Кому достанутся подряды на строительство спортивных объектов в олимпийском Сочи
Опьяненный победой председатель Национального олимпийского комитета Леонид Тягачев не скупился на обещания. “Я уверен, что у нас получится самая профессиональная зимняя Олимпиада, которая когда-либо проводилась в истории”, — кричал в трубку Тягачев из Гватемалы.
После провозглашения Сочи столицей зимних Игр 2014 г. министры, атлеты, миллионеры, представлявшие в Гватемале Россию, ликовали, как дети. Присутствовавший там же президент “Интерроса” Владимир Потанин встретил известие о победе со смешанными чувствами. “Теперь главное — не обделаться”, — обронил он.
Арена для застройщика
Зимняя Олимпиада-2014 точно войдет в историю. Залог тому — рекордный бюджет, $12 млрд, львиная доля которого пойдет на доведение сочинской инфраструктуры — гостиничной, транспортной, энергетической — до приличного уровня.
Но главные события Игр развернутся не в Олимпийской деревне или новом аэропорту, а на спортивных аренах. На их возведение Россия обещает выделить $1,2 млрд. Как учит зарубежный опыт, смета эта наверняка будет превышена. На сколько? Полтора месяца назад британское правительство признало, что государственные расходы на летнюю Олимпиаду-2012 в Лондоне вырастут с $6,5 млрд, как планировалось сначала, до $11,5 млрд.
Ледовые дворцы для хоккея, фигурного катания и шорт-трека, конькобежная арена, санно-бобслейная трасса… Из всех этих жанров в России хорошо освоено только строительство хоккейных стадионов. Последний крупный объект, Ледовый дворец на Ходынке, построенный компанией “Монарх”, открылся в середине декабря прошлого года.
Но рекордный бюджет позволил главе заявочного комитета Дмитрию Чернышенко не задумываться о том, где искать архитекторов для объектов, которые не умеют строить в России. “Было бы странно не воспользоваться лучшей мировой практикой, — рассказывает Чернышенко. — Поскольку мы создаем объекты, которые должны соответствовать самым высоким техническим требованиям МОК, мы просто спрашивали у них, какие, по их мнению, компании и специалисты лучшие”. Потом рекомендованные компании зазывали в Сочи.
“Олимпийский овал”, построенный итальянцем Алессандро Цоппини для зимней Олимпиады-2006 в Турине, получил золотую медаль МОК за лучшую спортивную архитектуру. Теперь его студия попробует сделать “овал” для сочинского конькобежного центра. Ноу-хау Цоппини в том, что он умеет делать объекты-трансформеры: Ледовый дворец в Турине легко превращается в элегантный выставочный центр, гораздо более необходимый для Сочи в мирное неолимпийское время. “Буквально через несколько недель после [туринской] Олимпиады в Ледовом дворце открылась автомобильная выставка”, — приводит пример директор заявочного комитета по стратегическому планированию Дмитрий Мосин. И Сочи прикуп, и членам МОК утешение: они не любят остающихся после Олимпиады “белых слонов” — дорогой спортивной недвижимости, которую неизвестно подо что приспособить. Цоппини же доверили и дворец фигурного катания, который тоже должен трансформироваться в выставочный центр. По совету FIFA выбрали архитекторов для олимпийского стадиона. Botta Management Group AG, которая строит 10 футбольных стадионов для чемпионата мира-2010 в Южной Африке, “сочинит” для Сочи олимпийский стадион, который потом станет футбольным, и Большой хоккейный дворец. У приглашенной в Сочи компании Terry Goudzovsky очень узкий профиль — строительство санно-бобслейных трасс. “Трасс, которые соответствуют требованиям МОК, 10 во всем мире, не разгуляешься, — объясняет Чернышенко. — А они единственные в мире специалисты по таким трассам”.
Иностранцы лишь разрабатывают проект, строить же будут другие компании, которые победят на специальном тендере. Один претендент на победу уже известен. Его следы ведут в офис строительной “дочки” “Интерроса”.
Претендент номер один
В декабре прошлого года в Сочи прошел тендер на разработку проектной документации будущих олимпийских объектов. Он оказался практически незамеченным, о его результатах писала только региональная пресса. Местные репортеры с досадой отмечали, что опять все досталось москвичам: переводить проекты всемирно знаменитых спортивных архитекторов и инженеров на язык отечественных СНИПов будет столичное ООО “СК «Стройпрофи»”. Значит ли это, что и генподрядчиком строительства будет выбрано тоже оно?
“На строительство будет, конечно, объявлен отдельный тендер. Но если они хорошо себя зарекомендуют на этапе проектирования, почему бы и нет?” — отвечает Мосин. И разумеется, “Стройпрофи” — это не абы кто: за компанией с ничего не говорящим названием стоит весьма серьезный инвестор, говорит он.
По данным СПАРК, “Стройпрофи” принадлежит компании “Строительные технологии”, владеют которой “Потеллано менеджмент Лимитед” и “Мисина инвестмент Лимитед”, зарегистрированные на Виргинских островах. Корреспондент дозвонился до Вадима Буркова, гендиректора “Строительных технологий”, — и попал в офис компании “Открытые инвестиции”, девелоперской “дочки” “Интерроса”.
На вопросы о “Стройпрофи” Бурков отвечать отказался. “Если компания победила на тендере, звоните туда, — посоветовал он. — И вообще, кто вам сказал, что я — Бурков Вадим Александрович? Я сказал? Я пошутил”. Телефон “Стройпрофи”, предоставленный организаторами тендера, тоже привел в офис “Открытых инвестиций”. Андрей Кукарцев, фигурирующий в базе СПАРК как гендиректор “Стройпрофи”, на вопрос , как его компания планирует строить такие сложные с инжиниринговой точки зрения объекты, ответил, что давно отошел от дел. “Я уже гендиректор другой компании”, — добавил он. Представитель “Открытых инвестиций” отказалась подтвердить “родство” своей компании со “Стройпрофи”.
Пока загадочное ООО остается в тени, некому ответить, почему на строительство большой хоккейной арены на 12 000 мест планируется потратить $220 млн, тогда как дворец для фигурного катания оценен всего в $55 млн. Как при одинаковой вместимости получилась четырехкратная разница?
До сих пор единственным спортивным строительным проектом Потанина был горнолыжный курорт на Красной Поляне “Роза Хутор” стоимостью $500 млн. Но объекты, которые могут достаться “Стройпрофи”, — это совсем другое дело. Девелоперские “дочки” “Интерроса” до сих пор не имели дела с архитекторами мирового уровня.
Олимпийский стадион в Сочи, на котором пройдет открытие Игр, по дизайну будет напоминать яйцо Фаберже. Виктор Вексельберг приобрел яйца знаменитого ювелира, чтобы сделать приятное Родине. Потанину золотое олимпийское яйцо, наоборот, может быть доверено государством. Главное — не обделаться.
Источник: Smoney.ru