Александр Лазарев: «В театре такие отношения, что от них может лопнуть сердце»

Из последнего интервью знаменитого актера Незадолго до смерти Александр Лазарев дал интервью информационной службе Первого канала. Некоторые фрагменты этого интервью мы публикуем для наших читателей «Москву я полюбил только сейчас. Я же родился в Питере, в Ленинграде, поэтому этот город вызывает во мне массу ощущений. Передать словами очень трудно, это надо там родиться и прожить определенное количество лет, чтобы понять, что такое Ленинград или Петербург. Это особая какая-то аура, особая атмосфера, особые дома, подворотни, набережные, Васильевский остров, Стрелка, Гавань, Выборгская сторона, Петроградская... К тому же я самый настоящий блокадник.

Из последнего интервью знаменитого актера

Незадолго до смерти Александр Лазарев дал интервью информационной службе Первого канала. Некоторые фрагменты этого интервью мы публикуем для наших читателей

О Москве и Ленинграде.

«Москву я полюбил только сейчас. Я же родился в Питере, в Ленинграде, поэтому этот город вызывает во мне массу ощущений. Передать словами очень трудно, это надо там родиться и прожить определенное количество лет, чтобы понять, что такое Ленинград или Петербург. Это особая какая-то аура, особая атмосфера, особые дома, подворотни, набережные, Васильевский остров, Стрелка, Гавань, Выборгская сторона, Петроградская… К тому же я самый настоящий блокадник. Моя семья пережила самую трудную и самую суровую зиму 1941 — 1942 годов. И вот все, кто пережил эту первую зиму, уже официально считаются блокадниками. Потом нам удалось уехать: отец был военнослужащим, и его направили в Оренбург…»

О мытарствах в начале пути.

«После окончания Школы-студии Художественного театра я поехал в свой родной город устраиваться на работу. В общем, только в один театр я показался — в Театр комедии к Николаю Павловичу Акимову. Но как-то я вот ему не приглянулся. И я тут же уехал обратно в Москву. И уже здесь повис в воздухе, потому что получил свободное распределение и сам должен был устраиваться. Хотя я, например, в жанре комедии, оглядываясь назад, сейчас могу сказать, что я чувствую себя достаточно комфортно. Люблю этот жанр, много играл и в театре, и в кино. Ну мало ли как происходит. Иннокентия Михайловича Смоктуновского, например, вообще не принимали в театры, чуть не гнали, как говорится. А потом он стал нашим великим артистом».

О невыносимой легкости профессии.

«Конечно, есть какая-то усталость. Есть усталость и физическая, потому что, конечно, к вечеру, будучи молодым актером, так не уставал, как устаешь теперь. Вроде бы и ничего не делал, а уже к вечеру устал. Но эту усталость можно преодолеть — нужно хорошенько выспаться. А вот психофизическую усталость перебороть трудно. От работы есть некое перенасыщение. В нашем деле, вы знаете, одни страдают от того, что нет работы, мало работы, говорят, дайте мне работу, иначе я умру. А другие страдают, во всяком случае, испытывают дискомфорт от того, что перебор, слишком много работы. Вот я считаю, что я немножко переиграл. Многовато. Надо бы уже поменьше играть в моем возрасте, и как-то хочется оглянуться назад, и поехать куда-то отдохнуть, и почитать побольше. А то книжку взять некогда в руки».

О невозможности жизни без сцены.

«Ну это очень трудно представить себе. Когда я начинаю высказывать такие некоторые слезливые, плаксивые такие ощущения кому-либо, то мне вот так же говорят — а что ты будешь делать? Ты что, будешь с утра до вечера дома сидеть? Ну я какие-то слова нахожу, конечно, и говорю, что у меня масса есть тоже предложений. Есть внуки, есть книги. Есть куда поехать, посмотреть еще что-то. Но тем не менее задумываешься действительно — а что я буду делать? Я другого ничего не могу, не умею и не хочу другое ничего делать».

О династических ощущениях.

«Театр — это же маленькое государство. В нем сконцентрированы такие человеческие отношения, что, взрываясь, они могут тебя ранить, от них может лопнуть сердце. В общем, театр есть театр. А насчет династии? Да, действительно, и сын актер, в «Ленкоме» работает, и жена со мной работает. Мы здесь работаем всю жизнь. И внучка учится на втором курсе в ГИТИСе. А еще внук есть маленький, семилетний. Поэтому невестка моя говорит — ну если еще этот пойдет в артисты, я с ума сойду. Да, династическое какое-то ощущение есть. Мы каким-то таким вот кланом существуем…

Где и когда пройдет прощание с артистом

— Похороны отца состоятся 5 мая, — сказал «КП» сын Александра Сергеевича, актер «Ленкома» Александр Лазарев-младший. — В 11 утра будет отпевание в Брюсовом переулке, в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

С 12.30 начнется церемония прощания и панихида в Театре имени Маяковского. Последний приют отец найдет на Троекуровском кладбище — там, где покоятся Наталья Гундарева, Вячеслав Невинный и другие любимые народом актеры.

