Кто сдал Караджича?
Все эти годы «европейский Бен Ладен» занимался нетрадиционной медициной
“Радован Караджич был обнаружен и арестован сегодня”, — поздно вечером в понедельник сообщили представители президента Сербии Бориса Тадича. Лидер боснийских сербов Радован Караджич, выдачи которого требует Гаагский трибунал, пробыл больше дюжины лет в бегах, прежде чем его сумели арестовать.
В чем его обвиняют?
Поэт, психиатр по образованию, Радован Караджич стал политическим лидером сербов, живущих в Боснии и Герцеговине. После того как эта населенная босняками-мусульманами, сербами и хорватами республика объявила о выходе из Югославии, составлявшие треть населения Боснии сербы создали свою республику, первым президентом которой стал Караджич.
Обвинения в военных преступлениях против него были выдвинуты еще в 1995 году. После подписания мирных соглашений экс-лидер боснийских сербов исчез из поля зрения. В глазах Запада это было еще одно обстоятельство, говорящее в пользу вины Караджича: “прячется — значит, виновен”. За информацию о Караджиче и его соратнике Ратко Младиче была объявлена награда размером в $5 млн. В частности, Караджича винят в организации массового убийства боснийцев в городе Сребреница в 1995 году: по данным ООН, там были убиты по меньшей мере 7,5 тысячи мальчиков и мужчин-мусульман. Хотя он отрицает обвинения в свой адрес, против Караджича говорят показания нескольких бывших его генералов. А в распоряжении судей находятся видеозаписи, на которых боснийские сербы расстреливают мусульман в Сребренице.
Как был арестован?
Обстоятельства ареста остаются пока туманными. На протяжении нескольких недель Радован Караджич находился под наблюдением сербских спецслужб, а затем был арестован в предместье Белграда. Сообщается, что сербским властям Караджича сдала некая иностранная спецслужба (какая именно — не уточняется). Насколько известно, полиция Сербии в операции задействована не была.
На первом продолжавшемся полтора часа допросе Караджич не стал отрицать свою личность и сделал заявление, что был на самом деле задержан еще в пятницу, 18 июля, около половины десятого вечера.
По словам адвоката задержанного, Караджич был схвачен еще в пятницу в автобусе, когда направлялся из Белграда в городок Батайница. Неизвестные люди “показали ему полицейский значок и затем забрали его куда-то, поместив в какую-то комнату. Это было абсолютно против закона, то, что они делали”. По мнению юриста, незаконность процедуры задержания состоит в том, что сразу же после поимки Караджич должен был быть доставлен к следственному судье.
Караджич отказался от еды, выглядит исхудалым, но спокойным и уравновешенным. Врач, вызванный для его осмотра, заключил, что тот здоров.
Несомненно, арест Караджича стал возможен благодаря тому, что на недавних парламентских выборах в Сербии победил сторонник президента Бориса Тадича. Поимку Караджича и других обвиняемых в военных преступлениях политики в Европе считают шагом, который Сербии необходимо сделать на пути интеграции в ЕС. Конкурировавшие с ними националисты из Радикальной партии обещали в случае победы не выдавать сербов Гаагскому трибуналу.
Караджич оказался загнан в угол — и власти Сербии, и власти Республики Сербской (в составе Боснии и Герцеговины) демонстрировали свою готовность сотрудничать с МТБЮ. В начале года полиция Республики Сербской (президентом которой был Радован Караджич) отобрала паспорта у членов его семьи, выдав взамен “личные карты”, не позволяющие выехать за пределы Боснии.
Как искали?
Несмотря на то что жена Караджича заявляла не раз, что с 2001 г. не имела с ним контактов, в ее доме периодически устраивались обыски, а родственники Караджича подвергались задержаниям. Последний раз это было буквально на днях — спецподразделения европейской миротворческой миссии в Боснии и Герцеговине обыскали дом супруги Караджича в городе Пале. Три года назад Лилиана Зелен-Караджич выступила с призывом к мужу сдаться международному трибуналу ООН, чтобы невольно не навредить своей семье: “Наша семья находится под постоянным давлением. Наша жизнь и наше существование под угрозой”.
О том, что Караджич скрывается то в России, то в Греции, то в Чехии, периодически появлялись сведения в СМИ. Сообщалось, что Караджич скрывается то в сербских православных монастырях, то в горных пещерах на востоке Боснии. Некоторые журналисты сообщали, что Караджич переодевается в коричневую рясу священника, состригая, чтобы не быть узнанным, свою знаменитую шевелюру с сединой. Не случайно, наверное, в 2003 году Караджича пытались найти в резиденции зворнично-тузланского епископа Василия в городе Биелина (Республика Сербская).
По слухам, охрана Караджича в любой местности, где он находился, состояла из трех колец, причем два внешних кольца никогда не располагали информацией — находится ли Караджич внутри центра. Эти два кольца не поддерживали между собой постоянной связи, но имелись каналы приведения их в состояние повышенной степени боевой готовности. Сам же Караджич якобы общался лишь с несколькими ближайшими телохранителями, которые вместе с ним были с начала боснийской войны.
