Калининградский ответ на евроПРО США
В зоне поражения Балтфлота находится 20 АЭС и 139 химпредприятий
Маленькая победоносная война с Грузией одним из своих последствий имела ускоренное завершение переговоров США с Польшей о размещении в Слуцком воеводстве подземных шахт с американскими противоракетами. Теперь у российских военных развязаны руки для того, чтобы подготовить достойный оперативно-стратегический ответ.
Домыслы и реальность
Понимают это и в противоположном лагере. И потому преднамеренно сгущают краски с подачи некоторых российских спецов-аналитиков. Английские таблоиды уже поспешили сообщить о дооснащении Балтийского флота ядерными ракетами. С учетом нынешнего состояния старейшего флота страны эта информация похожа на проект установления системы GPS на садовую тачку. Забавно, но малоэффективно.
Что бы ни писали отечественные и иностранные эксперты, переоборудование корабля ВМФ под ядерные ракеты потребует реконструкции таких масштабов, что проще построить новую боевую единицу. Впрочем, в этом просто нет необходимости. Еще в 2002 году тогдашний командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Валуев выразил недоумение в ответ на вопрос о размещении на кораблях ядерного оружия. Он отметил, что в зоне поражения ракет БФ находится два десятка АЭС и более 130 химических комбинатов. Этого вполне достаточно, чтобы успокоить любого потенциального агрессора. На совещании в 2004 году с участием главы российского МИДа Сергея Лаврова адмирал подтвердил свою точку зрения, заявив, что Калининградский оборонительный район (КОР) сейчас располагает ресурсами, достаточными для нанесения значительного ущерба войскам вероятного противника в случае непосредственного нападения на анклав.
«Искандер» выходит из тени
Гораздо больше похожи на правду данные о размещении в балтийском анклаве радаров и прочих элементов системы раннего предупреждения о ракетной атаке. Она же представляет собой систему наведения российских ракет на цель. Не исключено, что в регионе появится несколько дивизионов оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М» в варианте с крылатыми ракетами.
Они в состоянии забросить заряд весом в 0,75 тонны на расстояние, превышающее 300 км. Этого вполне достаточно для подавления района размещения американских противоракет в районе города Устка (прямая дальность от Калининграда – менее 200 км). С учетом того, что американцы прикроют ракетные шахты мобильными противоракетными системами типа «Пэтриот», необходимо будет внести коррективы в структуру авиационно-ракетных сил Калининградского оборонительного района.
Данные системы подлежат регулярной проверке с заменой ряда узлов. В конкретных условиях Калининградской области это означает головоломку с пересечением территории потенциального противника – Литвы. Запчасти и специалистов по регламентным работам придется везти авиацией или паромом.
В конце концов решение о военном ответе на американскую ПРО будет принято высшим руководством страны.
Реальный потенциал анклава
Калининградский оборонительный район сейчас располагает ресурсами, достаточными для нанесения значительного ущерба войскам вероятного противника. Именно этим ограниченным целям служат флотилия надводных кораблей – 30 вымпелов (2 эсминца, 4 десантных корабля, бригада ракетных катеров), три дизельные подлодки, бригада морской пехоты, танковые, артиллерийские и мотострелковые части и соединения численностью до двух дивизий, части штурмовой (Су-24) и истребительной (МиГ-29) авиации.
На вооружении сил КОР находятся тактические ракетные комплексы «Точка-У»: жидко-топливные ракеты на мобильной базе. Взлетная масса – 2 тонны, боеголовка – 0,5 тонны. Существуют версии моноблочного (для проникновения через бетонные перекрытия толщиной в 6,5 м) и кассетного (50 осколочно-фугасных кассет, 14 тыс. поражающих элементов) типа. В советское время имелись ядерные боеприпасы для данных ракет. В настоящее время размещение подобных зарядов на «Точке-У» отрицается. С военной точки зрения это действительно нецелесообразно, поскольку дальность полета ракеты – 70–120 км.
