Эстонская разведка собирает в России сведения для ЦРУ и МИ-6

Эстонская разведка собирает в России сведения для ЦРУ и МИ-6

После войны в Южной Осетии к действиям спецслужб бывших советских республик уже никто не относится снисходительно. Ведь Грузия, готовясь к войне, успела создать на российской территории целую разведывательную организацию (см. материалы «Известий» от 13 и 21 августа этого года). Похоже, свою агентурную сеть пытаются создать и спецслужбы Эстонии — в российской ФСБ отмечают возросшую активность агентов этой бывшей советской республики. Агенты пытаются вербовать российских военных на нашей территории, а тем, у кого есть родственники в Эстонии, угрожают. При этом очевидно, что действуют они не только в своих интересах, а обслуживают коллег из других стран — прежде всего США и Великобритании.

Добровольная депортация

20 августа этого года, контрольно-пропускной пункт Ивангород Ленинградской области. К пограничнику неуверенно подходит худощавый человек лет 45. Он протягивает паспорт — Аллан Саар, гражданин Эстонии. По требованию таможенника он открывает багажник своей машины, потом садится за руль и уезжает из России. За его отбытием наблюдают сотрудники ФСБ: накануне Аллану Саару предъявили уведомление о нежелательности его пребывания на нашей территории.

На Аллана Саара контрразведчики вышли после сигнала от офицера одной из воинских частей. Оказалось, что этот эстонский бизнесмен, часто приезжавший в Россию, навязчиво пытался подружиться с ним и другими его сослуживцами. Вопросы, которые он невзначай задавал во время встреч, никак не могли интересовать обычного предпринимателя. Установив за Сааром наблюдение, чекисты вскоре убедились: он пытается выудить секретную информацию у наших военных. Правда, безуспешно.

Когда в гостиницу, где Саар снимал номер, пришли оперативники, он был немало удивлен. Неудавшийся шпион даже не успел одеться — ему зачитали уведомление, он ознакомился с ним, расписался и честно признался, что работал по заданию эстонского Департамента охранной полиции, известного как Кайтсейполицай (КАПО).

Саар тут же выразил желание как можно быстрее покинуть Россию. Он понимал, что легко отделался — если бы ему действительно удалось добыть и переправить в Эстонию секретные сведения, он неминуемо угодил бы за решетку.

«Лисенок» с фотоаппаратом

Эстонский шпион — звучит слегка комично. Но только не для сотрудников ФСБ, которые постоянно фиксируют попытки КАПО создать агентурную сеть в России. В 2005 году посол Эстонии в России даже получил ноту протеста в связи с участившимися попытками вербовки российских граждан. Но ситуация не меняется.

Самым известным агентом эстонских спецслужб стал пограничник Игорь Вялков. Чекисты дали ему псевдоним «Лисенок». Он работал на одном из контрольно-пропускных пунктов Псковской области, регулярно посещал управление ФСБ, знал многих сотрудников, вообще досконально разбирался в обстановке на границе. Любопытно, что «Лисенок» на КАПО вышел сам и для начала передал им информацию о сотрудниках УФСБ по Псковской области. Сам при этом также представлялся чекистом, который просто прикомандирован к погранслужбе. Даже изготовил фальшивое удостоверение.

Эстонские наниматели поверили ему и требовали серьезной информации. Вялков учился в адъюнктуре Академии погранслужбы и под предлогом написания диссертации начал добиваться допуска к ведомственным изданиям ФСБ. Даже письменно обратился к руководству Псковского управления с просьбой предоставить ему издания за несколько лет. О таком массиве информации сотрудники аналитических центров зарубежных разведок могут только мечтать. За Вялковым установили слежку. Выяснилось, что он регулярно нелегально переходит границу, где встречается со своим куратором — офицером КАПО Зоей Тинт.