— Александр Сергеевич будет похоронен на актерской аллее, — рассказали «Комсомолке» служащие кладбища. — Рядом с могилами Влада Галкина и Юрия Степанова. Неподалеку покоится и актер Александр Дедюшко с семьей.

5 мая Александр Лазарев должен был играть спектакль «Как поссорились…». В Театре им. Маяковского до сих пор не могут поверить, что спектакль пройдет без него. И что вообще их Саша Лазарев никогда не придет в театр. Хотя все знали, что Александру Сергеевичу сделали плановую операцию… Неделю назад, 26 апреля, на юбилее актрисы Галины Беляевой собрался весь театр. Как раз говорили, что Александра Лазарева накануне выписали из больницы. Его супруга Светлана Немоляева бодро докладывала обстановку: «Чувствует Саша себя неплохо, правда, есть слабость». Поэтому она планирует отвезти мужа на дачу — пусть там восстанавливается. А 5 мая он точно выйдет на сцену…

Как раз в тот вечер кто-то вспомнил ушедших из жизни актеров Маяковки — Александра Фатюшина, Наталью Гундареву, режиссера Андрея Гончарова… Кто-то философски заметил, что рождение и смерть — это две стороны одной медали, всегда идут рядышком. Но чтобы так рядом… Никто и не мог предположить.

ТЕПЕРЬ ИХ ЛОДКЕ ПЛЫТЬ БЕЗ КАПИТАНА

В Театре им. Маяковского между ними не делают различия: когда говорят «Немоляева», подразумевают «Лазарев». И наоборот. В прошлом году отмечали двойной юбилей этой удивительной пары — сразу две «золотые свадьбы»: полвека на сцене Маяковки и столько же в семейной жизни.

— Этот союз — явление из области очевидного и невероятного, — говорила нам тогда Евгения Симонова. — Столько лет они вместе и не устают быть влюбленными друг в друга. Парадокс! Мы часто занимаем одну гримерку. Я свидетель: раз восемь в течение часа до спектакля Александр Лазарев зайдет спросить жену, как она себя чувствует и пила ли кофе. Потом раза три он зайдет во время антракта. И еще пять раз после спектакля… Или в другой раз посмотрит на жену и говорит: «Светка, как тебе идет эта кофточка», — сядет рядом с нами и любуется, как будто видит свою Светку в первый раз. Все это чистая правда, хотя принято считать: две яркие личности не могут существовать рядом.

Когда они вместе выезжали на гастроли за границу, а Светлана Владимировна безумно любит шопинг, она мужу своим вкрадчивым голосом говорила: «Саша, дай мне четыре часа на магазины». Лазарев недовольно сверкал глазами: «Свет, ты уйдешь, а я куда денусь?!» Но потом отпускал.

Что теперь переживает Светлана Владимировна, даже страшно представить.

Единственная опора — это сын Александр Лазарев-младший. Когда он, как и его отец Александр Лазарев-старший, получил звание народного артиста России в 39 лет, их дружную семью стали называть «трое в лодке (в смысле три народных артиста), не считая собаки». Теперь этой лодке плыть без своего капитана.

ГУРЧЕНКО СКОНЧАЛАСЬ ПРИ ПОХОЖИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Два месяца назад из Театра им. Маяковского ушел художественный руководитель Сергей Арцибашев. Ведущие актеры выразили недоверие своему худруку. А Лазарев с Немоляевой отказались его «добивать» — хотя претензий к Арцибашеву было достаточно. Ни новых премьер и зрителей, ни премий и признания. Полупустые залы. Когда-то один из ведущих столичных театров с такими актерами, как Евгения Симонова, Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Александр Лазарев и Светлана Немоляева, вдруг стал неинтересен зрителю?! Естественно, это не могло не волновать всех — и Лазарева тоже… Вообще в этом театре очень дружная труппа — все праздники и горести вместе. Может, потому и нелегко было Лазареву поддержать такие вот жесткие методы смещения худрука. Вопрос, кто станет новым художественным руководителем и что будет дальше с актерами, до сих пор не решен и не ясен.

— Мы стараемся друг друга поддерживать, — призналась нам актриса Галина Беляева. — Но нужен руководитель. Мы уже устали ждать.

Могла ли такая атмосфера повлиять на самочувствие немолодого и не очень здорового человека? Конечно, странно бы видеть прямую связь — но все ведь нам аукается, «все болезни от нервов».

