«Я пришел в ваш сучий город делать бабки»

Ульяновского гаишника Андрея Глущенко приговорили к 2 годам лишения свободы и 30 млн рублей штрафа. Сумма соотносится с деньгами, которые гаишник «зарабатывал» на дороге – с водителей он требовал от 5000 до 3 млн рублей. Но, как говорят, майор дорожной полиции был лишь частью «финансовой пирамиды» ГИБДД.«В ваш сучий город я пришел делать бабки» – так заявлял в частных беседах водителям майор Глущенко по прозвищу «Аватар». Имя ему придумали остроумные автомобилисты за то, что «пришел в чужой мир со своими порядками».Два года назад Андрей Глущенко перевелся в Ульяновск из Ставрополья по приглашению своего земляка, ныне начальника областной ГИБДД Сергея Моргачева.

Ульяновского гаишника Андрея Глущенко приговорили к 2 годам лишения свободы и 30 млн рублей штрафа. Сумма соотносится с деньгами, которые гаишник «зарабатывал» на дороге – с водителей он требовал от 5000 до 3 млн рублей. Но, как говорят, майор дорожной полиции был лишь частью «финансовой пирамиды» ГИБДД.

Поставил на счетчик

«В ваш сучий город я пришел делать бабки» – так заявлял в частных беседах водителям майор Глущенко по прозвищу «Аватар». Имя ему придумали остроумные автомобилисты за то, что «пришел в чужой мир со своими порядками».

Два года назад Андрей Глущенко перевелся в Ульяновск из Ставрополья по приглашению своего земляка, ныне начальника областной ГИБДД Сергея Моргачева.

– Здесь Моргачев пообещал ему хорошую должность, – поясняет жена Глущенко Галина.

Майора сделали начальником роты ГИБДД Заволжского района. Должность действительно оказалась хорошая – здесь находится промзона города и в машинопотоке попадается немало «крупной рыбы».

– Много грузовиков ездит, на них он и специализировался, – рассказывает один из заявителей по делу Петр Шипунов. – Машины нашей фирмы в первый раз Глущенко остановил в мае 2010-го, когда только пришел. До этого у нас возникали проблемы в основном с перегрузом, иногда платили штрафы. А Глущенко нас сразу «поставил на счетчик»: по 5000 рублей с машины в месяц – и езжайте, как хотите. Деньги для наших дорог неслыханные – 30 тысяч мы ему в кабинет заносили за шесть машин…

Такой же тариф действовал и для остальных перевозчиков. Тем, кто отказывался, грозили более серьезные расходы.

– Сотрудники ГИБДД отгоняли машины на штрафстоянку, – рассказывает следователь по делу Александр Залужный, – и Глущенко ввел такую практику, что оттуда никто без его устного согласия выехать не мог. Даже если человек оплатил официальный штраф и имел на руках решение суда, Глущенко все равно требовал по 10 тысяч рублей с грузовика.

Однажды ставка поднялась до запредельной суммы – с владельца автокрана майор потребовал 100 тысяч $ за выезд со штрафстоянки.

– Этот эпизод и стал причиной такого огромного штрафа для Глущенко, то есть 30 млн ему присудили как 10-кратный размер взятки, – говорит адвокат майора Валерий Котовский. – Но это совершенный абсурд: кран 82-го года выпуска, и сам владелец оценил свою рухлядь в 1,2 млн. Смысл Глущенко требовать с него в два раза больше? К тому же хозяин крана заплатил штраф за перегруз, и Глущенко никак не мог ему помешать забрать технику. Мы сейчас подали кассацию в Верховный суд, и по этому эпизоду моего клиента должны стопроцентно оправдать.

Рекордный штраф

Владелец злополучного крана согласен с адвокатом, что размер взятки был абсурдным.

– Когда он мне зарядил про 100 тысяч баксов, я был в шоке, – вспоминает Евгений Музраков. – Говорю: кран столько не стоит, забирайте его. Он мне: а ты сколько предлагаешь? Я говорю: ну 10 тысяч. У него аж челюсть затряслась от злости, говорит: я тебе все сказал. Я просил его через своих знакомых в полиции, пытался потом получить официальное разрешение на перевозку крупногабаритных грузов, но соответствующий отдел в ГАИ просто был закрыт три дня подряд. В итоге я отчаялся и заявил на него в ФСБ.

Там Музракову сказали, что «ведут» майора уже с начала марта. А буквально на следующий день, 14 апреля, Глущенко задержали с поличным.

– Потому что до этого на него уже заявила наша фирма, – рассказывает Петр Шипунов. – Причем сразу в ФСБ, потому что раньше люди уже жаловались и в областную ГАИ, и в прокуратуру – без толку. Потому мы ему и платили почти год, пока он совсем не обнаглел.