А Караджич до ареста жил в Белграде с документами на имя Драгана Дабича и давал консультации по альтернативной медицине…
Был ли сговор
— Один из самых страшных в мире людей, европейский бен Ладен, наконец-то пойман, — радуется экс-представитель США в ООН Ричард Холбрук, заявивший в интервью Би-би-си, что “один из основных душегубов наконец изолирован от общества”.
Между тем в последние годы настойчиво циркулируют слухи о том, что в свое время был заключен секретный договор, гарантировавший Караджичу иммунитет от судебных преследований. В ряде боснийских газетах появилась информация о том, что в июне 1996 года с согласия Ричарда Холбрука с Караджичем было заключено “джентльменское соглашение”, которое обязывало последнего уйти из политической жизни. Взамен лидеру боснийских сербов гарантировалось прекращение преследований за военные преступления, но вместе с тем не давалась абсолютная гарантия того, что рано или поздно он не окажется в Гааге.
Со ссылкой на слова бывшего министра иностранных дел Республики Сербской Алексы Бухи, рассказывают, что Караджичу была единовременно выплачена сумма в местной валюте, эквивалентная $600 тыс., которой должно было хватить на несколько лет затворнической жизни, включая зарплату охранников. Госдепартамент США назвал слухи о тайном сговоре “полной ложью”.
А экс-помощница генпрокурора Гаагского трибунала Флоранс Хартманн в своих мемуарах “Мир и наказание” утверждает, что США и Россия воспрепятствовали аресту лидера боснийских сербов в 1997 году. Хартманн рассказывает, что в 1997 году президент Франции Жак Ширак намеревался провести операцию по поимке Радована Караджича, но Клинтон, заручившись поддержкой Тони Блэра и Гельмута Коля, убедил Ширака не обострять этот вопрос, отчасти из-за возражений России. Флоранс Хартманн приводит слова Жака Ширака: “Борис Ельцин сказал мне, что Караджич знает слишком много о Милошевиче. Он предупредил меня, что вывезет его самолетом из Боснии в случае необходимости, но никогда не согласится на его арест”. Мало того, Хартманн утверждает, что в ноябре 1997 года, когда в Боснии, находившейся под контролем НАТО, должны были пройти выборы, российский самолет эвакуировал Караджича на несколько месяцев в Белоруссию.
В свою очередь Жак Ширак утверждал в 2000 г., что противодействие США аресту Караджича в Боснии укрепляет его уверенность о том, что у Вашингтона есть негласные договоренности с бывшим лидером боснийских сербов.
Кого еще разыскивает Гаагский трибунал?
Главный обвинитель Международного трибунала по бывшей Югославии Серж Браммерц с оптимизмом воспринял новость об аресте Караджича. В Гааге также требуют от Сербии поимки и выдачи бывшего главнокомандующего армией боснийских сербов генерала Ратко Младича и президента не существующей уже Республики Сербская Краина Горана Хаджича. Все они обвиняются в преступлениях против человечности во время войны в бывшей Югославии.
Недавно главный прокурор МТБЮ Серж Браммерц представил доклад о сотрудничестве Белграда с Гаагским трибуналом, в котором говорилось, что Ратко Младич, Радован Караджич, Горан Хаджич и Стоян Жуплянин находятся “на расстоянии вытянутой руки”, но сербские власти не могут их найти и поймать. Видимо, Белград оказался пришпорен этим докладом, так как список главных разыскиваемых сократился уже вдвое. Чуть больше месяца назад в окрестностях Белграда был задержан еще разыскивавшийся Международным трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ) Стоян Жуплянин, бывший во время боснийской войны командиром сербов в городе Банья Лука. После ареста Жуплянина специальный прокурор Сербии по военным преступлениям Владимир Вукчевич, руководивший захватом полевого командира, стал получать многочисленные угрозы по почте и по телефону.
Так что после ареста Жуплянина и Караджича главными разыскиваемыми остаются генерал Младич и экс-президент Республики Сербская Краина Горан Хаджич.
* * *
“Если бы против хорватов и мусульман было выдвинуто столько же обвинений в военных преступлениях, как и против сербов, все выглядело бы совсем иначе, — вполне справедливо заявляла еще в 1996 году президент Республики Сербской Биляна Плавшич. — Иными словами, окажись перед судом Туджман и Изетбегович, возможно, и Караджич добровольно направился бы в Гаагу, чтобы окончательно разрубить этот узел”.
Но если посмотреть на списки лиц, обвиняемых или обвинявшихся Гаагским трибуналом в преступлениях на территории бывшей Югославии, то первое, что бросается в глаза, — диспропорция по этническому принципу. На девять десятков сербов приходится около 25 хорватов, 9 боснийских мусульман и 8 албанцев. Если не принимать во внимание сказки о присущей сербам исключительной жестокости, а воспринимать войну как кровавую трагедию, в которой не бывает только правых и только виноватых, то можно сделать два вывода. Первый: привлекая к ответственности помимо сербов некоторое количество хорватов, босняков и албанцев, МТБЮ пытается соблюсти видимость объективности. Второй вывод: из сербов делают козлов отпущения за все, что творилось на Балканах.
Сербского патриота Караджича американская шестерка Б.Тадич (президент Сербии) готовится сдать на растерзание в Гаагу
По материалам «МК»