Александр Коган: «Noga не вправе требовать деньги с России»
Аресты российского имущества за рубежом по искам швейцарской компании Noga продолжатся до тех пор, пока не появится судебное решение об отсутствии претензий компании к России. Об этом заявил владелец компании IPD Capital, выкупившей в 2006 году долг России перед фирмой Noga, Александр Коган.
По мнению американского бизнесмена, у швейцарской компании Noga в настоящий момент нет ни единого шанса отсудить у России какие-либо средства в счет погашения старых долгов, однако сложное финансовое положение, в котором оказался владелец Noga Нессим Гаон, побуждает его обращаться в судебные инстанции с требованием ареста имущества и банковских счетов Российской Федерации.
По словам Когана, подача таких исковых заявлений позволяет Гаону отсрочить погашение многочисленных долгов перед кредиторами, размер которых составляет десятки миллионов долларов. «Когда банки, являющиеся кредиторами компании Noga, начинают давить на Гаона с целью получения долга, он сразу же предпринимает все эти меры по аресту российских судов, самолетов, банковских счетов, чтобы показать кредиторам, что его компания готова выплатить долги после того, как он получит средства, которые, в свою очередь, ему должна Россия. Банки на какое-то время успокаиваются, но потом все начинается вновь, – заявил Коган. – Пока не будет судебного решения, четко определяющего, что Noga не имеет претензий к России, так как все претензии были переданы четырем швейцарским банкам и затем выкуплены Россией, и пока кредиторы Noga и господина Нессима Гаона не перестанут требовать выплаты денег, Гаон будет время от времени совершать такого рода действия».
Сам Коган – бывший замдиректора «Томскнефти», в 1991 году иммигрировавший в США, пояснил, что со стороны его компании покупка финансовых претензий к Российской Федерации была чисто коммерческой сделкой. «Я не ожидаю никаких преференций со стороны России после осуществления этой сделки, – заявил Коган. – Это была чисто финансовая сделка, и я не ожидал, что она вызовет такой резонанс. У меня была очень простая мотивация – заработать денег. Мы провели серьезный анализ и финансовый инженеринг сделки. К сожалению, она несколько затянулась. Если бы можно было сделать все быстрее, мы бы заработали на этом очень хорошие деньги. А так наша прибыль составила около 2 – 2,5 миллионов долларов». Стоит отметить, что компания Когана, по мнению аналитиков, планирует в ближайшее время выйти на российский строительный рынок. В числе приоритетов IPD Capital – строительство в России Воздушных дворцов – воздухоопорных сооружений по самой передовой технологии.
Напомним, что история одной из самых скандальных сделок в истории современной России берет начало еще в конце 80-х годов, когда правительство РСФСР заключило несколько договоров со швейцарской компанией Noga на общую сумму 1,4 миллиарда долларов. Согласно подписанным соглашениям, иностранные партнеры должны были поставлять в Россию продовольствие, за которое предполагалось платить нефтепродуктами. Документы были составлены таким образом, что Россия отвечала за выполнение соглашений всем своим имуществом и отказывалась от судебного иммунитета. То есть, с юридической точки зрения, выступала не в качестве государства, а в роли коммерческой фирмы. В общем объеме предполагавшихся поставок фигурировали продовольственные товары на 230 миллионов долларов и потребительские – на 270 миллионов. Кроме этого в Россию должно было быть поставлено оборудование для фабрик по производству детского питания, теле и радиоаппаратура и т.д.
В 1993 году Россия в одностороннем порядке расторгла договор с Noga, что стало отправной точкой в ряду судебных исков, поданных Гаоном в различные европейские суды. Тем временем компания Noga практически была признана банкротом. В 1993 году в Женеве между представителями компаниями и кредиторами был подписан конкордат – документ, предусматривающий реструктуризацию и порядок погашения долгов компанией Noga. Согласно этому документу, у Noga оставались нереструктурированные долги перед 4-мя швейцарскими банками, которые планировали получить свои средства из денег, которые Noga должна была «выбить» из России. Банки выдали Гаону мандат, позволявший ему предпринимать действия по взысканию с России суммы долга. В 1997 году Стокгольмский арбитраж, рассматривавший иск Noga к Российской Федерации, определил сумму долга в размере 63 миллионов долларов. По признанию самого Гаона, несогласного с подобной оценкой долга России, российская сторона предлагала заплатить компании Noga через Лондонский клуб кредиторов, но он не принял этого предложения, так как речь шла лишь о 35 процентах долга с рассрочкой в 30 лет. Гаон утверждал, что долг России составляет 1 миллиард 100 миллионов рублей.
Весной 2006 года американский бизнесмен Александр Коган выкупил долговые обязательства фирмы Noga перед четырьмя швейцарскими банками, обеспечением которых являлось обещание Гаона получить с России якобы причитающиеся Noga миллионы. При совершении сделки банкиры выслали главе Noga уведомление, что теперь выданный ему мандат на осуществление операций по аресту российского имущества утратил силу.
Тем не менее, Гаон, которому в прошлом году для того, чтобы рассчитаться с частью долгов, пришлось продать принадлежавшие ему гостиницы в Женеве и Каннах, продолжает предпринимать решительные действия. 2 января парижские приставы по иску компании Noga наложили арест на счета РИА «Новости», открытые в парижском отделении ВТБ. Под действие постановления об аресте активов попадают средства, находящиеся на французских счетах Внешэкономбанка, Минфина, Минэкономразвития, Роскосмоса, Рособоронэкспорта, Росатома и прочих госкомпаний и учреждений. Это постановление было вынесено на основе вышеупомянутого решения Стокгольмского арбитража от 1 февраля 1997 года. По мнению Александра Когана, для того, чтобы прекратить эту череду исков, арестов и тяжб, Российской Федерации необходимо получить решение о неправомочности финансовых претензий со стороны компании Noga по причине погашения всех долгов. Получить подобное решение, по словам Когана, труда не составит.