Церетели Зураб Константинович — скульптор, президент Академии Художеств РФ, сопредседатель Экспертно-консультативного совета по монументально-декоративному искусству, глава Московского отделения Фонда содействия ЮНЕСКО, президент АО «Парк чудес»
С самого начала
Родился 4 января 1934 в г.Тбилиси в семье инженеров. Грузин. Дядя — известный художник Григорий Нижерадзе.
В 1952 г. поступил на живописное отделение Тбилисской Академии художеств. Ученик Владимира Шибаева и Николая Лансере. Специалист по эмали. В 60-е годы учился в Школе развития творческой фантазии (Париж), где преподавал Пабло Пикассо.
После окончания академии (1958 год) работал главным художником в этнографическом институте.
Был председателем правления Союза дизайнеров Грузинской ССР.
В 1967 г. работает вместе с Михаилом Посохиным над монументальным оформлением курортного комплекса в Пицунде.
…
Был членом КПСС с 1965 по 1991 год.
В 1989 году был избран народным депутатом СССР от Союза дизайнеров СССР.
При З.Гамсахурдиа являлся заместителем Министра иностранных дел Грузии. Назначили на эту должность его не бескорыстно — Церетели должен был устроить встречу Президента США Дж.Буша и президента Грузии. Из затеи ничего не вышло и Гамсахурдиа со скандалом снял Церетели с должности. Вскоре после этого Церетели организовал в Москве в своей мастерской на Тверском бульваре штаб грузинской оппозиции. При его посредничестве Тенгиз Китовани встретился с Павлом Грачевым и Геннадием Бурбулисом, которые одобрили свержение Гамсахурдии. После переворота 7 марта 1992 г. Церетели на одном самолете с Э.Шеварднадзе прилетел в Тбилиси и устроил в тот же день грандиозный банкет в честь долгожданного гостя.
Работы Церетели (1996 год)
* комплекс на курорте Пицунда (Россия) — 1967;
* мозаичный бассейн «Морское дно» архитектурно-художественного ансамбля гостиницы «Венец» в Ульяновске (Россия) — 1970;
* монументальные работы для Дворца культуры в Тбилиси (Грузия) — 1970-1971 — мозаичная композиция на наружных стенах и витраж в интерьере;
* оформление Тбилисского автовокзала — 1972;
прочитать полностью
Игорный бизнес Церетели
Материал от 2000 года
Холодным ноябрьским вечером 1996 года возле одного крупного московского казино одна за другой останавливались шикарные иномарки. Из автомобилей выходили солидные мужчины и направлялись к распахнутым охраной дверям.
В тот ноябрьский вечер владельцы столичных казино собирались вместе, чтобы обсудить, как жить дальше. В то время казино в Москве плодились обильно. Бизнес был прибыльным: налоги практически не платили, работали с чёрным налом. Однако то и дело на казино совершали налёты крепкие ребята в чёрных масках в форме спецназа. Чёрные маски находили в укромных местах неучтённую долларовую выручку. Обидно было владельцам казино смотреть, как раздолбанный милицейский «жигулёнок» увозит кровно нажитое. Кроме того, постоянно нужно было платить откупные местным чиновникам и всевозможным «крышам». Одним словом, полный беспредсл. Для того чтобы выправить ситуацию, чтобы легализовать свой бизнес (не в ущерб себе, разумеется), и собрались вместе в тот осенний вечер владельцы московских казино. И решили, что пора выходить на законодательный уровень. Многотрудная и дорогостоящая работа с народными избранниками принесла плоды лишь два года спустя. 1 декабря 1998 года вступил в силу закон «О налоге на игорный бизнес». По новому закону предприятия игорного бизнеса не платят налог с выручки. Закон установил фиксированные годовые ставки налога с каждого игрового стола в казино — 1200 минимальных размеров оплаты труда. То есть получилось, что владелец игорного заведения должен платить примерно 100 тысяч рублей в год за каждый игорный стол. Это менее пяти тысяч долларов по тем временем, сейчас и того меньше. И это притом, что московское казино средней руки приносит своим хозяевам полтора—два миллиона долларов выручки еженедельно. Принятие такого закона, должно быть, влетело владельцам казино в копеечку, зато теперь их бизнес стал сверхприбыльным совершенно официально.
