Сербские оппозиционеры продолжают противостоять полицейским. Причём ситуация явно становится хуже, ведь дело дошло до штурма телецентра, драк и попыток прорвать оцепление. Возможен ли после этого сербский «майдан» и как это повлияет на отношения с братской Россией?
Ещё с декабря в Белграде проходят народные волнения. Связано это с избиением лидера оппозиционной партии «Левица» Борко Стефановича в городе Крушевац ещё в прошлом году. Нападение было совершено после публичной критики в адрес президента Александра Вучича. Хотя больше похоже что это была спланированная провокация с самого начала.
Карьера Стефановича довольно любопытно. Начал бас-гитаристом в панк-группе, однако потом вдруг стал правозащитником прозападной Демократической партии. После этого его «успехи» скоротечно поползли вверх. Убрать его было выгодно, чтобы оппозиционная коалиция «Союз за Сербию» разразилась гневом.
Ведь поджечь настроения всем от консерваторов до ультралевых, означает устроить опасный пожар. Именно это и случилось. Пока с декабря общественность не обращала особого внимания на протесты, слово «майдан» никак не вписывался в будни Сербии.
Однако знакомое слово «революция», похоже, хотят закрепить в сербской истории. Конечно, пока до парижских «желтых жилетов» эта акция не тянет, но потенциальная опасность всё же есть. Уже имеют место быть серьезные инциденты.
Так, вчера участники беспорядков на грузовике пытались пробить полицейское оцепление вокруг президентской резиденции. Тем не менее, власти не теряют голову и продолжают заявлять, что держат контроль над ситуацией. Вучич заявил, что даже если демонстранты захотят убрать его досрочными выборами, их не поддержит более 17%.
Но судя по тому, что лозунги сербской оппозиции регулярно меняются, похоже, что они сами не знают против чего им нужно протестовать. Тем не менее, в том, кто организовал этот балаган, нет никаких сомнений. Среди сербских радикалов есть те, чьими советниками являются сын Джорджа Сороса и соучастник нападения на Югославию Тони Блэр. Часть из оппозиционных лидеров получают финансовую поддержку из ЕС.
Говоря о Соросе, стоит вспомнить, что это старый змей окучивает Сербию ещё с 1991 года. За его деньги были организованы две крупные студенческие акции, положившие начало для создания движения «Отпор». Прикрываясь формально ненасильственным методом борьбы, они должны были свергнуть режим Слободана Милошевича. Теперь же по такому же принципу вся оппозиционная свора должна убрать Вучича.
Именно сербский лидер сейчас мешает планам Запада. Македонию, более менее, удалось подмять под себя, а вот признавать Косово с её независимой армией Белград не желает. Именно это и мешает старому скупщику «цветных революций». К тому же, это должно было оторвать Сербию от братской России и, тем самым, создать ещё одно подобие Украины.
Вот только оба лидера постоянно находятся на связи. Особое внимание в российско-сербском диалоге уделяется поддержанию мира и стабильности в балканском регионе, в том числе в контексте проблемы миграции, которая затронула в той или иной форме все государства Юго-Восточной Европы. В повестке двусторонних политических контактов постоянно присутствует косовское урегулирование.
Поэтому Москва и Белград приложат максимум усилий для решения разгоревшихся проблем, ведь обе стороны прекрасно понимают, чьих это рук дело. Правда, пока до последнего о преследуемых целях можно только лишь гадать.