Заполярная гонка вооружений
Минобороны готовится защищать российские интересы в Арктике
Спор пяти приполярных государств (Россия, США, Канада, Норвегия и Дания) за арктический шельф, утихший в конце мая после принятия министрами иностранных дел этих стран Илулиссатской декларации (по названию городка в Гренландии, где проходила встреча), может вспыхнуть с новой силой. Во вторник начальник Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооруженных сил России Владимир Шаманов заявил, что Генштаб уже к 1 июля определит перспективный облик ВС, которые в числе прочих задач будут защищать российские интересы в Северном Ледовитом океане.
Шаманов уточнил, что несколько частей и соединений трех военных округов уже готовятся к выполнению соответствующей миссии. К словам главного после ухода Юрия Балуевского ньюсмейкера Минобороны наверняка прислушаются в конкурирующих за Арктику странах, и дипломатический спор может плавно перерасти в заполярную гонку вооружений, причем инициатор имеет все шансы ее проиграть.
В 2000 году геологическая служба США (US Geological Survey) пришла к выводу, что на шельфе Северного Ледовитого океана залегает четверть мировых запасов нефти, имеются признаки присутствия природного газа, каменного угля и металлов. Консалтинговая фирма Wood Mackenzie предполагает, что на дне Северного Ледовитого океана таится до 166 млрд баррелей нефти. Французский центр нефти (L?Institut Francais du Petrole) называет вообще 200 млрд. А по минимальным оценкам нефтяного гиганта BP, потенциал России составляет 69,1 млрд баррелей. Кроме того, ценность Арктики заключается в том, что из-за глобального потепления и таяния паковых льдов образуются новые судоходные маршруты, которые гораздо удобнее и короче старых.
Статья 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года ограничивает притязания государств 200 милями (370 км), однако в ней указано, что государство вправе претендовать на дополнительные 200 миль спустя 10 лет после ее ратификации. Россия ратифицировала ее в 1997 году и через 10 лет предприняла экспедицию «Арктика-2007» во главе с зампредом Госдумы Артуром Чилингаровым. Экспедиция установила титановый флаг России на подводном хребте Ломоносова в знак того, что этот сектор принадлежит России в соответствии с заявкой в ООН в 2001 году. Никаких юридических последствий эта акция повлечь не могла, зато вызвала цепную реакцию военно-политического свойства. В начале мая на Аляске прошли 12-дневные учения вооруженных сил США «Северный край — 2008». В ней приняли участие около 5 тысяч военнослужащих, 120 самолетов, в том числе сверхсовременные Ф-22 «Рэптор», боевые корабли. Командование заявляло, что учения проводятся в том числе для отработки быстрого реагирования на кризисы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но никто особо не скрывал, что в США восприняли экспедицию Чилингарова как начало экспансии России к полюсу. Попытки решить спор по поводу Северного Ледовитого океана были предприняты 28 мая в гренландском Илулиссате на конференции министров иностранных дел пяти приполярных государств. На правах хозяина ее подытожил министр иностранных дел Дании Пер Стиг Меллер: «Илулиссатская декларация создает прочную политическую основу для мирного развития на многие годы вперед Северного Ледовитого океана. Мы взяли политические обязательства решать все разногласия путем переговоров. Надеюсь, мы развенчали мифы о битве за Северный полюс. Отныне мы располагаем законодательными рамками, о стремлении придерживаться которых заявили все пять стран — участниц конференции».
И вот теперь генерал Шаманов, проанализировавший, как и обещал в мае, детали учений «Северный край — 2008», заявил, что защищать интересы России в Заполярье намерены Вооруженные силы. На вопрос корреспондента «Газеты», какими именно частями и соединениями Минобороны планируется это делать, Шаманов прямого ответа не дал. «Как только будет определен облик ВС, установлены их точное количество и качественное состояние, непременно будет принято решение», — заявил он. В военных кругах настрой Шаманова поддерживают. Вице-президент Академии геополитических проблем генерал Леонид Ивашов заявил корреспонденту «Газеты»: «Облик ВС можно сформировать только после создания каталога реальных и потенциальных угроз».
Очевидно, что в споре за Арктику стратегические ядерные силы вряд ли понадобятся, а по неядерным вооружениям потенциалы России и США несопоставимы. В таком случае бороться за геостратегические интересы, по крайней мере публично, гораздо эффективнее дипломатическими методами, а военными путями — действовать исподволь, неявно. Владимир Шаманов поступил ровно наоборот.
Источник: «GZT»