О шикарной даче губернатора Краснодарского края Александра Ткачева СМИ и блогеры писали много. Известно, что объект возводится в районе реки Бжид, в так называемой Голубой бухте. Также известно, что загородная резиденция чиновника строится прямо посреди леса и, в нарушение Лесного кодекса, обнесена забором. СМИ также писали, что гектар пляжа, прилегающего к даче губернатора, достался ему всего за 1 рубль. Теперь к этому почетному списку нарушений добавилось еще одно. Посетившие стройку экологи обнаружили, что там незаконно вырубаются ценные породы деревьев, занесенные в Красную книгу.
Члены движения Экологическая Вахта по Северному Кавказу совместно с представителями партии «Яблоко» посетили дачу губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, расположенную в районе реки Бжид, в так называемой Голубой бухте. Активисты экологи смогли воочию убедиться, что на участке, отведенном под дачу высокопоставленного чиновника, незаконно вырубаются краснокнижные деревья.
Захват земель
О результатах инспекции экологов к месту строительства дачи Ткачева рассказал в своем блоге активист движения Сурен Газарян. Молодой человек также выложил фотографии, сделанные им и его сторонниками на месте строительства загородной резиденции главы региона.
Для того, чтобы проникнуть на территорию строительства, активистам пришлось сломать забор, которым обнесена площадка. Отметим, ранее экологи уже указывали, что дача Ткачева строится прямо посреди леса, а значит, забором обнесена быть не может. Ведь статья 11 Лесного кодекса «Пребывание граждан в лесах» гласит: «Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов». Таким образом, забор, которым обнесена территория строительства дачи Ткачева, мешает людям «свободно пребывать в лесах».
Сломав забор, активисты увидели множество спиленных пицундских сосен. Эти деревья внесены в Красную книгу России, поэтому их рубка запрещена и является уголовным преступлением. «Таким образом, сплошной забор вокруг дачи Ткачёва нужен не только для защиты от проникновения налогоплательщиков, но и для того, чтобы скрыть незаконные рубки, захват земель и другие нарушения законов», — пишет в своем блоге Сурен Газарян.
Кроме того, активистам-экологам удалось сделать снимок недостроенной дачи Ткачева. Надо сказать, что постройка роскошностью не поражает – трехэтажный кремовый домик, с зеленой крышей и эркером. Судя по всему, строители уже заканчивают внешнюю отделку строения. Кроме того, рядом с дачей Ткачева видно еще одно здание – одноэтажную постройку с зеленой крышей.
Экологи также сфотографировали пляж, доставшийся губернатору всего за 1 российский рубль. «Берег моря с двух сторон перегорожен бетонными стенами, сверху которых натянута колючая проволока. Граждане не могут пройти вдоль моря по общедоступной береговой полосе, как это предусмотрено Водным Кодексом», — пишет активист.
Все свои
Отметим, что активисты из движения Экологическая Вахта по Северному Кавказу уже не первый раз обращают внимание общественности на строительство дачи губернатора Кубани Александра Ткачева.
Так, по данным экологов, прямо к участку Александра Ткачева примыкает участок некоего Сергея Стороженко площадью 999 кв. м., а чуть дальше от моря находится участок некой Елены Кривневой площадью 2775 кв.м.
Стороженко – девичья фамилия жены Ткачева, так что участок принадлежит кому-то из его близких родственников, сделали вывод экологи. А за Еленой Кривневой, как выяснили активисты, стоит Евгений Муравьев, который занимал должность первого вице-губернатора Краснодарского края с января 2005 года по январь 2009 года. В настоящее время Муравьев возглавляет западный филиал ГМК «Норильский никель».
Гектар пляжа за 1 рубль
В октябре этого года газета РБК Daily сообщала, что покупка гектара пляжа, прилегающего в даче Ткачева, обошлась губернатору всего в 1 рубль. Об этом свидетельствуют данные Госреестра. При этом, по данным издания, «соседний участок сходной площади, но в стороне от моря, оценен в кадастре в 118 млн 568 тыс. 587,62 руб.