Зимой майор ушел на полтора месяца в отпуск. Предприниматели решили, что месячную мзду «крыше» на отдыхе платить не обязательно.

– Тем более что в его отсутствие подчиненные тоже нас штрафовали не раз, – продолжает Шипунов. – Ан нет, возвращается: где деньги? Мы возмутились. Он задержал две наши груженые машины и запросил еще 70 тысяч. Мы пошли в органы.

Тогда же в разработке по Глущенко фигурировал бизнесмен Игорь Ананьев. Он платил майору так же, как все, и даже был с ним дружен. В органах Ананьева привлекли к сотрудничеству, и именно через него майор попросил Шипунова передать взятку.

– С нами он испортил отношения и напрямую брать не хотел, – говорит Шипунов. – Он вообще был достаточно осторожен, в руки, например, никогда не брал, просил кидать в «коробку из-под ксерокса». А Ананьеву он почему-то доверял, мы все были знакомы, так что стали улаживать через него. Ананьев нам даже скидку сторговал, в итоге принесли ему не 70, а 40 тысяч.

При передаче этих денег Глущенко и задержали. Всего в его деле оказалось 9 эпизодов. Хотя следователи рассчитывали на большее. Ведь майор зарабатывал не только на грузовиках: задерживал и обычных автолюбителей, говорят, особенно любил «штрафовать» за тонировку и ксенон – здесь тариф был от 12 до 15 тысяч рублей. Но в итоге большинство водителей побоялись свидетельствовать против «короля дорог».

– Задерживал он всех за дело. – Эти слова Галины Глущенко подтверждают и следователи. – В Ульяновске до его прихода ездили с дикими нарушениями. Муж растонировал всех, в том числе и администрацию, и сотрудников органов – на звания не смотрел. Бизнесменам выгодно было ездить с перегрузом – он и это пресекал. Что, они его за это любить должны? Вот все и сговорились, подставили моего мужа за то, что честно работал. Ведь если он был такой плохой, взяточник, почему его начальник ГАИ не уволил по-тихому, как это принято?

Лучший исход

На этот логичный вопрос автомобилисты Ульяновска отвечают, что на своем посту Глущенко работал не только на себя.

– Его ведь и до этого два раза брали при передаче денег, но он успевал позвонить наверх, – рассказывает один из фигурантов «дела майора». – В третий раз ему позвонить не дали, у фээсбешников была отмашка: Глущенко можно «закрыть». Начальник нашей ГИБДД, его покровитель, в ночь задержания примчался в Следственный комитет, там ему сказали, что в Москву уже доложили, сделать ничего нельзя. Нас потом попросили начальника в показаниях не упоминать. Но на самом деле нет сомнений, что Глущенко заносил деньги наверх.

При обыске на съемной квартире майора нашли 425 тысяч рублей. Галина Глущенко уверяет, что то были деньги друга-бизнесмена, гостившего у мужа. Следователи парируют, что аккуратные пятитысячные купюры обнаружили в личной сумочке-борсетке Глущенко. Неофициально в органах говорят, что хотели задержать майора при получении не 40 тысяч, а суммы гораздо большей.

– Велась разработка именно в этом направлении, гаишников хотели раскрутить на ОПГ, – рассказал источник. – Но в итоге в операции допустили ошибку, и эта часть провалилась. Об этом теперь нет смысла говорить. На следствии Глущенко никого не сдал. Хотя сейчас появились слухи, что вроде бы ему надоело одному сидеть.

Майор до сих пор находится в СИЗО: приговор еще не вступил в силу из-за кассации адвоката в Верховный суд. Со своей стороны облпрокуратура тоже намерена обжаловать приговор – изначально для Глущенко требовали 10 лет лишения свободы.

– Лучше бы ему подольше не возвращаться, – говорит Евгений Музраков. – Для него это лучший исход. А то он тут всех так достал, люди могли пойти на что угодно.

Сейчас на дорогах Ульяновска спокойно. Подчиненные майора Глущенко, задерживавшие машины по его указке, остались на своих местах. Уволили только его зама, формально за то, что не прошел переаттестацию. Начальник областнойГИБДД также занимает свой пост. Та самая штрафстоянка пустует, бизнесмены за свой перегруз дают на лапу «разово и в посильных размерах». Нарушители платят за право нарушать, а люди в погонах гребут деньги, несоизмеримые с официальной зарплатой. Система работает в общепринятых мирных масштабах, пока никто «не наглеет». А майор Глущенко, если приговор не изменится, может освободиться из заключения уже через год…

Источник: «Собеседник»

Оцените статью
OTKROVENIE.NET