Что привезет в Абхазию новая железная дорога

Что привезет в Абхазию новая железная дорога

Между Москвой и Тбилиси вспыхнул очередной кризис. И вновь из-за Абхазии. Грузинские власти назвали ввод в республику российских железнодорожных войск «актом агрессии и аннексии». В Москве же уверяют, что речь идет исключительно о гуманитарной операции, цель которой — восстановить железнодорожное сообщение и тем самым облегчить жизнь тем самым людям, которых Михаил Саакашвили считает своими согражданами и о благе которых теоретически должен бы заботиться.

А началось все с того, что 31 мая в Абхазию вошли подразделения российских железнодорожных войск. По официальным данным, 400 невооруженных военнослужащих. Перед солдатами поставлена задача: всего за два месяца они должны восстановить железнодорожное полотно от Сухуми до Очамчира, отремонтировать мосты через горные реки Кодор и Моква. Работы выполняются в соответствии с распоряжением президента России Владимира Путина об оказании гуманитарной помощи непризнанной республике, которое он сделал незадолго до истечения срока своих полномочий.

Однако у госминистра Грузии по вопросам реинтеграции Темура Якобашвили другое мнение: «Мы рассматриваем это как незаконное перемещение иностранных войск на территории грузинского государства и как незаконные действия России. Военнослужащие немедленно должны быть выведены. Всякие гуманитарные объяснения здесь неуместны».

В Тбилиси шаг Москвы назвали «подготовкой к вооруженной агрессии» и пригрозили «жесткой реакций». Пока, правда, эта реакция выражается в намерениях передать российскому послу в Грузии очередную ноту протеста. Больше всего грузин возмутили сообщения прессы, что для защиты железнодорожников в Абхазию якобы переброшены 500 десантников. Впрочем, информация эта подтверждения не нашла.

Тема восстановления абхазского участка железной дороги обсуждается уже лет десять. Если не больше. И столько же времени большинство экспертов считает ее тем самым рычагом, который может дать толчок к урегулированию конфликта. Моментами казалось, что торг приносит плоды. В 2003 году, например, Владимир Путин и Эдуард Шеварднадзе договорились открыть движение по железной дороге. И после отставки «седого лиса» появлялись проекты экономического сотрудничества, стержнем которых была работающая «железка».

Но затем отношения Москвы и Тбилиси покатились под откос. После того как Михаил Саакашвили дал понять, что ни при каких условиях не откажется от стремления в НАТО, политика России стала, с одной стороны, более жесткой, а с другой — четкой, последовательной и предсказуемой. То, что грузины называют «ползучей аннексией» Абхазии и Южной Осетии, на самом деле не выходит за рамки международного права.

В самом деле, что криминального в желании восстановить разрушенную войной железную дорогу? Утверждения тбилисских политиков, что по вновь проложенным рельсам в республику хлынут не только гуманитарные грузы, но и военные, пока остаются на уровне деклараций. Чтобы подтвердить или опровергнуть их правоту, нужен острый кризис в Абхазии. Не будет его провоцировать Михаил Саакашвили, так и останется восстановленная железная дорога «мирным объектом» и «примером гуманитарной помощи».

В Тбилиси в миролюбие Москвы верить отказываются. Первый заместитель министра обороны Грузии Бату Кутелия убежден, например, что действия России, «согласно любым принципам военного планирования, можно расценить как непосредственную подготовку к широкомасштабной боевой операции».

— Это фактическая аннексия и оккупация Абхазии, — заявил Кутелия, которому прочат пост министра обороны в новом правительстве. — Официально заявляю: на любые подобные действия будет жесткий ответ. Очень жесткий ответ с учетом международных норм. И вся ответственность за возможные последствия ляжет на Россию…

МИД Грузии также считает, что Россия готовится к «военной интервенции». Замминистра иностранных дел Григол Вашадзе заявил на срочно созванном брифинге: «Нет сомнения, что российская сторона усиливает военную инфраструктуру. Идет аннексия Абхазии по всем направлениям: торговая, правовая, социальная, экономическая. К этому сейчас добавился крайне опасный военный компонент».

