В чужом глазу крошку видят, в своем — макаронину не замечают
Продукты в Европе стремительно дорожают
Иностранная пресса в панике: «В России «замораживают» цены! Демократия под угрозой!» Сразу три авторитетных издания — французская газета Le Figaro, английская The Financial Times и немецкая Die Welt рассуждают о «непозволительных» методах борьбы с инфляцией в нашей стране. А тем временем в Италии — скандал и расследование из-за подорожания макарон. В Германии сливочное масло подорожало наполовину, во Франции — молоко. И везде, как у нас, «ценовые сговоры». Интересно, какие меры примут европейские власти, чтобы сдержать рост цен?
Российское правительство заключило с крупнейшими производителями продуктов питания и торговыми сетями соглашение о добровольном «замораживании» цен на хлеб, молоко, подсолнечное масло и яйца до 31 января 2008 года. Эта мера как минимум поможет нам пережить новогодние праздники. Но похвалы за заботу о своих гражданах государство не дождалось. Со всех сторон его начали критиковать за «нерыночные» методы. И если наши эксперты еще готовы признать, что такая мера имеет право на существование, то иностранные СМИ «прошлись» по нашей экономической политике.
«Россия вводит ценовой контроль советского типа на основные продукты питания» — это начало первополосного материала The Financial Times. «Обогащение России привело к росту цен», — называют причину французы в Le Figaro. «Сырьевая благодать России оборачивается проклятием для других секторов экономики», — слегка завистливо напоминают в Die Welt.
Хотя и у нас в последнее время считается хорошим тоном критиковать наших госмужей, в частности, за объяснение причин инфляции мировыми проблемами на продовольственных рынках, мол, мы тоже не отстаем от Европы. «Мы, значит, за мировыми рынками следим, а им что-то до нас и дела нет», — язвили эксперты. Что ж, теперь можно с полной уверенностью говорить, что и «им» наша ситуация не безразлична. Но равняться на нас заграница, кажется, не собирается. Хотя инфляция на основные продукты питания наблюдается по всей Европе, но иностранные СМИ убеждают, что решать проблемы административными методами — это не выход. Наши критики полагают, что так и до Советского Союза недолго докатиться, где все цены устанавливались государством. И, пожалуй, именно возврат СССР пугает их больше всего. Вряд ли на самом деле западных экспертов действительно волнует ситуация в российской экономике.
О том, что ситуация с ростом цен у нас сложная, спорить никто и не будет. Свою роль сыграло и неплохое увеличение доходов граждан в этом году, и конечно же значительный приток валюты благодаря росту цен на нефть. Да, и не будем отказываться, правительство действительно готово применить административные меры, чтобы сдержать инфляцию под конец года.
К сожалению, у наших властей сейчас нет возможности спокойно наблюдать, как «рынок отрегулирует сам себя», согласно столь любимым на Западе экономическим доктринам. Ведь там повышение цены литра молока почти в два раза не оказывает большого влияния на уровень жизни, например, немецких пенсионеров. Минимальная пенсия в Германии — 600 евро, то есть около 21 тыс. рублей. Молоко же сейчас там стоит от 0,80 до 1,5 евро, самое дешевое получается примерно 28 рублей, почти как и у нас. Вот только некоторые наши пенсионеры до сих пор получают по 2 тысячи рублей. Поэтому наше государство и должно отслеживать повышение цен на основные продукты даже на несколько рублей. И реагировать. Как может.
Доходы больше, а денег меньше
Последние данные Центробанка о количестве наличных денег в обращении оказались поистине удивительными. Темпы роста этого показателя в этом году отстают от прошлогодних. И это на фоне растущих зарплат и пособий, а также разбушевавшейся инфляции. Эксперты объясняют это тем, что россияне все больше берут кредитов, поэтому наличные деньги просто не задерживаются у них в руках.
За девять месяцев этого года количество наличных денег в обращении выросло на 13,4%, а в годовом исчислении (если сравнивать с 1 октября 2006 года) — чуть более чем на 35%. В прошлом году эти показатели были выше — 16,9% и 38,2% соответственно. То есть темпы роста наличности затормозились примерно на 2% в годовом исчислении.
«Снижение роста в данной ситуации, когда инфляция вырвалась из-под контроля, выглядит не логично, — отмечает директор Центра макроэкономических исследований компании БДО «Юникон» Елена Матросова. — Ведь такой процесс — своего рода индикатор инфляционных ожиданий. Население ждет позитива, поэтому больше склонно к сбережениям. А не стремится все побыстрее потратить, пока не «съела» инфляция».
Елена Матросова объясняет такой феномен тем, что люди все больше увлекаются заимствованиями у банков. «Растет доля долговой нагрузки», — говорит эксперт. То есть получается следующим образом. Несмотря на то что зарплаты и пособия у граждан растут, к их рукам, если так можно выразиться, прилипает меньше наличных денег. Ведь с ростом потребительского кредитования растет и доля расходов на выплату кредитов.
И еще один момент, который можно отметить в статистических данных Центробанка. Фактически весь прирост наличных денег за год обеспечил выпуск в оборот банкнот номиналом одна и пять тысяч рублей. Что касается последних купюр, то особенно за девять месяцев этого года их доля значительно выросла как в общей сумме обращающихся банкнот, так и в их физическом количестве. С одной стороны, востребованность в деньгах высокого достоинства также говорит о росте инфляции. С другой, по мнению специалистов, может свидетельствовать о продолжающейся дедолларизации. Ведь когда в оборот вводили пятитысячную купюру, то в том числе имели в виду, что она окажется хорошей заменой банкноте в $100. Сейчас наши 5000 соответствуют уже $200. Что еще удобнее.
Источник: «Известия»