Материал от 2004 г.
Многомесячное противостояние официального Тбилиси и Аджарской автономии закончилось отставкой и фактическим бегством главы республики Аслана Абашидзе. Неожиданно для всех вчера ночью руководитель автономии с близкими родственниками и сподвижниками вылетел в Москву — на самолете главы Совета безопасности России Игоря Иванова. Нам удалось узнать о подробностях сенсационного бегства Абашидзе из Батуми.
‘Чистильщик-2’
«Опять российский чистильщик появился, будет уговаривать Аслана, так же как и Шеварднадзе, сдать власть», — высказали предположение митингующие сторонники Абашидзе после появления в среду вечером в Батуми Игоря Иванова.
Cторонники Абашидзе назвали Иванова «чистильщиком» не случайно. Ведь это он приезжал в Тбилиси еще в ранге главы МИД России 23 ноября прошлого года, во время ‘бархатной революции’. Именно после его разговора с Эдуардом Шеварднадзе в Крцанисской правительственной резиденции бывший президент Грузии ушел в отставку. Так получилось и на этот раз. Не прошло и трех часов c момента приезда московского гостя, когда глава Аджарии вышел из своей резиденции и сказал личной охране и митингующим, которых осталось человек 150: «Расходитесь по домам». Через 10 минут от заднего крыльца на большой скорости отъехала вереница джипов. Еще через 20 минут в Москву вылетел спецрейс, на борту которого находился Игорь Иванов и Аслан Абашидзе. Сразу за ними в воздух поднялся самолет аджарской авиакомпании с сыном Абашидзе Георгием, его друзьями, министрами МВД и безопасности и еще несколькими людьми из ближайшего окружения экс-руководителя республики.
Княжеское кресло ‘бабу’
Узнав о том, что Абашидзе покинул республику, многотысячный митинг оппозиции под белыми полотнищами с красными полосками разразился ревом ликования. А горстка сторонников главы Аджарии побрела по домам, по дороге выбрасывая и разрывая синие аджарские флаги. На вопрос, зачем это делают люди, которые только час назад скандировали «Бабу! Бабу!» (то есть ‘дедушка’, как называют аджарцы Абашидзе. — ГАЗЕТА), они ответили, что ‘это нам больше не понадобится’. И только маленький мальчик поднял с земли кусок разорванного флага и спрятал за пазуху.
‘Очень жалко, не такой конец должен быть у шефа. Сдали нас с потрохами. И свои сдали, и Россия тоже’, — сплюнул на землю один из охранников Абашидзе, развернулся и ушел.
Практически одновременно с отлетом Абашидзе в Батуми появились сотни людей с автоматами, в камуфляже, бронежилетах и с белыми повязками на рукавах. Оказалось, что это спецназ и внутренние войска, присланные Саакашвили для недопущения беспорядков в автономии после отставки ее главы. Спецназовцы практически сразу взяли под контроль все административные и стратегически важные здания в Батуми.
Правда, это не спасло от разгрома первый этаж резиденции Абашидзе в центре города. Ликующая толпа ворвалась в здание и начала выкидывать из окон мебель и посуду. Уцелевшие хрустальные бокалы начали тут же продавать на импровизированном аукционе. Но так как больше 20 копеек за «раритеты» никто давать не хотел, их со звоном разбили. Одно из кресел, на котором, по мнению добропорядочных батумских граждан, сидел «сам диктатор Абашидзе», вытащили на улицу и сожгли. Та же учесть постигла и документы, которые нашли «освобожденные аджарцы».
Наблюдавший за всем со стороны спецназ попросил всех удалиться, после того как митингующие, видимо, не по плану, готовы были уже приняться за второй этаж резиденции — с залами переговоров и кабинетами.
Кстати, почти то же самое случилось с рабочей резиденцией Шеварднадзе в центре Тбилиси прошлой осенью, во время «бархатной революции». Ни один из кабинетов оппозиционеры не ограбили, только вытащили во двор президентское кресло, разбили на мелкие кусочки и что смогли растащили на сувениры, остальное сожгли. […]
* * *Московских бизнесменов и чиновников «куда больше волнует судьба не самого Абашидзе, а бизнеса, в который они с его подачи вложили немалые средства, прежде всего строительного»
[…] Следы аджарского лидера потерялись сразу по прилете в Москву: где он находится, не знали ни в МИДе, ни в Совбезе, ни в посольстве Грузии.
Как удалось выяснить “МК”, первую ночь в изгнании Абашидзе провел в обществе своего ближайшего друга Юрия Лужкова.
Глубокой ночью московский градоначальник приехал встречать самолет секретаря Совбеза Игоря Иванова, на котором прилетела семья Абашидзе, в аэропорт, усадил главу клана в свой лимузин и повез в собственную загородную резиденцию в Молодёново. (Остальных членов семьи по распоряжению Лужкова разместили в гостинице.) О чем говорили друзья — неизвестно, но, по словам пресс-секретаря мэра Сергея Цоя, “Лужков не намерен прерывать своих отношений с Абашидзе”.
“Они называют друг друга братьями — неужели вы думаете, что мэр может бросить друга и брата в беде? Такого никогда не было и не будет”, — подчеркнул Цой. Однако он отказался отвечать на вопрос о том, может ли Абашидзе претендовать на какой-либо пост в структуре столичной власти: “Это прерогатива мэра. Я могу только комментировать уже принятые им решения”. Анонимные источники из окружения градоначальника считают такой вариант “трудоустройства” аджарского лидера вполне возможным: “Трудно себе представить Абашидзе в строительном комплексе или в комплексе городского хозяйства, но ведь под него можно создать отдельную структуру, “отщипнув” часть полномочий у других членов правительства”. Впрочем, это только предположения. Скорее всего гордый Аслан сам не захочет “трудоустраиваться”, по достоинству оценив преимущества статуса “гонимого миром странника”.
