Защитниками «Белого дома» и теми, кто стрелял по нему, управляли из одного центра

18 лет со дня расстрела российского парламента Так считает бывший замглавы следственной группы Генпрокуратуры, которая расследовала октябрьские события 1993 года. 18 лет назад танкисты Таманской дивизии по приказу Верховного главнокомандующего расстреляли парламент. Так президент Ельцин поставил точку в многодневном противостоянии с Верховным Советом. Но точка превратилась в затянувшееся многоточие: гражданская война, вспыхнувшая в те дни на улицах Москвы, и по сей день продолжается в головах многих россиян

18 лет со дня расстрела российского парламента

Так считает бывший замглавы следственной группы Генпрокуратуры, которая расследовала октябрьские события 1993 года.

18 лет назад танкисты Таманской дивизии по приказу Верховного главнокомандующего расстреляли парламент. Так президент Ельцин поставил точку в многодневном противостоянии с Верховным Советом. Но точка превратилась в затянувшееся многоточие: гражданская война, вспыхнувшая в те дни на улицах Москвы, и по сей день продолжается в головах многих россиян.

Что произошло тогда? Почему так легко граждане одной страны начали стрелять друг в друга? Чьи приказы они исполняли? Об этом в эфире радио и телевидения корреспонденту Андрею Рябцеву рассказал бывший следователь Генпрокуратуры Леонид Прошкин, который шаг за шагом изучил все, что происходило в Москве в октябре 1993 года.

«Лицо у Хасбулатова было серого цвета»

— Леонид Георгиевич, весь мир видел кадры: из Дома Советов альфовцы в шлемах и масках выводят Руцкого. Он идет с гордо вздернутым подбородком. А как он и его товарищи вели себя на допросах?

— В следственном изоляторе в Лефортове первым перед нами провели Хасбулатова. Лицо у него было серого цвета. Я лично допрашивал Альберта Михайловича Макашова. Он был в своем черном кожаном плаще, пришел в кабинет, сел, снял беретку и… задремал.

— То есть был абсолютно спокоен? Вот так выдержка!

— Я бы не сказал. Он извинялся: трое суток не спал вообще. Протокол допроса был еще советский, с графой «партийная принадлежность». Я хотел этот пункт пропустить. Но Макашов сказал: пиши — я член КПСС! А показаний давать не стал.

«Я пойду на башню»

— А информатора к нему подселить не пробовали?

— Нет, понимали, что бесполезно. И тогда Макашова посадили в камеру с негром.

— Его-то, националиста?

— Посадили так, чтобы не с кем было поговорить.

— Макашов показаний не давал. А остальные?

— Например, пока бывшему вице-президенту Руцкому не показали видеозапись, на которой он говорит: «Нужно взять штурмом мэрию и «Останкино», он перекладывал вину на Макашова. Кстати, генерал, когда получил команду идти на мэрию, сказал: «Теперь нам конец». Но когда легко взяли мэрию, он, довольный собой, вещал в рацию: «Давай подмогу, пойду на башню».

— Почему же они так легко взяли мэрию? Ведь там был спецназ «Витязь», который потом жестко отстоит «Останкино».

— Это один из оставшихся по сей день вопросов. Макашова и его группу в мэрию просто пустили. Непонятно и то, зачем они вообще пошли на мэрию. У кого я потом ни спрашивал — никто не мог мне объяснить.

Счет шел на сотни стволов

— Здание СЭВ (Совета экономической взаимопомощи, там находилась мэрия) сильно пограбили, — продолжает Прошкин. — Неудобно говорить о таких вещах, но мы обоснованно посчитали, что грабил его ленинградский ОМОН. На дверях были отпечатки ботинок бойцов. А выносить там было что. Большая часть здания сдавалась в аренду предпринимателям.

— Говорят, бесследно исчезло и оружие из «Белого дома».

— Да, время от времени оно всплывало. В частности, один из автоматов группы «Север» (подчинялась только Макашову — это было его подразделение из 20 человек) пострелял в Минске. Как минимум две жертвы.

— Но счет шел явно не на единицы, а на сотни стволов?

— Да запросто! Были установлены и случаи, когда уже после расстрела «Белого дома» военнослужащие Внутренних войск, находя там оружие, выносили его и продавали.

Многих нашли живыми

— Официально было 124 убитых, 384 раненых. Есть известное фото: по пояс голые трупы, сваленные в несколько рядов и помеченные цифрами.

— Ну, если только за один вечер из «Останкино» по двум моргам развезли 46 трупов! По убитым цифры точные. Может быть, 2 — 3 человека было, о которых мы не узнали. У людей же остаются родственники, друзья, которым рот-то не заткнешь. В первую годовщину событий мы переписали все фамилии, указанные в списках вахты памяти. Многих мы нашли живыми. Говорили о девушке с Кубани, которую якобы изнасиловали и убили омоновцы. Она оказалась жива, здорова. И таких примеров — масса.

Машут руками, улыбаются

— В какой момент вообще пролилась первая кровь?

— Где-то в районе 15 часов 3 октября было прорвано оцепление Внутренних войск и колонна демонстрантов направилась к «Белому дому». Все кричат «ура!», при этом бойцы из оцепления тоже. Все знают, что вот-вот подпишут соглашение с участием Патриарха Алексия II между президентом и Верховным Советом. Толпа проходит мимо мэрии, и тут выскакивает человек из толпы — мы его так и не нашли, хотя старались, — в сером бушлате без погон, достает автомат и палит по милиции.

— Провокатор?

— Конечно! Эти выстрелы защитникам «Белого дома» были совершенно не нужны.