Несколько лет назад Александру Лазареву сделали операцию на сердце. Полтора года назад он снова попал в больницу — были проблемы с почками. Тогда врачи не стали делать операцию — побоялись, что не выдержит сердце. Теперь вот решились…

Медики говорят, что, скорее всего, у Лазарева оторвался тромб. Такое бывает, когда организм получает во время операции сильную дозу наркоза. Недавняя смерть Людмилы Гурченко произошла при похожих обстоятельствах: после операции на бедре, которая, кстати, как уверяли врачи, тоже прошла успешно, Людмила Марковна внезапно скончалась. У себя дома на руках у мужа. Бригада «Скорой» была бессильна, лишь констатировала: оторвался тромб… Александр Лазарев тоже умер на даче, на руках у жены, до приезда «Скорой».

5 фактов из жизни актера

1. Лазарев носил на безымянном пальце три кольца. Первое — обручальное. Второе, серебряное, появилось после 25-й годовщины брака со Светланой Немоляевой. Третье, с рубином, — после празднования 40-летия их совместной жизни.

2. В гостях у актерской четы когда-то частенько бывал Андрей Тарковский. Забавно, что он любил сидеть у них на шкафу — мол, оттуда всех лучше видно.

3. Однажды актер вместе со своим другом, драматургом Григорием Гориным, вышли на мини-демонстрацию. В доме Лазарева и Немоляевой на Тверской открыли ночной клуб. Посему актеры вышли на улицу, надев на шеи таблички с требованием закрыть заведение. Конечно же, это не помогло…

4. Актер редко посвящал кого-то в дела семейные. Но иногда откровенничал: «… Ну, например, я спрашиваю, где лежит мое белье. «Ты что, до сих пор не знаешь, где твое белье?!» И пошло-поехало! Но расставаться из-за такой хренотени? Поэтому через пять минут говорю: «Свет, ну прости..».

5. Лазарев-старший был против того, чтобы его сын женился в 21 год, не одобрил того, что Лазарев-младший в 23 года стал отцом. Но… очень баловал внучку. По словам его невестки Алины, однажды она застала картину, как дед кормит 4-месячную Полину черной икрой с ложки. Правда, давно это было…

Врачи «Скорой»: «Мы доехали быстро, но живым его уже не застали…»

Александр Лазарев скончался у себя на даче в Абрамцеве в понедельник. По словам вдовы, актрисы Светланы Немоляевой, с утра Александру Сергеевичу стало дурно. К завтраку он не вышел. Когда супруга принесла Александру Сергеевичу завтрак в постель, актер уже был без сознания. Светлана Владимировна вызвала «Скорую».

— Александр Сергеевич не был нашим постоянным клиентом, до этого дня он не вызывал на дачу медиков, — рассказали «КП» врачи из бригады Хотьковской подстанции скорой помощи, которые приехали в тот день на вызов жены актера. — Мы доехали достаточно быстро до дачи Лазарева, минут за пятнадцать. Мы спешили, чтобы спасти ему жизнь, но, увы, живым его не застали. Александр Сергеевич скончался на руках у жены. Близкие актера были в шоке…

— От чего все-таки умер любимый актер?

— Сложно сказать, мы лишь констатировали смерть. Родственники нам сказали, что он жаловался на сердце. Но, скорее всего, он умер от тромбоэмболии.

ДОСЛОВНО

Светлана НЕМОЛЯЕВА: «Секрет нашего брака с Сашей — постоянство и целомудрие!»

В последний раз «Комсомолка» общалась с любимым актером этой зимой. Спросили мы и о секретах долговечности брака Лазарева с Немоляевой: актерская пара вместе более 50 лет, что по нынешним временам сродни рекорду.

— Почему мы до сих пор вместе? На этот вопрос ответить трудно и практически невозможно, — смеялся Александр Сергеевич. — Что мы будем говорить о себе сами — пусть люди скажут о нас, со стороны виднее! Когда мы станем совсем дряхлыми и старыми и нас с «Мосфильма» или из театра будут выносить ногами вперед, тогда, возможно, кто-то скажет, были ли мы счастливы и какой у нас секрет. А лично я верю, что у каждой пары все предопределено заранее — кто-то сверху во время встречи поцеловал двоих людей в темечко и сказал: вы будете жить так, а вы — вот так… И этот «кто-то» дал нам такие характеры, что мы не можем долго ссориться и сердиться. Для нас самое тягостное и мучительное — это не разговаривать друг с другом. Но этого почти не бывает: проходит всего полчаса-час, жизнь в молчании становится невыносимой, и мы одновременно делаем шаг навстречу друг другу. Я не барышня, мне стесняться нечего, поэтому я говорю: никаких секретов нет, ничего специально для этого не делается.

Источник: «КП»

Оцените статью
OTKROVENIE.NET
Добавить комментарий