«Стоимость гектара пляжа на Черном море в один рубль — это скорее похоже на шутку или на бред, — рассказал газете главный редактор популярного садоводческого издания «6 соток» и председатель всероссийской организации «Садоводы России» Андрей Туманов. — Кадастровая стоимость — не объективное отражение стоимости земли, но она по-любому должна стремиться к рыночной, она должна ее притягивать. Любая «вилка» между кадастровой стоимостью и рыночной есть коррупционная составляющая. Чем больше разница, тем коррупционная составляющая выше. А если кадастровая стоимость земли один рубль, то это уже сверхкоррупционная составляющая. Можно даже попробовать вывести коэффициент коррупции, если соседний участок оценен в 118 млн, и тогда этот коэффициент можно заносить в Книгу рекордов Гиннесса. Кому-то очень захотелось выкупить в перспективе эту землю за бесценок. Но, конечно, могут быть нюансы».
Туманов также отмечал, что нет четких критериев оценки кадастровой стоимости, для ее определения обычно нанимаются частные оценочные конторы и повлиять государство на них может в любую сторону. При этом выгоду можно получить и в случае понижения стоимости, и в случае повышения. Ведь из кадастровой стоимости земли вычисляется земельный налог путем умножения на ставку земельного налога.
«В прошлом году ставка была пересмотрена в сторону увеличения в 10—15 раз, и земельный налог подскочил тоже; ставку принимают депутаты, и тут у них могут быть свои интересы, так как земельный налог идет в бюджет. Такие маневры привели к тому, что в Подмосковье, например, начались массовые возмущения. А вот в Нижнем Новгороде, наоборот, произошло снижение ставки на дачи, оказавшиеся именно внутри города, чтобы в перспективе получить возможность прибирать эти земли к рукам по дешевке», — приводит примеры Андрей Туманов.
В случае с зоной отдыха для губернатора Ткачева есть еще один волшебный момент. «Участок к западу от дачи Ткачева площадью 1,7 га выведен из состава земель лесного фонда и переведен в земли поселений. Такой перевод может быть сделан только распоряжением правительства России», — рассказал тогда РБК Daily Сурен Газарян. Но, по его словам, даже поверхностного взгляда на карту территории достаточно, чтобы убедиться, что строительство объекта отдыха ведется посреди леса.
Экологи стали бить тревогу, отправляя письма в прокуратуру Краснодарского края и департамент лесного хозяйства с требованием убрать незаконный забор вокруг дачи. Вскоре ими был получен ответ от замруководителя лесного хозяйства Краснодарского края о том, что «две стороны арендованного лесного участка свободны от каких-либо ограждений» и поэтому граждане не ограничены в своих законных правах и имеют право собирать в лесу грибы и ягоды.
Но в реальности обнаружить эти две не огражденные стороны не представляется возможным. «Я тщательно искал эти «две стороны» на схеме участка, который по периметру огорожен стальным забором и колючей проволокой, но их нет», — заявил Газарян. Более того, у активистов не получилось не только собирать грибы вблизи этой территории, но даже просто находиться возле нее. В феврале Сурен Газарян, его партнер Дмитрий Шевченко и еще несколько человек были арестованы за попытку устроить пикник у дачи Ткачева.
«Сейчас территория дачи представляет собой огороженный участок земли, внутри которого стоят несколько особняков в два-три этажа, гаражи и домики для обслуги, на пляже тоже возведены разные постройки, отстроен мини-порт для яхт. Повсюду охрана», — рассказал Газарян. Жители Туапсинского района знают, что на черноморском побережье есть и другие участки, ограничивающие проход по побережью. Они сообщают, что между Беттой и Криницей строится дача одного из олигархов, хотя все-таки она не перекрыта полностью — проход через нее открыт в определенные часы.
По материалам: Gazaryan-suren.livejournal.com, РБК Daily