Вялкова решили брать с поличным. Выделили кабинет и дали несколько ведомственных изданий. Эстонский агент был в восторге. Забыв об осторожности, он достал фотоаппарат и принялся переснимать документы. Суд приговорил Игоря Вялкова к 10 годам лишения свободы.

Разговоры ни о чем

Как и спецслужбы Грузии, эстонская КАПО усиленно пытается вербовать россиян, приезжающих в эту страну к друзьям или родственникам. Военврач Сергей Бактюков несколько раз навещал в Таллине друга, с которым познакомился еще в советские времена. Однажды друг представил его интеллигентному седому мужчине, который оказался руководителем КАПО по имени Юри Пихл. Тот ненавязчиво расспрашивал Сергея о службе, о довольствии — все в рамках обычной дружеской беседы. Позже он познакомился и с заместителем Пихла Алусом Алдисом, который также просто интересовался его службой. Когда Сергей в следующий раз приехал в Таллин, на него вышли другие сотрудники КАПО и в жесткой форме объяснили, что он уже раскрыл секретную информацию и теперь должен работать на них. Сергей удивился, сказал, что ничего не раскрывал, да и не знает никаких секретов. Тогда ему предложили завербовать… собственного сына, который учится в одном из военных училищ. Бактюков оторопел, выскочил из-за стола и в тот же день уехал из Эстонии. Дома он сразу обратился в ФСБ.

А вот на Владимира, бывшего военнослужащего, фамилию которого мы приводить не будем, давили серьезнее. В Эстонии у него живут сестра и пожилые родители. В один из визитов сотрудники КАПО встретились с ним. Сначала они тоже разговаривали ни о чем, а потом перешли к прямым угрозам. «Мало ли что может случиться с твоей матерью», — говорили они, намекая на то, что высылка из страны — самая мягкая мера. Самому Владимиру в случае отказа от сотрудничества обещали закрыть въезд.

Вообще, эстонская контрразведка не церемонится ни с теми, кого вербует, ни со своими агентами. К примеру, Аллан Саар признался, что из-за низких результатов его не раз привозили на профилактические беседы и угрожали. Один раз такая беседа даже закончилась в камере — его больше суток держали без пищи и воды. Чтобы задумался над дальнейшей жизнью. Выйдя, он даже написал и заламинировал предсмертную записку, в которой ответственность за свою возможную смерть возложил на КАПО.

«Это интересно другим большим государствам»

Что ищут эстонские агенты в России? По словам разрабатывающих это направление сотрудников ФСБ, анализ запросов КАПО однозначно свидетельствует: эстонцы работают не только на себя, львиную долю информации они поставляют разведкам США, Великобритании, а также скандинавских стран. Возможно, даже делают на этом деньги.

Например, «Лисенок» Игорь Вялков по заказу Зои Тинт копировал в том числе документы о деятельности органов контрразведки на Дальнем Востоке. Зачем они могли понадобиться Эстонии? А в разговоре с Владимиром агенты выразили заинтересованность разработками в области космических технологий. И на вопрос — зачем? — честно признались (Владимир записал этот разговор): «Мы будем спрашивать вещи, которые могут быть интересны другим большим государствам».

У российских спецслужб нет сомнений, что эстонская разведка уже давно превратилась чуть ли не в филиал ЦРУ и МИ-6. Это, например, подтверждает нашумевшее в свое время дело Валерия Оямяэ. Этот бывший офицер российской службы внешней разведки работал одновременно и на КАПО, и на британскую МИ-6. Используя свои связи, он собирал и передавал данные о способах оказания управляющего воздействия на российских политиков, о российских агентах в британских и американских спецслужбах и учреждениях, о кадровом составе ФСБ и другие секретные сведения. Примечательно, что со стороны КАПО с Валерием Оямяэ работала все та же Зоя Тинт. В 2000 году Оямяэ был арестован, а позже приговорен к 7 годам лишения свободы. В 2003 году он умер в тюрьме.

Источник: «Известия»

Оцените статью
OTKROVENIE.NET
Добавить комментарий