Сын пилота: «Авиакомпании специально покупают изношенные самолеты»
В Интернете обсуждают, почему в последнее время так много авиакатастроф
Авиакатастрофа в Перми всколыхнула людей. В Интернете, на одном из иркутских форумов (а в этом городе два года назад тоже разбился пассажирский самолет — тогда погибли 125 человек) мы обнаружили откровения горожанина, сына пилота. Мы связались с этим человеком. Понятно: своего имени он не стал говорить. Но факты интересные. Читайте сами…
«Отец уже много летает на аэробусе А-310. Их закупают за границей б/у, причем в конце срока эксплуатации. Запчасти к таким самолетам дорого стоят, поэтому ремонтируют по самому минимуму, что-то где-то заменяя китайскими аналогами.
Запчасти, покупаемые на заводе-производителе, при ввозе в нашу страну облагаются различными пошлинами, и их цена возрастает в несколько раз. На этом очень удобно делаются откаты: покупаются аналоги, которые проводятся как оригинал.
Плюс техники далеко не все переучиваются на обслуживание этих самолетов, только бригадир, а потом он уже обучает всех остальных. Так что выводы о качестве ремонта делайте сами.
Сейчас из-за резкого подорожания цен на топливо и шумных для Европы двигателей ведущие авиакомпании спешно избавляются от отечественных самолетов, покупая изношенный зарубежный хлам. Так что не стоит удивляться катастрофам, это вполне прогнозируемо.
К тому же страховые выплаты по каждой такой катастрофе только на руку авиакомпании. На эту сумму можно будет приобрести еще один такой «Боинг» и работать дальше. А человеческие жертвы — просто издержки производства.
Учитывая, что весь экипаж погиб, скорее всего, вину спишут на него. Даже если это не так, в официальной версии будет сказано именно это либо более удобная версия, чтобы страховая компания не имела возможности поспорить о выплате». Дальше речь идет о том, что все пилоты, несмотря на возраст, продолжают летать. Медкомиссия на многое закрывает глаза…»
«Боинг», который разбился в Перми, раньше эксплуатировала китайская авиакомпания.
«…Отец свою пенсию выработал два раза с лишним, медкомиссия его не заворачивает, просто закрывает глаза на все болячки. Почему не уходит? А ты попробуй на пенсию прожить, даже пенсию летчика со значками «50 000 безаварийных часов налета». Почему не выгоняют? А кто работать будет на таких машинах, которые еле-еле дышат? Молодые умеют только автоматикой пользоваться. А чтобы летать на том, что есть, нужно знать машину от и до, чтобы «полет на одном движке» не был чрезвычайной ситуацией.
Отец говорил, что давно бросил бы это дело, но просто не на кого. Сколько у него в экипаже было стажеров, молодых, технически-компьютерно грамотных ребят… но ни один не остался в эскадрилье, и не потому что отец слишком строг и критичен, а потому что в экстренных ситуациях, когда компьютер отказывал и выдавал табличку на синем фоне «сбой программы, ожидайте», они начинали тупо паниковать и не знали, что делать. В таких ситуациях нужны опыт и навык…
Я уже писал, что для «стариков» вроде отца приземление на одном двигателе (турбине), отказ внутренней связи, когда приходится быть и капитаном, и штурманом, и всеми сразу… уже перестало быть экстренной ситуацией, это просто обыденность».
Генпрокуратура проверит все борты «Аэрофлота»
Под проверку попадут и дочерние предприятия крупнейшей авиакомпании страны
Крушение «Боинга» авиакомпании «Аэрофлот-Норд» вынудило Генеральную прокуратуру РФ пойти на решительные меры. Вчера транспортным прокурорам страны поручили проверить, как «Аэрофлот» и ее дочерние компании соблюдают авиационную безопасность на земле и в воздухе.
Задача проверяющих, как говорится в пресс-релизе Генпрокуратуры, в конечном итоге предотвратить «нарушения, создающие угрозу безопасности на воздушном транспорте». Фронт работы у прокуроров обширен: самолетный парк «Аэрофлота» сегодня насчитывает 88 машин, «Аэрофлот-Норда» — 31 (без учета погибшего борта), «Аэрофлот-Дона» — 19. Таким образом, под надзор прокуратуры попадут 138 самолетов, а также наземные техслужбы, от внимательности которых часто и зависят наши жизни.
В том, что проверят все «дочки» «Аэрофлота», пилот 1-го класса, специалист по авиарасследованиям Владимир ГЕРАСИМОВ не видит ничего неожиданного:
— В руководстве по расследованию записано, — сказал он «Комсомолке», — если ЧП связано с действиями экипажа, то проверяется уровень организации летной работы на том предприятии, на котором произошла катастрофа.
При этом Герасимов сильно сомневается, что проверка кардинально изменит ситуацию с безопасностью судов:
— К сожалению, полномочия по расследованию катастроф у нас в стране переданы Межгосударственному авиационному комитету (МАК), который никому не подчинен и ни за что не отвечает. А следователи обычно лишь переписывают их данные в свои расследования…
Самолеты не ремонтируют, а просто меняют детали
Олег КАПРАНОВ, бывший летчик-испытатель, стаж 25 лет:
— В свое время я работал заместителем директора в одной российской авиакомпании. Помню, мы брали «Боинг-757» уже из третьих рук. До нас на нем отлетала Америка, Мексика. Но состояние неплохое было.
