Заказ на воровство и растрату
Финансистам и прокурорам пока не удалось остановить разбазаривание средств, отпущенных на разработку и закупку вооружений
Борьба с коррупцией в оборонной промышленности и в военном ведомстве не привела до сих пор к желаемым результатам. Взяточничество и казнокрадство продолжают там цвести пышным цветом. Такой вывод следует из сообщения, размещенного вчера на сайте Генеральной прокуратуры России.
В рамках борьбы с коррупцией в Вооруженных силах РФ, сообщали прокуроры, в прошлом году возбуждено 324 уголовных дела, осуждены 565 воинских должностных лиц. «Возросло число осужденных за злоупотребление должностными полномочиями, за получение взятки, присвоение и растрату», – утверждал прокурорский сайт. Особую озабоченность у следователей вызывает «рост преступных посягательств должностных лиц с использованием своих служебных полномочий на ассигнования, выделяемые в рамках государственного оборонного заказа на разработку, производство, закупку и ремонт вооружения и военной техники».
В Генпрокуратуре отмечали, что «в ходе проверки исполнения законов должностными лицами Управления заказов и поставок вооружения, военной и специальной техники противовоздушной обороны и ряда военных представительств Минобороны России при поставке оборудования для нужд Вооруженных сил установлено, что по государственным контрактам, заключенным в 2006–2007 годах с коммерческими организациями (ОАО «Дольта» и ОАО «Апогей» г. Москва), в войсковые части поставлено имущество, не соответствующее условиям контрактов, непригодное к эксплуатации, требующее ремонта и доукомплектования». «Поставленные в войска передвижные трансформаторные подстанции общей стоимостью более 13 миллионов рублей, – подчеркнула прокуратура, – не отвечали по своему качеству, комплектности, гарантийным срокам службы и хранения требованиям государственных стандартов, другим согласованным с Минобороны нормативным документам».
Правда, в конце дня информационные агенства распространило просьбу прокуратуры снять это сообщение. Тем не менее проблемы оно не отменяет.
Если перевести приведенный ранее текст на нормальный русский язык, то можно сказать, что упомянутые ОАО поставили в войска вместо необходимой техники, без которой не работают системы противовоздушной обороны, конструктор с названием «Сделай сам». При этом основные части этого конструктора блистательно отсутствовали или не подходили друг другу по размерам. И пример, приведенный ранее, далеко не единственный. В памяти многих людей еще остается скандал, связанный с возвращением из Алжира наших истребителей МиГ-29, которые мало того что не соответствовали заявленному в контракте качеству, но на их двигателях были просто перебиты заводские номера. Получилось так, что за рубеж был отправлен «секонд-хенд», да еще и с подделанной родословной. Понятно, что если так на отечественных заводах могут поступить с экспортной или по большому счету имиджевой продукцией, то что они шлют в войска? Вопрос – риторический.
И все же невозможно не задаться вопросом, почему так происходит? Разговоры о том, что на предприятиях оборонной промышленности не хватает квалифицированных кадров, износились основные производственные фонды и постоянно растет стоимость комплектующих – в данном случае неприемлемы. Проблема в коррупционных связях, сложившихся между некоторыми чиновниками заказывающих управлений и отделов Минобороны и руководителями производства. В том числе и высокопоставленными лицами в организациях и министерствах, которые курируют гособоронзаказ. Ни один из них не проходит без Минфина, Минэкономразвития, других ведомств. Невозможно оформить гособоронзаказ или получить деньги за его выполнение, если на соответствующих документах не будет стоять около 30–40 виз.
Но в Генеральной прокуратуре указывают в первую очередь на недобросовестную работу военных представителей. «Должностными лицами военных представительств, – сообщалось на сайте Генпрокуратуры, – на которых был возложен контроль качества данной продукции (это об ОАО «Дольта» и «Апогей». – «НГ»), были подготовлены заключения о положительных результатах приемо-сдаточных испытаний и выданы удостоверения о признании этой продукции отвечающей требованиям технической документации и условиям контрактов». А о тех, кто заставил или подтолкнул военпредов – они подчиняются Главному управлению вооружений Минобороны – подмахнуть такие документы, прокуроры не говорят ни слова. Будем думать, потому, что расследования этих фактов еще продолжаются.
Те меры по оптимизации финансовых потоков, которые сейчас предпринимаются в Министерстве обороны и в его службе экономики и финансов и о которых нам рассказала заместитель министра обороны Любовь Куделина (см. «НГ» от 09.04.08, «Деньги пойдут в армию под жестким контролем»), как раз и должны поспособствовать большему контролю за реальным исполнением работ по Гособоронзаказу, эффективным и точным расходованием средств, отпущенных на его оплату. Но они могут оказаться бесполезными, если среди казнокрадов и воров на высоких армейских должностях будут находить только мелких исполнителей, или, другими словами, «крайних». Надо вскрывать всю коррупционную систему. С выходом на многие ведомства, не только военное.
Источник: «НГ»