаких терактов не устраивали, а их у нас убивают тоже.
Объективная реальность в виде мигрантов, диктующих здесь свои правила? Отчасти. Но только в одном случае — с Артуром Рыно, который приехал в Москву учиться иконописи и сознался в десятках убийств на национальной почве (цифра колеблется от 37 до 22 эпизодов. — Авт.), я смогла ухватить за хвост легенду: будто бы в Екатеринбурге Артура побили чеченцы и он лежал в больнице с травмой головы. Отсюда, дескать, и родом его ненависть… Все может быть, но она почему-то никоим образом не распространялась на его соседа по комнате в общежитии калмыка Мишу Сагнаджи-Горяева. «Если мы с ним и ссорились, то только по поводу немытой посуды», — испуганно пожимает плечами Миша. В 99 случаях из 100 «народные мстители» вообще никогда не конфликтовали с людьми другой национальности. Поэтому никаких личных мотивов для мести у них не было и быть не могло.
Правосудие, которое долгое время скинхедов оправдывало, а убийства на национальной почве относило к бытовым? Это давно не так: за разжигание межнациональной розни в России посажено уже достаточное количество человек, причем сроки у всех солидные. Идеологам дают от 3 до 6 лет, убийцам — от 8 до 17.
Скинкультура? Не поверите: существует целый мирок со своей поэзией и музыкой! Артур Рыно в перерывах между писанием икон беспрерывно крутил на магнитофоне что-то типа: «Вставайте, над нашей страной сгущаются тучи». С художественной точки зрения это творчество недалеко ушло от девчачьих песенных альбомов, забытых под подушкой в пионерлагере, но скинхедам нравится. Очень: «Да здравствуют московские скинхеды, любой из них на подвиги готов. Ведут жестокую борьбу ради победы герои уличных невидимых фронтов!» «Фабрика звезд» здесь точно не конкурент…
Интернет? Роль его огромна — азбуку уличных боев большинство российских скинхедов постигают именно там. Туда же сливаются и видеопотоки — не случайно последние «казни» в Москве обязательно снимаются на камеры мобильных телефонов. Прямых подтверждений версии, что эти съемки хорошо оплачиваются (Кем? Неужели опять Бушем?), я не нашла. Руками доморощенных кинооператоров водит скорее спортивный азарт, подпитанный убеждениями.
Но кто эти убеждения сформировал?
Пресса? Лично я за собой знаю лишь один грех: шесть лет назад отнеслась к питерцу Владимиру Голякову как к клоуну и не стала писать о том, как он на пустыре своего рабочего района разговаривает с Перуном, а теперь вовсю машет руками на «русских маршах»! Языческие идеи оперились и превратились в птеродактилей. Посмотрите, что происходит на этих маршах: каждое откровенно экстремистское высказывание сопровождается криком: «Слава Руси!» Да не хочет Русь такой славы, тем более в День национального единства! Нас-то, остальных, вы об этом почему не спросили?
С другой стороны, а куда всем этим людям девать свою агрессию? В армию идти? Неоригинально… А иного способа воспитать патриота (слово, кстати, стало таким же ругательным, как «либерал» и «демократ») у нас пока не придумано. По данным информационно-аналитического центра «Сова», который изучает вопросы национализма и ксенофобии, к скинхедовскому движению сейчас принадлежат примерно 60 — 65 тысяч человек.
Палачи по совести
Но если бы дело было только в «русских маршах»… Хватай всех подряд, кто на них приходит, вскидывая руку в нацистском приветствии, и дело с концом! Беда в том, что большинство из тех, кто выходит по вечерам на «охоту» по городским окраинам, постигает национализм не в теории, а на практике. Александр Серегин, например, нынешний воспитанник Икшанской детской колонии, осужденный в ноябре прошлого года за убийство киргизского дворника, перед тем как ударить человека ножом, ни на какие марши не ходил. Все обычно: встретились с компанией в метро, выпили пива, хотели сначала бить «пидоров», да таковых в округе не обнаружили. Потом побежали за африканцем, но он оказался шустрее. Тогда всей компанией в 10 человек погнались за тридцатилетним киргизским дворником из детского сада. На детсадовском крыльце с 42 ножевыми ранениями того и нашли. До двери, за которой он мог укрыться, оставалось ровно два шага… Серегин помнит только, как кричал «Бей чурбана!» и как пинал ногами, но по крайней мере один его удар ножом в суде был доказан. Этого хватило на 9 лет тюрьмы. Ни разу в жизни до этого Саша Серегин не выезжал из Москвы и никогда не сталкивался с киргизами. И компьютера, из которого он мог бы извлекать скинхедовские инструкции, у него не было! Как же тогда он стал скинхедом? Оказалось, друзья сводили его в гости к некоему пятидесятилетнему товарищу Агапову, который обучал их силовым приемам, обещал сводить на стрельбище и даже выдавал удостоверения помощников… депутатов Госдумы. Серегин за молодостью лет убыл в детскую колонию, другой его приятель сел на 14 с половиной лет, третий отделался тремя годами. А тот пятидесятилетний товарищ по делу вообще не проходил!