В систему ПВО Калининградского оборонительного района входят также зенитные ракетные комплексы С-300. Предназначены они для поражения всех видов воздушных целей на высотах от 250 м до 30 км (данный предельный потолок достижим для очень немногих современных боевых самолетов) и на дальностях 6–100 км. Масса боевой части – 120 кг. В начале 2000-х годов Балтийский флот проводил эксперимент по использованию С-300 против надводных и наземных целей. Эсминцы вооружены морской версией С-300. Помимо того, на них установлены по 8 противокорабельных комплексов «Москит» с полетной дальностью 120 км и полезной боевой нагрузкой в 320 кг.
Исходя из приведенных характеристик видно, что сейчас войска КОР способны помимо обороны анклава наносить удары по территории Восточной Польши, не достигая линии Щецин–Познань–Варшава. Ракетные шахты ПРО планируется установить в приморской части Речи Посполитой, что позволяет калининградской группировке Вооруженных сил РФ участвовать в подавлении авиации и частей ПВО, прикрывающих район базирования ПРО, ударами авиации и ракет. Кроме того, с территории Калининградской области можно будет вести разведку воздушного пространства Польши и ставить помехи для национальной ПВО.
Для удара по зоне размещения элементов американской ПРО наземные ракетные комплексы должны работать на пределе своей досягаемости. В данном случае мы сталкиваемся с последствиями Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
Средства усиления
До 2010 года планируется передать Балтийскому флоту еще две дизельные подлодки, что позволит создать отряд субмарин, способный в случае боевых действий ограничить активность ВМС НАТО акваторией Балтики западнее 55? параллели (по условной линии Устка–Бронхольм). После 2010 года в планах российского Министерства обороны – оснащение БФ надводными кораблями новых серий. Речь идет о фрегатах и корветах, то есть кораблях прибрежной зоны. Они предназначены для операций в 500 км от своих баз. Для Балтийского моря подобных характеристик более чем достаточно.
В принципе, программа перевооружения, реализуемая в настоящая время, дает возможность существенно увеличить потенциал Калининградского оборонительного района. Так, замена ЗРК С-300 на комплексы С-400 «Триумф» позволит уничтожать цели в диапазоне высот от 10 м до 30 км. В комплекте вооружений у «Триумф» имеются ракеты с дальностью полета 400 км, что обеспечивает контроль 70% воздушного пространства Польши.
Данные варианты усиления КОР легко осуществимы, так как все названные виды вооружений уже поступают в армию и на флот России и могут быть развернуты в Калининградской области достаточно быстро. При этом можно будет утверждать, что основные положения не только Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, но и Договора об ограничении обычных вооружений и вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ) будут соблюдены.
Следует учитывать небольшие размеры региона. Некоторые доморощенные стратеги договорились до идеи о появлении в Калининградской области стратегических бомбардировщиков. Однако на подобное предположение способен пойти только человек, далекий как от элементарных знаний географии, так и авиационного дела. Да крылатым махинам просто подняться будет негде и лететь некуда. Весь российский эсклав на таких машинах можно облететь вдоль и поперек минут за 15. А только для поддержания летчиков в работоспособном состоянии им необходимо за год налетать минимум 60 часов. Что же, придется осуществлять для этого 240 взлетов и посадок? Которые, по общепризнанному мнению, являются наиболее рискованными элементами всего полета.
Тревога местных жителей
Калининградцев больше волнует вопрос о том, как все происходящее отзовется на их жизни и быте. Местный политолог Владимир Абрамов относится к числу скептиков, которые вообще с трудом прослеживают связь между ПРО, противодействием ей и рутинной жизнью обывателей региона. Как заметил эксперт, когда под Советском стояла дивизия ракет средней дальности, способная залпом снести в Западной Европе все строения выше полутора метров, это было заметно рядовым гражданам? Отнюдь. Вся эта хитрая военная техника предназначена для сценария современного Апокалипсиса – глобальной войны с применением ядерного оружия. Как бы ни относились друг к другу западная и российская элиты, в обоих лагерях нет параноиков, готовых спровоцировать ответный термоядерный удар.
Кстати, и губернатор Георгий Боос заявил, что рядовые калининградцы ничего не почувствуют после появления элементов американской ПРО в Польше.
В свете нового охлаждения отношений между РФ и НАТО калининградцев волнует только одна проблема – не приведет ли бряцание оружием по обе стороны границы к ужесточению процедуры ее пересечения.
Источник: «Независимая газета»