Несмотря на то, что более 70% крупных российских компаний сегодня участвуют в благотворительности, это направление общественной деятельности в России до сих пор недостаточно развито, не приобрело какой-то системности и стабильности, работает хаотично и бесконтрольно. Такая ситуация обуславливает низкую активность общества в предлагаемых мероприятиях, недостаточную эффективность проводимых акций и падение престижа благотворительной сферы.
Сегодня со всех телеэкранов и страниц СМИ пропагандируют помощь ближнему, много говорят о милосердии, социальной справедливости, человеколюбии и т.д. Но даже не спасает ситуацию – в нашей стране благотворительность часто приравнивают к мошенничеству или, как минимум, бессмысленному делу. Что и обуславливает соответствующее отношение: любое пожертвование – «деньги на ветер». Между тем, благотворительность является одним из главных направлений общественной деятельности, которое берет на себя важную социальную функцию перераспределения общественных благ.
Такую устойчивое мнение, приводящее к низкой благотворительной активности, сложилось в силу самых различных факторов. Разобраться в проблемах одного из самых важных направлений общественной деятельности попробует Сергей Терёшкин, основатель и руководитель компании «Ойл Ресурс Групп».
Недоверие граждан к общественным благотворительным организациям
В нашей стране отношение к благотворительности двоякое, с одной стороны в силу русской души мы восхищаемся людьми, жертвующими свои деньги нуждающимся, с другой подозреваем, что главным мотивом их деятельности являются корыстные интересы:
- Людей и компании, которые организуют благотворительные фонды, проводят акции и мероприятия, часто обвиняют в желании пропариться, что в некоторых случаях действительно соответствует истине. Однако многие организации и физические лица сегодня предпочитают участвовать в благотворительности анонимно, именно из-за опасения получить столь негативную реакцию.
- Вторая проблема – неуверенность людей в том, что пожертвованные средства будут использованы по назначению, а не благополучно перекочуют в чужой карман. К сожалению, случаи мошенничества в сфере благотворительности в России очень распространены, что и обуславливает недоверие граждан. Кроме того, многие сомневаются в эффективности результатов.
Однако стоит учитывать, что большая часть мошенничества происходит среди частных сборов, а не в благотворительных организациях, деятельность которых отслеживается соответствующими органами. Поэтому на смену разрозненным акциям, которые не фиксируются государством, должна прийти комплексная система, предусматривающая меры по повышению эффективности благотворительности и предупреждения мошенничества. Такая программа должна быть ориентирована на долгосрочность и иметь экспертную и информационную поддержку.
Нестабильная экономика и несовершенное законодательство
Нестабильность российской экономики – ещё один камень преткновения, лежащий на пути развития благотворительности. Сложно безвозмездно отдавать деньги, когда точно не знаешь, не понадобятся ли завтра эти средства для незапланированных расходов. Кроме того, крупные пожертвования неизменно вызывают как у окружающих, так и государственных служб, закономерный вопрос: откуда деньги? Такой интерес совершенно не нужен компаниям, поэтому они либо снижают сумму пожертвования, либо и вовсе всё делают анонимно.
При этом сегодня государство мало стимулирует развитие благотворительности. В большинстве случаев организации, осуществляющие помощь нуждающимся, не освобождаются от налоговых отчислений. Если до 2005 года компании имели право тратить до 5% своего общего дохода на оказание помощи, то сегодня использовать средства для благотворительных целей можно только из чистой прибыли. Такие изменения были введены из-за участившихся случаев ухода от налогов за счёт создания фиктивных некоммерческих организации, куда и переправлялись деньги в качестве якобы благотворительности. Государство прикрыло удобную «кормушку», но не предложило альтернативы:
- Сохранились только льготы по НДС на товары, безвозмездно передающиеся в рамках благотворительной деятельности, при этом затраты на закупку всего необходимого не освобождаются от налога.
- Либо в вычетах учитываются НДС на товары, применяющиеся для производства или осуществления основной деятельности, но тогда не используются льготы на НДС отгружаемых товаров.
То есть в любом случае налоги за своё благое дело платить придётся, что существенно сокращает желание предпринимателей заниматься серьёзной благотворительностью. Особенно такая тенденция прослеживается в малом и среднем бизнесе, где каждая копейка на счету.
Однако некоторые послабление всё же есть – например, в ряде субъектах РФ налогоплательщикам предоставляется льгота до 4,5% из той части, что уходит в региональный бюджет. Также можно воспользоваться отказом от льготы по НДС и учитывать средства, потраченные на закупку товаров, как расходы компании.
Усугубляет ситуацию и сложная бухгалтерская и налоговая отчетность, особенно в случаях, когда компания оказывала комплексную помощь нуждающимся – перечисляла деньги, предоставляла услуги и передавала товары. Каждое действие должно рассматривать, учитываться и отражаться в документации по отдельности, что сопровождается большой бюрократической волокитой и оформлением огромного количества бумаг.
Решить эту проблему может упрощение административной, юридической и бухгалтерской отчётности и приведение в порядок системы налоговых льгот, что будет стимулировать благотворительную активность.