И газовой ОПЕК мало
Россия и Иран создают атомно-газовое СП
Россия и Иран начинают большую геополитическую игру. В четверг глава МИДа Ирана Манучехр Моттаки предложил России создать совместную газовую компанию. «Газпром» предлагал Тегерану такое сотрудничество еще несколько лет назад, но иранцы дозрели только сейчас.
В какой-то мере это благодарность за поддержку России, которая не оставляла Иран даже в то время, когда тучи сгущались над иранской ядерной программой. Росатом продолжал строить АЭС «Бушер» в Иране, несмотря на периодические задержки с выплатами по счетам.
Россия в результате лишается потенциального конкурента, который теперь не будет в обход «Газпрома» поставлять газ в Европу. Иран, обладающий вторыми в мире запасами газа, в свою очередь сможет расширить экспорт газа. Хотя бы в страны Востока.
«Иран не имеет выхода на внешние рынки газа. Парадокс, но страна, имеющая вторые в мире запасы газа, является его импортером», — заметил гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Весь добываемый в Иране газ (более 150 млрд кубометров в год) идет на внутреннее потребление, а приграничные районы Ирана закупают газ в соседней Туркмении: так получается дешевле.
Однако Иран всегда мечтал об экспорте. Его правительство даже публично выступало несколько лет назад с планами захвата 10% международного рынка газа уже к 2020 году. Расчет тогда делался на экспорт газа как в Европу, так и в Азию.
Европейцы и США специально для обхода России разработали проект газопровода Nabucco, который де-юре должен был бы наполняться азербайджанским и туркменским газом, но де-факто рассчитывал на месторождения Ирана. Компания Total в 1997 году даже создала СП по разработке газового месторождения Южный Парс (разведанные запасы составляют 25 трлн кубометров). Однако в сентябре этого года Иран начал кампанию по пересмотру соглашения, мотивируя это тем, что Total излишне завышает цену производимого на заводе сжиженного природного газа. В ответ европейцы объявили о том, что введут собственные санкции помимо уже наложенных на Иран Совбезом ООН. Кроме того, тянуть трубу в Европу придется через Турцию, а это проблематично: трасса трубопровода неизбежно пройдет через Курдистан, что небезопасно.
Более того, по мнению экспертов, на развитие иранского нефтегазового сектора нужно потратить минимум $160 млрд. Однако США отпугнули потенциальных инвесторов угрозами возможного вторжения в Иран.
Планировали в Тегеране продавать свой газ и восточным соседям. В частности, совсем недавно активно обсуждался проект газопровода Иран — Пакистан — Индия. Иранские чиновники проявили мастерство дипломатии, уговорив две враждующие стороны — Индию и Пакистан — сотрудничать при прокладке трубы. Два года назад был согласован маршрут газопровода, точки пересечения ирано-пакистанской границы, технические характеристики и даже примерное время его запуска — 2009 год. После этого заинтересованность в газопроводе проявил Китай, который предложил продлить трубу до своих южных регионов. И главное — все три стороны допускали участие в строительстве трубопровода «Газпрома».
Однако важнейший для региона энергетический проект застопорился, опять же во многом из-за вмешательства США в политическую ситуацию в Южной Азии. По мнению Константина Симонова, таким образом США пытаются лишить Китай источников энергии и приостановить его бешеный экономический рост.
В результате, взвесив все за и против, Иран выбрал в качестве стратегического союзника Россию. Иран отдает себе отчет в том, что газовая сфера (включая добычу, транспортировку, переработку, сбыт, ценообразование) — один из важнейших политических козырей в условиях, когда страна находится в частичной международной изоляции. С помощью России Иран может переломить ситуацию и начать поставлять газ как на Запад (через территорию Туркмении, Казахстана и России), так и на Восток.
В четверг заявления главы иранского МИДа в «Газпроме» не комментировали. Но понятно, что для газовой компании это более чем выгодно. Для обеспечения европейских потребителей достаточно среднеазиатского и российского газа. Договор с Ираном позволит безболезненно удалить потенциального конкурента на рынке ЕС и откроет «Газпрому» путь к одному из самых аппетитных газовых хранилищ на планете (вместе Россия и Иран располагают половиной разведанных запасов природного газа в мире) и к заинтересованным в дополнительной энергии восточным потребителям.
Источник: Gzt.ru