Психологи заметили, что объединяет всех этих молодых недоумков: у большинства из них нет отцов, потому они и тянутся к вожакам стаи, ища замену. В деле возвращения отцов в семью государство помочь точно не в силах… Но вот что интересно: Серегин, будучи учащимся ПТУ, был в той компании едва ли не исключением из правил. Сейчас на скамью подсудимых за разжигание национальной розни сплошным потоком садятся не пэтэушники, а студенты вузов. На арену вышли дети среднего класса, перед которыми не стоит проблема свободного времени и невозможности посещать дорогие спортивные секции. Никакие они не неудачники, как это было принято считать раньше, а мигранты им вовсе не конкуренты! Они могли уйти в профессию, но они почему-то пошли в агрессивный национализм… И вот какую интересную установку я обнаружила на сайте Движения по борьбе с нелегальной иммиграцией: «Каждый русский националист должен стать примером для всех других. Делай карьеру. Если есть возможность — поступай в престижный вуз, диплом и знания откроют доступ к карьерной лестнице с высокой зарплатой и/или влиятельному положению в обществе. Нации нужны лидеры, будущая элита». Все это напоминает заговор, но суть не в этом. В атмосфере, которая изменилась в обществе в целом и охватила всю страну. Дело не в компьютерных стрелялках и не в выпусках «Криминальной России», которые поколение нынешних 18-летних смотрело перед ужином вместо мультиков. Кто у нас теперь герои-то? Те, кто устраиваeт самосуд: осетин Валерий Калоев да питерский боксер Александр Кузнецов, расправившийся в новогоднюю ночь с педофилом, посягнувшим на его пасынка. Если человек берется сам вершить казнь — значит, он не верит, что за него это сделает государство.
Где фашизм, а где Сочи?
В середине лета театр «У Никитских ворот» устроил общественное обсуждение спектакля «Носороги» по пьесе Эжена Ионеско. Каждая фраза — как диагноз: «Почему вас волнует всего лишь несколько случаев оносороживания? Пацаны побегают, поорут и разойдутся. Стоит ли сходить с ума, если несколько человек решило сменить шкуру?» В точку! Даром что написана пьеса была перед второй мировой войной и посвящалась фашистам образца 1937 года, чье пение поначалу тоже было не лишено притягательности (как и первоначальные идеи ДПНИ: миграцию рабочей силы действительно надо было контролировать, а иностранцев адаптировать к российскому укладу, дабы избежать социального взрыва. — Авт.) Аналогии просто поразительны. За страну становится страшно. Но вот начинается обсуждение, и политолог Владимир Илюшенко озвучивает признаки фашизации России: запрет парада гомосексуалистов, истерия, связанная с переносом эстонского Бронзового Солдата, и всеобщее ликование по поводу победы города Сочи в предолимпийской гонке… Если ЭТА концепция правоза щитниками предлагается в противовес национал-патриотической, то мы проиграли бой, даже в него не вступив. Потому что этому ряду, напоминающему о бесконечном посыпании наших голов пеплом в начале 90-х, душа противится не меньше, чем лозунгу «Россия для русских, Москва для москвичей».
В чем политолог прав, так это в том, что иммунная система защиты от фашизма у нас ослаблена. Причем у всех.
Чем и как будем этот иммунитет повышать?
Окончание читайте в ближайшие дни
Источник: «Комсомольская правда»