Не бывает мира там, где крутятся громадные деньги.
Московское казино «Кристалл» возникло на пепелище московского «Диснейленда». Ещё в 1994 году специальным указом президента Ельцина под целевой проект строительства «Диснейленда» были безвозмездно выделены земли в пойме Москвы-реки и участок в центре города вместе с постройками. Реализовывать проект взялся фонд «Детский парк чудес», который и стал владельцем этих помещений. Сам фонд, руководимый московским скульптором №1, должен был расположиться в одном из переданных зданий на улице Марксистской, 38.
Сперва о проекте много говорили, потом подустали, потом забыли вовсе. Тем не менее фонд, руководимый московским скульптором №1, существовал. И даже занимался некоторой деятельностью. Например, передал право владения своим зданием некоему закрытому акционерному обществу с аналогичным названием — «Детский парк чудес». Затем, уже совсем на законных основаниях, здание продают американской компании, которая и обустраивает здесь казино «Кристалл». При продаже здания московский скульптор №1 оговорил для себя возможность участия в доходах казино и получил 10 процентов акций заведения.
На сегодняшний день единственным учредителем казино является корпорация «Оптикал Бейсике инк.» (Лос-Анджелес, США), а вот представителем этой корпорации в Москве и, по сути, владельцем казино «Кристалл» до последнего времени числился гражданин США Леон Ланн, имеющий 70 процентов акций.
Федеральное бюро расследований США знает Леона Ланна ещё под именем Леонида Каплана. Бывший гражданин СССР Леонид Ка-план, он же гражданин США Леон Ланн, пытался обмануть Соединённые Штаты Америки. После того как суд Центрального округа штата Калифорния заочно вынес мистеру Ланну обвинения в мошенничестве, в финансовых операциях с целью получения незаконного дохода, в подстрекательстве к преступлению, а также в пособничестве в совершении преступления, мистер Ланн не горит желанием появляться в Америке. В России спокойнее.
прочитать полностью
Церетели кинули как последнего лоха
[…]В какой-то момент ты сталкиваешься с тем, что это самое собственное суждение, в строгом доказательстве которого ты не нуждаешься, ибо чувствуешь его истинность кожей и тем, что под ней, как бы повисает в воздухе (как пузырь с текстом над головой у персонажа комикса), встретившись с недоумением и непониманием людей, которые думают и чувствуют иначе, чем ты. И речь идет не о каких-то действительно субъективных вещах — кому нравится Пушкин, кому Мандельштам, кому оранжевый цвет, кому зеленый, кому Фриц Ланг, кому Хичкок, кому арбуз, кому свиной хрящик. Нет, речь идет о том, что внутри какого-либо художественного явления ты ясно видишь фальшь, неправду, подмену, нечестное упрощение художественных задач — и говоришь об этом. А потом убеждаешься в том, что есть масса людей, которые фальши этой не замечают. И почему, собственно, ты решил, что ты прав, а они нет.
Проще говоря, […] мне показалось, что нет в моем распоряжении никаких средств, аргументов и логических ходов, чтобы доказать, что Зураб Церетели — плохой художник (хотя, казалось бы, чего тут доказывать). А раз нет, так нечего и огород городить. Церетели уже успешно закидал эстетически безграмотную политическую элиту своими колумбами, петрами, бальзаками. Подкованную художественную элиту он купил с потрохами, прослыв ценителем (и щедрым покупателем!) современного искусства — гениальный PR-ход! Ну и где после этого ваши эстетические критерии? В каком суде вы их предъявите?
Слава богу, один объективный критерий все-таки нашелся. И помог мне в этом сам Зураб Церетели. А теперь извините за долгую цитату. «Американский биографический институт назвал «человеком года» президента Российской академии художеств, известного скульптора Зураба Церетели. столь почетный титул американский биографический институт присвоил небольшому числу избранников. Среди них по праву оказался представитель России Зураб Церетели. Подтверждением присвоенного титула стал впечатляющий документ, полученный Зурабом Церетели. На заключенном в рамку пергаменте изысканного голубого цвета каллиграфическим почерком выведено имя художника, присужденное ему звание «человека-2001 года» с перечислением главных достижений. Стоит напомнить, что именно Церетели первым от России выступил с предложением увековечить память жертв американской трагедии 11 сентября. Кстати, в связи с последствиями этих событий международная почта смогла доставить в Москву важный документ, предназначенный З. Церетели, с некоторым опозданием. Однако возможность такой задержки была особо оговорена сопутствующим уведомлением».