Сравните — какая авиация в Восточной Сибири? Летают Ан-24, Ан-26, которым больше 50 лет! И самолеты не ремонтируют, а покупают детали на эти самолеты и заменяют — продляют ресурсы, без ремонта, чтобы удешевить эксплуатацию.
Про медкомиссию для пилотов скажу так: сам сталкивался. Есть у тебя приятели или ты кому-то заплатил — вот и медкомиссия. Но это не самое главное. Сейчас за штурвал больших самолетов сажают молодежь «с горшка». Это психологически накладывает большой отпечаток. Нас раньше постепенно готовили. Начинали с Ан-2, Ан-24, Ту-154, — поэтапно. Чтобы стать вторым пилотом Ту-154, надо было три тысячи часов налетать на Ан-2…
Почему авиакомпании покупают потрепанные лайнеры?
Потому что новых нет! Наша промышленность за последние годы разродилась только проектом Sukhoi Superjet-100. Но это среднемагистральный самолет. Тогда как ни маленьких — до 50 кресел, ни огромных лайнеров вместительностью более 300 кресел мы не строим.
В ближайшее время есть надежда на исправление ситуации. На одном из совещаний у премьера Владимира Путина было решено отменить пошлины на ввоз новых самолетов вместимостью до 50 и свыше 300 кресел. На промежуточное звено пошлины тоже отменены, но контролировать импорт и следить за тем, чтобы не было ущерба отечественному производителю, будет Объединенная авиационная корпорация. С отменой пошлин самолеты станут дешевле и авиакомпании получат возможность обновить парк. До последнего времени из-за высоких пошлин наши компании покупали старые самолеты.
Следствие не исключает вину пилотов
Пока продолжается расследование катастрофы, командир и второй пилот разбившегося «Боинга» не могут считаться потерпевшими.
— Они не будут признаны потерпевшими, пока следствие не исключит их вину в авиакатастрофе, пока не выяснится, что они сделали все от них зависящее и делали все правильно, — заявила руководитель пресс-службы Уральского следственного управления на транспорте СКП РФ Ирина САРКИСЯН.
— Раньше таких откровенных, жестких заявлений никогда не делалось, — рассказал корреспонденту «КП» специалист по безопасности полетов Виктор ТИМОШКИН. — Всегда следствие дожидалось выводов авиационной комиссии. Увы, это наводит на нехорошие мысли. Например, о том, что следствие потихоньку подводит общественность к мнению, что виновны в катастрофе исключительно пилоты…
В авиации вот-вот начнутся необратимые процессы
В управлении отраслью необходимо срочное реформирование
Владимир ГЕРАСИМОВ, пилот первого класса, летчик-испытатель:
— Безопасность полетов, с моей точки зрения, стоит на трех китах. Это обеспечение полетов, организация полетов и выполнение каждого полета. Система должна быть устроена так, чтобы никакой сбой не мог привести к трагедии.
1. Обеспечение полетов: подготовка рейса на земле. Главный элемент этого этапа — надежность самолета. Отечественная техника нисколько не уступает здесь зарубежной. Нужно только исключить просчеты в сертификации, эксплуатации и испытаниях техники. Увы, зачастую пилоты вынуждены «доиспытывать» самолеты с пассажирами на борту.
2. Организация полетов: подготовка, поддержание летной годности пилотов. Этим занималось управление летной службы — полномочного органа гражданской авиации. Но в процессе административных реформ оно было уничтожено.
3. Выполнение полетов: полностью прерогатива экипажей. На их долю статистика отводит около 80 процентов авиапроисшествий. Казалось бы, логично: если экипаж допустил катастрофу, значит, он виноват. Но в одном из расследований мы пропустили несколько десятков экипажей через тренажер, воссоздав на нем условия реально происшедшей катастрофы. Результаты были ошеломляющими: не справился НИ ОДИН. Значит, это было невозможно. Так что называть причиной беды ошибку экипажа — самим совершать ошибку: как следствие, нас ждут повторения катастроф по тем же причинам.
Но даже если причины происшествия определены правильно, даже если предложения комиссии после окончания следствия грамотны, то рекомендации и мероприятия разрабатывать все равно некому! За 15 лет семь раз менялось название отрасли, сменились восемь руководителей. В результате в отечественной авиации бал правят одновременно Минтранс, Росавиация, Росаэронавигация, Федеральная служба по надзору и Межгосударственный авиационный комитет. А руководители авиакомпаний бродят между этих пяти сосен и не знают, как быть. Точка возврата, в которой «топлива должно хватить до аэродрома вылета», может быть пройдена в любой момент, вот-вот начнутся необратимые процессы. Необходимо молниеносное создание единого и полномочного органа государственного управления гражданской авиацией страны. Это давно уже предлагают Международная ассоциация гражданской авиации (ИКАО), Совет Федерации, Государственная Дума и профсоюз летного состава России. Этого требует жизнь.
Источник: «Комсомольская правда»