Спецслужбы сообщили подробности операции по уничтожению Хаттаба
Организатор взрывов жилых домов в Москве полевой командир Хаттаб был уничтожен в Чечне 19 марта 2002 года. Его ликвидация стала, наверное, самой успешной спецоперацией после убийства Джохара Дудаева во время первой чеченской войны. Корреспондентам Ъ удалось выяснить некоторые подробности того, как чекисты разобрались с Черным Арабом. Во всяком случае, версия, предложенная сотрудниками спецслужб, выглядит весьма правдоподобной.
Охотиться на Хаттаба российские спецслужбы начали еще в 1996 году, после того как в апреле того года он с небольшой группой уничтожил из засады колонну 245-го мотострелкового полка возле села Ярыш-Марды в Аргунском ущелье. Тогда погибли 53 и были ранены 52 военнослужащих. Однако Черного Араба, приговоренного Минобороны и ФСБ к смерти, словно Аллах берег – ему каким-то невероятным образом удавалось избежать и засад, устроенных спецназом, и даже ракет, которые федералы наводили на его спутниковый телефон.
Выжил Хаттаб и после тяжелого ранения, полученного в 1999 году, когда его и Шамиля Басаева отряды вошли в Дагестан. Точку в биографии террориста, получившего от оперативников прозвище Волосатый (Масхадова они называют Ушастым, а Басаева – Хромым), руководство российских спецслужб решило поставить осенью того же года – уже тогда выяснилось, что взрывы жилых домов в Москве, Волгодонске и Буйнакске были организованы и профинансированы Черным Арабом.
Вместе с первыми войсками, вошедшими в Чечню, были бойцы знаменитых спецгрупп «Альфа» и «Вымпел» антитеррористического центра ФСБ, спецподразделения ГРУ и отряд «Витязь» МВД России, перед которыми командование поставило конкретную задачу: разыскать, захватить или уничтожить лидеров сопротивления. Одним из первых номеров в этом списке был Хаттаб.
Спецназовцы рассказывают, что несколько раз полевой командир-террорист буквально ускользал из их рук. ФСБ удалось завербовать человека, входившего в отряд Хаттаба. От него в спецслужбе узнали, что Черный Араб окружил себя тройным кольцом охраны. И к самому Хаттабу арабы из его самого ближнего окружения никого не подпускают. Даже некоторых полевых командиров, с которыми он воевал во время первой чеченской кампании.
Тем не менее агенту-боевику удалось однажды пронести в лагерь Хаттаба, расположенный в Ножай-Юртовском районе, электронный «маячок», с помощью которого можно было довольно точно установить местонахождение полевого командира. Но уже назначенная операция по захвату Черного Араба сорвалась по чисто техническим причинам: мощности батареек устройства хватало всего на полчаса работы, а за это время находившаяся в горах поисковая группа спецназа просто не успела добраться до нужной точки. Предприняв еще несколько попыток захватить Хаттаба, которые провалились, в ФСБ решили воспользоваться опытом 30-40 годов, когда советские спецслужбы активно использовали яды для ликвидаций неугодных им людей. Яд, правда, заменили на самое современное отравляющее вещество. Им было обработано письмо, отправленное из Саудовской Аравии Хаттабу и перехваченное агентами ФСБ. Любой контакт с посланием являлся смертельным, причем действие яда от времени значительно усиливалось. Вся цепочка, по которой письмо затем отправили адресату, была обречена. С той лишь разницей, что получатель, вскрывший послание, погибнет сразу, а остальные – через некоторое время.
Источники Ъ утверждают, что письмо убило не только Черного Араба, но не менее десяти приближенных к нему людей и курьеров. С одним из курьеров, дагестанским ваххабитом Магомедали Магомедовым, как уже сообщал Ъ (см. номер за 25 мая этого года), разобрались сами чеченцы, проводившие свое расследование гибели полевого командира. Но как теперь выясняется, Магомедова и других посредников российские спецслужбы использовали втемную – они не знали, что письмо было отравлено и что сами они уже получили смертельную дозу яда.
Поняв, какой убойной силой обладает письмо, чеченцы, как утверждают источники Ъ, решили использовать его в борьбе с самими федералами. По приказу Шамиля Басаева запечатанное в полиэтилен послание подбросили в схрон с оружием у селения Горный Аллерой Ножай-Юртовского района, информацию о котором боевики через знакомых чеченских милиционеров донесли до федеральных сил. Схрон обнаружила армейская разведка – сержант, нашедший и рассматривавший письмо, и командир батальона, в котором он служил, погибли. А пока армейское начальство разбиралось в обстоятельствах их смерти, письмо как возможный источник важнейшей для федералов информации о боевиках отправили в ФСБ. Сколько еще человек могло погубить это послание, остается только догадываться. Но как раз в это время в Чечне в служебной командировке находился специалист ФСБ, участвовавший в разработки ликвидации Хаттаба. Ему перед отправкой в Россию и принесли письмо. Говорят, что, едва увидев знакомый конверт, офицер схватился за трубку спецсвязи и стал вызывать себе санитарный вертолет. Отравителя удалось спасти – он стал инвалидом. Письмо, убившее Хаттаба и еще многих людей, уничтожили.
Досье на Хаттаба
Хаттаб (Хабиб Абдул Рахман), он же Черный араб, он же Ахмед Однорукий, он же Эмир ибн Аль Хаттаб
Происхождение
Дата рождения
Несколько вариантов: 1963 год или 1965 или 1970 год
Место рождения
По одним сведения — Саудовская Аравия, по другим Иордания (хотя Иордания уверяет, что террорист Хаттаб не имеет к ней никакого отношения)
Образование
В 1987 году окончил школу и был уже принят в один из американских колледжей, но поехал на каникулы в Афганистан. Там встретился с бин Ладеном и проникся идеями джихада.