Вот эту пошлую белиберду, слово в слово, передал на прошлой неделе ИТАР-ТАСС. А на следующий день этот материал вышел в некоторых центральных газетах (что называется, «с репутацией»), где, между прочим, работают и получают неплохие деньги квалифицированные художественные обозреватели, ценители прекрасного и мои добрые знакомые.
Если вы еще не догадались, в чем тут дело, поясню. Зураб Церетели попался на удочку западных лохотронщиков. Парочка мазуриков оптом закупает пергамент изысканного голубого цвета, регистрирует фирму и называет ее как-нибудь поторжественнее. Ну, скажем, «Американский биографический институт». Или «Кембриджский центр биографических исследований». Или «Всемирная ассоциация собаководов». А потом вооружается справочником «Кто есть кто» и начинает по списку рассылать письма о том, что вам, мол, присвоен титул «человека года», и стоит вам перевести на наш счет жалкую сотню баксов, как мы тут же пришлем вам сертификат в рамочке из ценных пород дерева или, как вариант, биографический справочник с золотым обрезом, в котором ваше имя будет набрано аршинными буквами на первой странице. А что? Все законно! Кто сказал, что «человек года» обязательно должен быть один? Хотим — и присуждаем всем подряд. Моя мама, известный ученый, регулярно получает такие письма и столь же регулярно (после моих разъяснений) их выбрасывает. Зураб Церетели не выбросил.
Проведите самостоятельный эксперимент: наберите в какой-нибудь интернетовской искалке запрос American biographical institute. Должен вас разочаровать: никакого официального сайта этой конторы вы не обнаружите. Зато программа выдаст вам ворох ссылок на биографии лохов, купившихся на эту аферу и вставивших торжественный титул в свое резюме. Думаете, не наберется в мире тысяч десять лохов (даже среди людей известных)? Наберется, конечно. А это, на минуточку, миллион долларов на счету «биографического института».
История совсем из другой области. Одно время шумной известностью пользовался политик, в прошлом правозащитник, недвусмысленно претендовавший на роль совести нации или, по крайней мере, интеллигенции в самые позорные для этой нации (интеллигенции) годы. Так уж получилось, что спад, если не сказать крах его политической карьеры совпал по времени с одним характерным эпизодом: деятель пал жертвой лохотрона, но не «биографического», а нашего, родного, уличного. Проиграл несколько штук баксов то ли в наперстки, то ли в тараканьи бега. После чего, нимало не смутившись, поведал журналистам о том, как играл, как расплачивался, как денег не хватило, и он повез лохотронщиков домой, чтобы выдать недостающую сумму из припрятанных между страницами книг сбережений (про книги это я вообще-то сам придумал, но почему-то кажется, что угадал). Только что не заявил, что лохотрон — это часть масштабного заговора коммунистов против правозащитного движения. После всей этой истории лично у меня остатки доверия к этому человеку испарились окончательно. [В августе 1998 близ станции метро «Текстильщики» экс-уполномоченный президента по правам человека Сергей Ковалев был кинут на две тысячи долларов и 1300 рублей- прим. «СекретИнфо»]
К чему я, собственно, все это рассказываю? Разве не может честный, достойный, талантливый человек попасться в лапы лохотронщикам? Конечно, может. Только вот к журналистам или в ИТАР-ТАСС он после этого вряд ли пойдет. Сразу поймет, что лоханулся, зальется краской нервного стыда и, скорее всего, даже от близких позор свой утаит, не говоря уже о средствах массовой информации. Но если уж он обманываться рад — делает это с удовольствием, с шумом, видя в этом очередную акцию в кампании по рекламе самого себя, то велика вероятность того, что нет у него интуиции ни человеческой, ни художественной, ни политической. Нет у него как раз той «способности различать», которая не только для критики нужна. И искусство его — говно. А политика его — нечестная и лицемерная. Вот такой получается объективный критерий.
Автор выпуска — Владимир Александров,
«Секретные материалы России»
Источники информации: «Известия», «Время Новостей», «Сегодня», «АиФ» www.komprinfo.ru
Наша почта