Россия-Европа: необходима общая энергетическая политика
За несколько дней до того, как Франция станет председателем Европейского Союза (ЕС), 26 и 27 июня в сибирском Ханты-Мансийске пройдет саммит Россия-ЕС. Какие ставки стоят сейчас на кону? Политико-правовой базой отношений между Россией и Евросоюзом является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), заключенное в 1997 году. Срок действия соглашения — десять лет. Подписание нового Соглашения неоднократно блокировалось. Таким образом, в ходе саммита предстоит начать переговоры о новом партнерстве, при этом одной из самых важных их составляющих станет энергетика, стержень нового стратегического соглашения.
Переговоры по новому соглашению были парализованы, в том числе из-за принятия в ЕС ряда стран, ранее входивших в зону влияния СССР. Действительно, вето наложила сначала Польша, потом Литва — как по экономическим, так и по политическим причинам. Именно поэтому постоянный представитель РФ при Евросоюзе недавно отметил, что некоторые из ‘новых’ стран принесли с собой в ЕС ‘призраки прошлого’.
Сегодня интересы всех сторон требуют изгнания этих ‘призраков’. Теперь, когда вопрос снабжения нефтью и газом становится одним из основных на повестке дня развитых стран, нам необходимо развивать лояльное партнерство с Россией в энергетической области. Европейский Союз (15% от мирового объема энергопотребления) является самым зависимым от импорта энергии геополитическим образованием. И его доля в совокупном энергопотреблении Европы продолжает возрастать: десять лет назад она составляла 44%, сегодня — 57%, а к 2030 году может достичь 70%. Одна только потребность в газе ЕС составляет 18% от мирового спроса и растет ежегодно на 3%. ЕС импортирует более 25% энергоносителей из России, Франция у нее закупает около 80% потребляемого дизельного топлива.
К счастью Россия является надежным партнером. Даже в самые напряженные моменты ‘холодной войны’ русские ни разу не прекращали поставки газа в Западную Европу. Сегодня эта надежность распространяется и на сектор ядерной энергетики. В этой области Россия, чьи ученые и инженеры — одни из лучших в мире, продемонстрировала свои технологические возможности и решимость обеспечивать соблюдение режима нераспространения ядерного оружия.
В данной области Москва отныне проявляет готовность сотрудничать с другими странами. Российское агентство по ядерной энергии ‘Росатом’ предложило европейским государствам участвовать в строительстве АЭС в Калининграде, проекте, который сами русские назвали мостом между Европейским Союзом и Россией в области ядерной энергетики. Французская компания Alstom откликнулась на это предложение, как и итальянская Ansaldo Nucleare. В более общем плане можно отметить, что Россия участвует в тендерах, которые могут привести к созданию партнерств с европейскими промышленными предприятиями.
Будет тем легче устранять препятствия на пути углубления нашего сотрудничества, если Европа перестанет выступать перед Россией в роли ‘резонера’, как недавно отметил бывший директор Международного агентства по энергетике Клод Мандиль (Claude Mandil) в своем докладе, переданном Франсуа Фийону (Fran?ois Fillon). И он абсолютно прав. Чем упираться в вопрос ратификации Энергетической хартии — составленной около двадцати лет назад, — чьи условия во многом односторонние и устаревшие, лучше твердо защищать фундаментальные принципы и при этом способствовать развитию взаимовыгодных проектов.
Пришло время для ЕС заложить основы общей энергетической политики — ОЭП по примеру ОСП (общая сельскохозяйственная политика), — составной частью которой станет и новое соглашение о партнерстве с нашем российским соседом. ОЭП придаст реальные очертания европейской политике, ее необходимым условием должно стать единство действий в сфере энергетики — как внутри, так и вовне ЕС — а также поиск партнеров, как с конкурентами, так и с компаниями, с которыми нас объединяют общие интересы. ОЭП позволит придать новый импульс динамике сотрудничества, в том числе в сфере ядерной энергетики, в которой нуждается Европа для обеспечения своей энергетической независимости.
Таким образом, необходимо, чтобы новое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве было подписано на основе четко обозначенной политической воли, вновь обретенного взаимного доверия, реальной конвергенции экономических задач, стоящих как перед Россией, так и перед Евросоюзом.
Автор материала — Клод Гатиньоль — депутат партии UMP от департамента Ла-Манш и председатель Комитета по энергетическим вопросам при Национальной ассамблее
Источник: «Les Echos», перевод Inopressa.ru
* * *
Греция рассчитывает на успех саммита Россия-ЕС
Надежду на успех 21-го саммита Россия-Евросоюз, который состоится 26-27 июня в Ханты-Мансийске, выразила глава МИД Дора Бакоянни.
«Россия — очень важный партнер для Европейского Союза. Отношения ЕС и России должны быть особенно тесными. Надеюсь, что этот саммит увенчается полным успехом», — сказала Бакоянни в среду на пресс-конференции в Афинах.
По ее словам, перед встречей была проведена «очень важная предварительная работа».
«Страны ЕС, у которых до настоящего времени были определенные озабоченности, сняли эти озабоченности», — считает Бакоянни.
По ее словам, это позволяет рассчитывать на успех саммита, передает РИА «Новости».