Отправка в Абхазию железнодорожных войск «без согласования с правительством Грузии» возмутила США. «Это решение особенно трудно понять в свете сделанного грузинской стороной заявления о прекращении полетов самолетов-разведчиков над территорией Абхазии, а также конструктивных усилий президента Михаила Саакашвили по оживлению процесса мирного урегулирования в Абхазии», — заявил официальный представитель Госдепартамента Шон Маккормак. По его словам, Вашингтон «выразил свои опасения российскому правительству и находится в тесном контакте с грузинским руководством».

Воины-железнодорожники всегда там, где трудно

Командующий российскими Железнодорожными войсками генерал-лейтенант Сергей Кримец сообщил, что выбор его подчиненных для восстановительных работ в Абхазии «связан со спецификой решаемых ими задач». Железнодорожные войска известны тем, что построили восточную, самую сложную по географическим и ландшафтным условиям, часть Байкало-Амурской магистрали. Два отдельных батальона в короткие сроки восстановили в Чечне 18 железнодорожных мостов на горных реках Аргун, Джалка, Аксай, Терек, проведя параллельно разминирование как железнодорожного полотна, так и прилегающей территории. В распоряжении у военных железнодорожников есть передовая, проверенная в деле техника. Вся она, как говорит генерал, на уровне мировых стандартов, а иногда даже выше. Об этом можно судить хотя бы по такому эпизоду подготовки. В 2005 году воины-железнодорожники на глазах у двух министров — транспорта и обороны — перекрыли Волгу в районе Ярославля наплавным железнодорожным мостом длиной в полкилометра и пропустили по нему железнодорожный состав.

Справка «Известий»

Закавказская железная дорога берет начало с 1871 года, когда открылось движение по участку Поти-Зестафони. В 1883 году железная дорога связала Грузию и Азербайджан, а в 1899-м — Грузию и Армению. Уже в советские времена сформировался абхазский участок ГЖД. В 1930 году открылась магистраль Сенаки-Ингири-Гали, а через 8 лет — Гали-Очамчире-Сухуми. В годы Великой Отечественной войны началось строительство участка Сухуми-Адлер, закончившееся в 1949 году.

Дорога кратчайшим путем связывала с центральными районами России порты на черноморском побережье Грузии, Армению и Азербайджан. В этом состоянии Закавказcкая железная дорога просуществовала до 1991 года. После распада Советского Союза ЗКВЖД распалась на грузинские, армянские и азербайджанские железные дороги.

До лета 1992 года, когда в Абхазии началась война, действовали пассажирские маршруты Москва-Тбилиси, Москва-Цхалтубо, Москва-Батуми, Москва-Сухуми, Москва-Ереван, Ростов-Ереван, Киев-Тбилиси, Санкт-Петербург-Сухуми, Сочи-Ереван.

Кстати, официальной причиной ввода грузинских вооруженных подразделений в Абхазию стала охрана железной дороги: тогда практически все поезда подвергались разграблению. Боевые действия продолжались более года. В ходе боев был взорван железнодорожный мост через реку Ингури на административной границе между Абхазией и остальной Грузией. В итоге абхазский участок ГЖД был фактически разрушен: сквозное движение по нему между Закавказьем и Россией прекратилось.

Сравнительно быстро абхазским властям удалось восстановить движение на участке Ткварчели — река Псоу, на границе с Россией. Грузовые перевозки между Абхазией и Россией были крайне редкими, перевозились в основном военные грузы, предназначенные для миротворческих сил. Пассажирское движение восстановилось 25 декабря 2002 года, когда по мосту через реку Псоу проследовал электропоезд Сухуми-Сочи. 10 сентября 2004 года там же прошел поезд дальнего следования, состоявший из нескольких вагонов беспересадочного сообщения Сухуми-Москва. На участке от Сухуми до Ингури железнодорожного полотна практически не сохранилось.

Источник: «Известия»

Оцените статью
OTKROVENIE.NET
Добавить комментарий