— И милиция начала стрелять?

— Нет.

— А почему, когда Макашов со товарищи поехали в «Останкино», никто их не остановил?

— Вот и еще один вопрос. Более того, командир отряда «Витязь» Лысюк получил команду ехать защищать «Останкино». И ехали они параллельно, есть видеозаписи, на которых «витязи» машут руками, улыбаются тем, кто едет на штурм…

Макашова «разводили»

— А потом они будут стрелять друг в друга. Разве Макашов, боевой генерал, не понимал, что взять «Останкино» невозможно?

— Да и штурма-то никакого не было и не должно было быть. В общей сложности «Останкино» защищали 24 БТРа и более 900 военнослужащих. А защитники «Белого дома» приехали в нескольких грузовиках, 200… ну хорошо, 300 человек. Из них вооруженных — только отряд «Север» — 20 бойцов с автоматами. Баркашовцы в мэрии захватили около 70 пистолетов ПСМ, это хлопушечки 5,45-го калибра.

Макашов сначала просто потребовал дать ему эфир. Когда понял, что не дадут, решил проникнуть туда силой.

— Интересно, что никто из защитников «Белого дома» при этом не погиб.

— Да, гибли зеваки, журналисты и даже сотрудник «Скорой помощи», который приехал спасать раненых… А Макашов, когда началась стрельба у «Останкино», развернулся и уехал.

— Ничего себе командир!

— Ну, он потом объяснял, что собирался организовывать оборону Дома Советов…

«Нас к этому не подпустили»

— Но что оставалось делать «витязям»? Считается ведь, что нападавшие начали стрельбу из гранатомета.

— Да, установлено, что два человека из группы «Север» отобрали у бойцов ОМОНа гранатомет РПГ-7 и два выстрела к нему. Уже утром 4-го везде по радио и ТВ начали говорить, что именно из этого гранатомета был убит боец из «Витязя» Ситников. Мы проверяли. Но подтверждений не нашли. Нам не дали расследовать многие вещи. Нас к этому не подпустили.

— Кто не подпустил?

— Руководство. Когда мы попросили дать нам проверить, чьими выстрелами были убиты люди, офицеры дивизии Дзержинского и отряда «Витязь» направили жалобу Ельцину: дескать, следственная группа Генпрокуратуры наезжает. В общем, нам было категорически запрещено отстреливать (проводить экспертизу) оружие правительственных войск.

«Несколько трупов и два Героя России»

— А почему утром 4 октября случилась перестрелка между «своими» — бойцами Внутренних войск и Таманской дивизии?

— Дело было так. Грачев привлек ветеранов Афганистана. Ребята пришли в черных кожаных куртках, им дали автоматы, они уселись на БТР и проехали мимо позиций Внутренних войск. Те видят — идет чужой БТР, с ним невозможно связаться (связь на разных частотах), на броне гражданские. Внутренние войска открывают огонь.

— То есть просто бестолково организованное взаимодействие между подразделениями?

— Да, в это же время в Москву уже введены подразделения Минобороны, в частности Таманской дивизии. Они тоже открывают огонь, но уже по Внутренним войскам. В итоге несколько трупов и два Героя России. Кстати, в Гражданскую войну в Белой армии наград не давали. Потому что говорили: за борьбу со своим народом награждать нельзя.

О еврейских снайперах

— А как насчет таинственных снайперов, ни одного из которых так и не поймали?..

— Они появились 4-го числа, когда уже было решено штурмовать «Белый дом». Причем первые выстрелы, которые якобы произведены снайперами, были в бойцов Внутренних войск и Министерства обороны.

— Это сторонники Руцкого или опять провокаторы?

— Мне трудно представить, как на гостиницу «Украина» могли попасть защитники «Белого дома». Гостиница контролировалась милицией.

— Говорят, был даже некий еврейский отряд снайперов?

— Да, так называемая организация «Бейтар». Мы пытались ее найти. Ну, во-первых, это молодежно-спортивная, а не военизированная организация. Во-вторых, я верю человеку, который мне сказал, что разговоры про «Бейтар» — полная ерунда. Этот человек — Макашов. Если учесть его отношение к евреям, то слова его выглядят очень убедительно.

«Дергать из-за океана — слишком много ниток нужно»

— Но вы соглашаетесь, что были и провокаторы, и снайперы. А не было ли участия какой-то третьей стороны? Может, даже иностранцев?

— Кандидатов на роль провокаторов несложно найти и среди наших же граждан. Вы не забывайте, что это было начало лихих девяностых. Но то, что за ниточки могли дергать откуда-то, — это однозначно. Это, конечно, предположение. Но у меня и у многих, кто работал вместе со мной, создается впечатление: и теми и другими руководили из одного центра.

— Откуда? Из-за океана?

— Из-за океана — это слишком много ниток нужно. Наверное, есть места и поближе.

— И кто же, по-вашему, тогда, 18 лет назад, был виноват?

— По существу, надо было привлекать к ответственности и ту и другую стороны. Именно поэтому февральская амнистия 1994 года удовлетворила практически всех.

Из досье

Леонид Георгиевич Прошкин. Государственный советник юстиции 3-го класса. Почетный работник Прокуратуры РФ. На следственной работе с 1972 года. Занимался расследованием событий в августе 1991-го, а также в октябре 1993-го. В 1996 году ушел на пенсию, последняя должность — замначальника Управления по расследованию особо важных дел Прокуратуры России. Адвокат Московской коллегии адвокатов.

По материалам «КП»

Оцените статью
OTKROVENIE.NET
Добавить комментарий