О том, что многие фармацевтические компании продолжают в обход закона продвигать свои лекарства через врачей при помощи подкупа, подозревали многие. Однако до недавнего времени сложно было сказать, какие именно фармкампании предпочитают игнорировать закон в угоду прибыли. Теперь же журналисты выяснили, что одной из таких фирм является Sanofi, директор которой Елена Астахова по-прежнему заставляет своих подчиненных «сотрудничать с врачами». К слову, в прошлом Астахова работала в другой фармкампании – KRKA – засветившейся в крупном скандале с подкупом медиков.
Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», вступивший в силу 1 января этого года, перевернул системный подход к медицине в нашей стране. Не в последнюю очередь он призван отбить у фармацевтических компаний всякое желание заниматься финансовой мотивацией врачей и владельцев аптек, чтобы они больше не продвигали те или иные препараты в ущерб здоровью пациентов. Но, как показал опыт первого месяца, по-настоящему работающим этот закон назвать трудно.
Буква закона
О том, что представители фармацевтических компаний, работающих в России, продолжают в обход закона «стимулировать» врачей к продвижению среди своих пациентов тех или иных лекарств, пишет портал «Версия». Методы этого стимулирования существуют самые разные: от регулярной организации для врачей пышных банкетов и бесплатных путевок в туры под видом семинаров до прямого подкупа. Обласканный такой заботой врач часто начинает советовать пациентам лекарства той фармкомпании, которая его «ужинает».
Впрочем, законным столь тесное взаимодействие врачей и фармацевтов было лишь до начала этого года, а бороться с подкупом врачей власти начали еще три года назад, напоминает издание. Так, осенью 2009 года российский премьер-министр Владимир Путин призвал избавиться от «так называемых фармпредставителей, работающих в медучреждениях». На законодательном уровне сотрудничество фармкомпаний и врачей стало запрещено с 1 января 2012 года со вступлением в силу закона «Об основах охраны здоровья граждан».
Закон, в частности, запрещает производителям лекарств и компаниям, действующим в их интересах, организовывать любые развлекательные, образовательные или научные мероприятия для врачей, а также финансировать исследования, которые проводят медицинские работники, и даже приходить к ним с визитом в рабочее время. В свою очередь врачи не вправе принимать от фармкомпаний подарки, деньги или приглашения на семинары. Кроме того, они больше не могут по указке фармкомпаний предлагать населению брошюры и буклеты, рекламирующие ту или иную продукцию. Выписывая рецепт, медики обязаны рассказать пациенту о недорогих препаратах. Знакомить больных с новыми достижениями фарминдустрии закон им не запрещает, но делать это можно лишь на медицинских семинарах.
Закон фармацевтам не указ
Однако, несмотря на вступление в силу закона, «агенты продвижения» до сих пор есть в каждой фармацевтической компании. Особенно в крупных – Nycomed, Sanofi, Bayer Schering и Novartis. При этом все они официально отрицают факт лоббирования производимых препаратов. Но это на словах, на деле же все обстоит совершенно иначе.
В интернете можно найти большое количество подтверждений тому, что фармкомпании в обход закона продолжают продвигать свои препараты через врачей. Так, на одном из специализированных форумов — medpred.ru — пользователь Yo, сотрудник одной из крупнейших фармкомпаний, пишет, что его руководство на недавней планерке совсем не призывало прекращать незаконное продвижение медпрепаратов, а лишь поинтересовалось, смогут ли представители работать в новых условиях. Получив утвердительный ответ, начальство осталось довольно. Пока же медицинские представители продолжают ходить по кабинетам врачей.
«Я пока значительных проблем у себя на территории не встретила», – отметила 1 февраля на том же форуме пользователь Котярзик.
Факт отсутствия перемен подтверждают и цифры официальной статистики. По идее, борьба с фармппредставителями должна была существенно отразиться на фармацевтическом рынке, примерно на 30–40% снизив обороты продаж. Тем временем этот показатель не падает. То есть по сути, обоснованные подозрения в нечистоплотности вызывает любой фармпроизводитель, заработавший там, где должен был потерять.