В отличие от чиновников, московских бизнесменов куда больше волнует судьба не самого Абашидзе, а бизнеса, в который они с его подачи вложили немалые средства. Кто и как будет защищать в Батуми интересы столичных компаний, прежде всего строительных, пока непонятно. Президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что все принадлежит аджарскому народу. Московские бизнесмены опасаются, что популистские заявления закончатся либо откровенным мародерством, либо национализацией в пользу грузинского бюджета.[…]
* * *[…] Что касается самого Аслана Абашидзе, то, как заявил экс-премьер автономии Ростом Джапаридзе, «бывший лидер Аджарии не будет просить политического убежища в России». Тбилисские СМИ уже ищут место, где обоснуется г-н Абашидзе. Газета «Алиа» со ссылкой на свои источники пишет, что он владеет собственностью в Англии, Германии, Турции, Испании, Австрии и Швейцарии. Скорее всего, как утверждают источники, Аслан Абашидзе переберется в Австрию, где у него есть бизнес в курортной сфере. Издание отмечает, что экс-лидер Аджарии через подставных лиц из ближайшего окружения владеет гостиницами на Мальорке и в Мадриде, тотализатором и гостиницей в Италии.
* * *Ноу-хау Михаила Саакашвили
[…] Сегодня после удачного разрешения кризиса в Аджарии уже можно говорить об определенном ноу-хау Михаила Саакашвили, позволившем ему два раза подряд без кровопролития и трагедий отстранить от власти как бы могущественного как бы диктатора. Сценарий этот, на первый взгляд, очень прост, однако каждый пункт его требует филигранного исполнения.
Во-первых, необходимо сформировать некую идеологически безупречную оппозицию «диктатору». Поначалу она может быть не многочисленной, однако каждое ее выступление должно получать должное освещение. Это, так сказать, публичная часть деятельности, направленной на создание революционной ситуации: показать всем, особенно тем, кто держится за назначенного к свержению правителя, что народ его не поддерживает. Прямо по ленинской формуле — «низы больше не хотят жить по старому».
Во-вторых, нужно показать всем и в первую очередь самому правителю, что он и его окружение не в состоянии контролировать ситуацию, то есть «верхи больше не смогут управлять по старому». Для этого необходимо разрушить единство клана и структур, на которые он опирается, наглядно показав, что его власть и возможности эфемерны. Эту роль в случае Абашидзе сыграли парламентские выборы, по итогам которых возглавляемая им партия не смогла даже преодолеть избирательного барьера.
Такое публичное фиаско значительно облегчило работу среди аджарского руководства, которая до выборов велась без лишнего шума, а после провала на них партии Абашидзе — под грохот мощного пиара. Начинающий нервничать в такой ситуации правитель неизбежно совершит ошибки или просто слишком резкие движения, взорвет, например, пограничные мосты. Это дает повод обвинить его в «сумасшествии» и опасной для населения «паранойе». После этого люди поверят любым разоблачениям страшных и коварных замыслов правителя, которые выглядят тем более неприятно на фоне взвешенного и демонстративно дружелюбного поведения его оппонентов, предлагающих опомниться или покинуть страну и обещающих гарантии неприкосновенности правителя и его близких.
В этом смысле переход вброд пограничной реки, совершенный главой грузинского правительства Зурабом Жванией является выдающимся примером популистского пиара. Помимо того, что Жвания просто преодолел преграду, мешавшую ему выполнить поручение своего президента, он еще и показал всем аджарцам, что готов прийти к ним на помощь, даже если для этого придется идти по пояс в воде.
Кроме того, полезной для мобилизации протестных настроений общества является ситуация управляемой гуманитарной катастрофы. Данная деталь соответствует третьей части ленинской формулы, касающейся нестерпимости обрушившихся на простой народ нищеты и бедствий. Это условие также было соблюдено: сначала частичная блокада, сопровождаемая рассказами о чудовищном повышении цен, потом отключение света по всей автономии под вопли о гуманитарной катастрофе, на грань которой поставила людей авантюристичная политика правителя.
И все это на фоне нагнетания страха, связанного с тем, что может начаться, если кто-то не выдержит и где-то прольется первая кровь, и под аккомпанемент заверений, что в этом случае стоящие на границе грузинские войска войдут в автономию и быстро наведут в ней порядок. Понятно, что такого сценария в Аджарии боялись все, включая самого Абашидзе, которому была обещана участь Чаушеску.
В общем, собственно революция заняла один день, в течение которого все узнали, что Абашидзе настолько слаб, что не смог разогнать митинг оппозиции, запрещенный в связи с введением чрезвычайного положения, и что «аджарский парламент, спецназ и полиция перешли на сторону оппозиции» (именно так был подан переход на сторону оппозиции четырех депутатов парламента, 30 спецназовцев и двух полицейских).
Одновременно лидеры оппозиции каждые три часа сообщали об отставке Абашидзе, которая произойдет с минуту на минуту, следом президент Грузии ввел в автономии прямое президентское правление, а из Москвы прилетела «ликвидационная комиссия» в лице Игоря Иванова. К утру маленькая революция в маленькой автономии завершилась: впереди рутинная работы встраивания привыкшей к своей обособленности Аджарии в жизнь Грузии, подразумевающая быстрое разоружение незаконных вооруженных формирований и установление контроля над местными элитами.
В сущности, по аналогичным сценариям проходили почти все демократические революции конца 80-х — начала 90-х в странах Восточной Европы и на постсоветском пространстве. Теперь та же технология впервые успешно применена для борьбы с сепаратизмом.[…]
Источники: «Газета», Politcom, «Время новостей»