«Защитим баранов от козлов!»
Глава Алтая Бердников тоже должен был лететь на браконьерскую охоту и спасся лишь потому, что перепил накануне с прилетевшими чиновниками. На митинге почтили память полпреда президента РФ, начальника республиканского управления Алтая по охране и восстановлению объектов животного мира и пятерых других браконьеров, разбившихся во время охоты с вертолета на архаров, занесенных в Красную книгу России
Воскресенье, середина дня, Новопушкинский сквер: около двух десятков активистов почтили память полпреда президента РФ в Госдуме Александра Косопкина, начальника республиканского управления Алтая по охране и восстановлению объектов животного мира Виктора Каймина и пятерых других браконьеров, разбившихся во время охоты с вертолета на архаров, занесенных в Красную книгу России
Под грубоватым лозунгом, что вынесен в заголовок, жители Горно-Алтайска на днях собрались на митинг. Они требовали провести независимое расследование чрезвычайного происшествия, случившегося 9 января. Тогда при крушении вертолета погибли семь человек, в том числе представитель президента России в Госдуме Александр Косопкин. Один человек остался инвалидом. Были убиты четыре краснокнижных архара.
Другой лозунг митингующих был куда радикальнее и конкретнее: «Правительство Бердникова — в отставку!» А за что, собственно?
По логике митинговавших, с которой трудно спорить, Александр Бердников, глава Республики Алтай, сам усадил себя в одну лодку с браконьерами. Он до сих пор не дал оценку действиям двух прямых подчиненных: республиканского вице-премьера Анатолия Банных и председателя Регионального комитета по охране и воспроизводству животного мира Виктора Каймина, которые организовали ту охоту. А с некоторых пор он и вовсе делает вид, что ничего не произошло.
Так, 19 февраля, незадолго до того митинга, в Торгово-промышленной палате России в Москве состоялась презентация туристической зоны «Алтайская долина». Впрочем, «состоялась» — громко сказано: собравшиеся ждали не рассказа об алтайских красотах, а придет ли на презентацию заявленный в пресс-релизе Банных. Не пришел. Тогда журналисты атаковали Бердникова вопросами о том, как скоро он отправит вице-премьера в отставку. Бердников заявил, что увольнять Банных сейчас и негуманно, и незаконно.
На Алтае от этого гуманизма многие уже давно вне себя. После январского ЧП здесь мрачно шутят: «Когда Анатолий Банных входит в аэропорт, все сдают билеты». Но, как всегда, в этом только доля шутки. Ведь те, кто пытается сохранять верность Банных, в том числе его непосредственный начальник, играют в рискованную игру.
Логика людей проста: Бердников Анатолия Банных трудоустроил, Бердникову и отвечать за его деяния. К тому же, говорят, что и сам Бердников тоже должен был лететь на ту злополучную охоту (уже был на базе «Турсиб» в Чемале) и спасся лишь потому, что накануне не ограничивал себя, отмечая с прилетевшими гостями новогодний праздник. Так ли это было — прямых доказательств нет, но людей теперь не переубедить.
Для них все это не только «кризис власти». Это — кризис образа жизни людей при власти. Чиновники разных уровней уже давно мнят себя высшей кастой. Отсюда мигалки, эскорты, езда по встречной… И охота на краснокнижных баранов с вертолета — лишь еще один способ напомнить себе и другим, в какой же они попали «шоколад»!
Если бы в этой истории хоть раз сработали закон, инструкция, писанные для всех, — все были бы живы. Командир вертолета Алексей Баяндин не имел права отклоняться от маршрута и уж тем более позволять постороннему человеку занять кресло второго пилота. Владимир Подопригора, начальник летного отряда из Горно-Алтайска, наверняка знал, что без допуска к управлению Ми-171 он не может садиться за штурвал. Кроме того, Подопригора должен был пройти полную предварительную и предполетную подготовку (включая медицинский контроль) в составе экипажа, чего тоже не было.
История той злополучной охоты — еще и история медвежьих услуг. Виктор Каймин несколько лет назад попался на организации незаконной охоты, и если бы тогда его осудили, хоть условно, он сегодня, наверное, был бы жив. Если бы на посту Каймина был другой человек, этой охоты могло бы и не быть. Если бы Косопкин отправился на охоту как простой человек — на лыжах или на лошади, да еще и в оговоренные законом сроки, — жив был бы сам, и живы были бы еще шестеро, а Борис Белинский не лежал бы сейчас в больнице без ног.
Алтайцы говорят, что браконьеров покарал бог Алтай-Кудай. Ладно, бог так бог. Но для чего тогда в России милиция, прокуратура, суды, охотоведы и много еще разного надзирающего за порядком народа?!
Чем же можно прошибить чиновничьи толоконные лбы? Может, деньгами?
Анатолий Банных на свои средства лечил в Барнауле раненых, которые, правда, до этого двое суток мерзли на горе Черная при минус 35 градусах.
Транспортировка Белинского в клинику Австрии обошлась Банных в миллионы рублей. Значит ли это, что чувство вины идет на убыль пропорционально увеличению затрат?
Но в любом случае, думаю, логично было бы именно на Анатолия Николаевича, должностное лицо, каковым он остается и в праздники тоже, возложить все расходы по спасательной операции. И возмещение стоимости разбитого вертолета. В общей сложности это около 250 миллионов рублей. Да еще ведь было обещано по 10 миллионов рублей семьям погибших. В общем, около 10 миллионов долларов. Дороговато? Зато можно с некоторой уверенностью предположить, что охота из перечня хобби Банных будет вычеркнута навсегда. Да и других VIP-охотников такие затраты, возможно, заставят задуматься.
Слышал, что Банных очень не нравится, как о нем пишут «Известия». Он считает, что вдохновляют нас его недруги, люди небескорыстные. Если это так, то лично я за Банных спокоен: вертолеты бы делать из таких людей.
Источник: «Известия»