За примерами далеко ходить не надо: неожиданный рост продаж а прошлый год показал кардиологический юнит (департамент) компании Sanofi, крупнейшего в Европе фармпроизводителя. По информации портала «Версия», годовой прирост юнита вместо запланированных 6 млн евро достиг рекордной отметки в 22 миллиона. Необъяснимый коммерческий успех сразу стал предметом дискуссии. Эксперты и участники рынка отмечают тесную связь между взлетом экономических показателей и масштабными кадровыми перестановками в кардиологическом департаменте. Эти перестановки произошли с легкой руки нового директора кардиологического юнита российского представительства компании Sanofi – некой Елены Астаховой.
«Санофи, примите соболезнования»
До Sanofi Астахова работала в словенской фармацевтической компании «КРКА», которая как раз в то время оказалась замешана в крупном коррупционном скандале. Как установили литовские журналисты с телеканала TV3, компания приглашала врачей на туристические поездки и катание на лыжах, маскируемые как зарубежные семинары, дарила им подарочные карты в супермаркеты и косметические магазины, а также практиковала другие способы «стимулирования лояльности».
Главой российского отделения «КРКА» в то время был Патрик Оганян, который, к слову, уволился из компании вместе с Астаховой на волне скандала с подкупом. Как пишет в своем ЖЖ блогер heroitic, являющийся работником фармакологической отрасли, «энергичная женщина поддерживала едва ли не родственные отношения с Алешем Зорко».
«Поэтому, увольняясь на пике скандала вместе со своей подчиненной, словенский топ-менеджер позаботился об ее достойном трудоустройстве. В результате деятельное участие в судьбе Астаховой принял Патрик Аганян, генеральный директор компании Sanofi в России. Бывший менеджер КРКА получила должность руководителя одного из ключевых подразделений компании и место в совете директоров в придачу», — утверждает интернет-пользователь.
Последствия не заставили себя ждать. «Санофи, примите соболезнования, с 1 апреля жизнь будет поделена чертой: до прихода Астаховой и после», – не без ехидства заметил на профильном отраслевом форуме пользователь Естахия. А блогер heroitic замечает: «Кардиологическому юниту пришлось несладко. В первые же месяцы работы госпожа Астахова буквально «зачистила» добрую половину вверенного ей коллектива. А затем сделала департамент объектом нескончаемых пересудов, вопреки рыночному тренду в три с половиной раза подняв его отчетные показатели».
Человек с большими потенциями
Как утверждают эксперты отрасли, почти 70% продаж медикаментов обеспечивает «работа» с врачами. Таким образом, исключительный и необъяснимый рост продаж в департаменте Астаховой выглядит по меньшей мере подозрительно. «Чтобы все испортить, одного человека с большими потенциями вполне достаточно. Остальное само сложится. … Чтобы вместо продвижения какой-никакой исключительности вкупе с разумными ценами вы начали впаривать, как КРКА, товар за призы и выплаты врачам? Не готовы? И я так думаю», – пишет на форуме о приходе нового директора в Sanofi пользователь Sedative.
«Коллеги, не вешайте нос! Мыльный пузырь под названием «Суперменеджер Елена Астахова» умело надувал Алеш Зорко. Если в С-А Елена найдёт себе такого же покровителя, то она задержится у вас. А не найдет – так и…» – утешает коллег пользователь Drema.
В свою очередь heroitiс указывает на строгий кодекс маркетинговой этики Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), которую возглавляет руководитель российского представительства Sanofi Патрик Аганян. И трудном положении, в котором он оказался благодаря бурной деятельности Астаховой.
Как именно отреагирует на разворачивающийся скандал AIPM, покажет время. Во многом позиция Ассоциации международных фармацевтических производителей будет зависеть от результатов внутреннего расследования. У крупнейшего фармпроизводителя Европы тоже есть этический кодекс, принятый еще до вступления в силу закона «Об основах охраны здоровья граждан». Причем Патрик Аганян, совмещающий пост главы российского отделения компании с должностью председателя совета директоров AIPM, называл борьбу за чистоту и прозрачность рынка одной из своих главных задач. По мнению «Версии», разрешить противоречие лозунгов и практики, возникшее по вине одного из топ-менеджеров компании, может только личное вмешательство руководителя российского отделения Sanofi. В противном случае под ударом может оказаться репутация как самого Аганяна, так и всей фармакологической отрасли в целом. А тогда ситуацией на рынке медпрепаратов может снова заинтересоваться законодатель, заключает издание.
По материалам: «Версия», Grani.lv