Окончил военную академию в Аммане (Время MN)
Семейное положение
Женат на даргинке из дагестанского селения Карамахи. Имеет дочь.
Основные этапы биографии
Служил в «черкесской гвардии короля Хусейна».
Фанатичный приверженец ваххабизма.
Является экспертом по взрывчатым веществам и всем видам легкого оружия, а также операциям по саботажу. Имеет опыт боевых и террористических действий с 1982 года.
Воевал в Афганистане, Ираке, Таджикистане, по некоторым данным причастен к совершению террористических вылазок в Израиле.
1992-1993 гг. — воевал в составе арабских коммандос.
В 1993 г. в боях за Кабул Хаттаб получает серьезное ранение.
1993 -1995 гг. — возглавлял «спецподразделение» в Таджикистане.
В Таджикистане от взрыва гранаты он потерял несколько пальцев, за что и получил кличку Ахмед Однорукий.
В 1994 — 1995 гг. приступил к формированию двух групп коммандос, в основном из египтян и саудовцев, для чеченской войны.
В Чечню прибыл в 1994 году в составе группы боевиков, прибывших в Россию из стран Ближнего Востока.
В апреле 1996 г. организовал засаду и расстрелял караван федеральных войск у селения Шатой.
В конце 1997 года — напал на часть 136-й мотострелковой бригады в городе Буйнакске (эта акция служила своеобразной пробой сил перед будущей агрессией в Дагестане).
После первой чеченской войны заявил, что продолжит джихад до полной победы над неверными.
Создал в горных районах Чечни сеть специализированных лагерей по подготовке террористов. Основная база находилась в районе селения Сержень-Юрт.
В середине 1998 г. нашел «общий язык» с Басаевым на почве совместной мечты — создания исламского имамата на территории всего Северного Кавказа (до этого их отношения были весьма натянутыми).
В сентябре 1999 г. совместно с боевиками Басаева, «бойцы» Хаттаба вторглись на территорию Дагестана.
В январе 2000 года заявил агентству Рейтер, что боевики не только не прекратят сопротивление, но и готовы к диверсиям на территории России.
В марте устроил засаду под Жани-Ведено (погибло по разным данными от 25 до 40 омоновцев).
В декабре 2000 года Хаттаб заявил по арабскому телевидению «Аль-Джазира», что будет помогать палестинскому народу.
В феврале 2001 года, по данным ФСБ, участвовал в похищении американца Кеннета Глака.
По данным генпрокуратуры, Хаттаб является заказчиком совершенных 24 марта 2001 года терактов в Минводах, Ессентуках и Черкесске.
Дополнительная информация
Рост — средний. На одной из рук нет указательного и среднего пальцев. По-русски говорит с акцентом…Хаттаб имеет родовые корни в Чечне. 9 лет назад отправился воевать в Афганистан. Затем — в Таджикистан. Везде создавал мобильные террористические группы по 100-150 человек… Эмир Хаттаб — непримиримый противник России. Профессионал по ведению минной войны. Очень религиозен. В общей сложности Хаттаб воюет уже около 15 лет. В Афганистане — против СССР. В Ираке — против НАТО и Израиля. В Чечне — против России. («Российская газета», 1999)
Мечтал стать ученым, физиком либо математиком. Однако вместо престижного университета решил бороться с «неверными» до их полного уничтожения.
Он владеет арабским, русским, английским и пуштунским языками.
Хаттаб не только не скрывает, но и, наоборот, даже бравирует своей патологической жестокостью. Лично расправляется с пленными, убивая людей исключительно холодным оружием. Нарушая все заповеди ислама, не раз глумился над трупами, отрезая им уши, носы, половые органы, снимая скальпы. Это подтверждают многочисленные видео- и фотоматериалы. Они распространяются в России и за рубежом не только с целью оказания психологического давления на российских военнослужащих, но и для обогащения преступных группировок. («Независимое военное обозрение», Москва, 1999)
«Месяц вас учили искусству диверсий, подкупа, распространения слухов. Ваша задача «сеять смертельный ужас среди тех, кто продал Аллаха. Они каждый час должны чувствовать холодную руку смерти…». Из выступления Хаттаба перед выпускниками диверсионной школы в 1997 году. («Звезда Алтая», 1999)
На каждой машине ваххабитов Хаттаб велел установить черные флаги — знаки «священной войны» с неверными. В своих последних выступлениях он называет Дагестан очередным фронтом, где развернется «газзават». Хаттаб является ключевой фигурой по обеспечению финансовых поступлений из Саудовской Аравии и Иордании на расширение влияния ваххабитов на Север. («Советская Россия», 1999)
Из интервью Хаттаба. «Я довольно бедный человек. И делаю свое дело не за деньги. Помочь собрату — долг каждого мусульманина. И нам, в свою очередь, помогают мусульмане. Не обязательно — целые государства. Отдельные люди. К тому же работа нашего центра не требует особых затрат. Просто в течение трех месяцев мы обучаем братьев исламу, обращению с оружием, минами и так далее. А после трехмесячного курса подготовки молодежь проходит практику на территории России — в сопредельных с Чечней республиках. Чаще — в Дагестане. Но не против его народов, а против русских. Священный долг каждого мусульманина — джихад». («Комсомольская правда», 1999)