Прокурор против мэра

Прокурор против мэра
У главы Твери Олега Лебедева есть шанс пойти по пути его коллег из Владивостока и Архангельска, которые предстали перед судом и были вынуждены покинуть свои посты

Очередной российский мэр оказался под ударом. Глава Твери Олег Лебедев еще в 2005-2006 годах был фигурантом уголовного дела по статье Уголовного кодекса о воспрепятствовании осуществлению правосудия. Затем дело было закрыто, но на днях расследование было возобновлено, причем с мэра уже взята подписка о невыезде. Таким образом, у тверского городского головы есть шанс пойти по пути его коллег из Владивостока и Архангельска, которые предстали перед судом и были вынуждены покинуть свои посты.

Особенность «дела Лебедева» состоит в том, что если его коллеги вступили в системный конфликт с губернаторами своих регионов, то тверскому мэру не повезло по-своему. Еще в 2005 году он «схлестнулся» с тогдашним областным прокурором Александром Аникиным, человеком активным и в регионе в то время очень влиятельным. Достаточно сказать, что деятельность «главного законника» способствовала завершению политической карьеры губернатора Владимира Платова, привлеченного затем к ответственности за коррупцию. Деятельность прокурора привела к большим неприятностям у многих тверских чиновников.

С Лебедевым отношения у Аникина не сложились. Во-первых, прокуратура в соответствие со своими прямыми обязанностями, проводила проверки распоряжений городской администрации и нередко их отменяла. В частности, речь шла о повышении тарифов на коммунальные платежи, о закрытии в городе молочных кухонь, прокурорские работники держали под жестким контролем плату за дошкольные учреждения. Эти решения прокуратуры были для мэра тем более неприятны, что речь шла о социально значимых вопросах, в которых симпатии населения были явно на стороне прокуратуры, а не стремившейся сократить расходы городской администрации.

Во-вторых – и это еще важнее – на исходе пребывания Аникина на посту областного прокурора у него произошло «лобовое столкновение» с Лебедевым, последствия которого ощущаются и сейчас. Позиционная война перешла в острую фазу. Началось все в июне 2005 года, когда в мэрии произошла выемка документов. Расследовалось дело первого зама мэра города Олега Кудряшова (обвинявшегося в превышении должностных полномочий), но мэр встал горой за своего ближайшего соратника. Лебедев вместе со своим адвокатом тогда пытались не допустить в здание «оперов» и даже сорвать составление протокола о выемке. В ответ прокуратура настояла на отстранении Лебедева от исполнения обязанностей и возбудила уголовное дело против мэра и адвоката. Последнего удалось посадить на скамью подсудимых – он был признан виновным и совсем недавно отбыл срок. Мэру же тогда удалось отбиться – весной 2006 года Генпрокуратура (в то время ее возглавлял еще Владимир Устинов) пришла к выводу о незаконности возбуждения дела. После этого областная прокуратура была вынуждена, хотя и без какого-либо энтузиазма, закрыть дело.

Казалось, что мэр победил, а его резко конфронтационная линия в отношениях с прокуратурой полностью оправдалась. Ведь в разгар конфликта Лебедев дал крайне эмоциональную пресс-конференцию, на которой обвинил прокуратуру в предвзятости и рассказал журналистам, что областное прокурорское начальство оказывало на него давление, утверждая: «Работать мы вам здесь не дадим!». Доказательств привести мэр не мог, но шум в городе был поднят немалый. А на одной из встреч со своими сторонниками Лебедев даже обещал «сорвать погоны» с врагов города. Нет ничего удивительного, что подобные высказывания российские правоохранители (как и их коллеги во всем мире) воспринимают как личное оскорбление. Кстати, Лебедев, находясь на посту мэра, из-за своей эмоциональности и конфликтности испортил отношения не только с прокурором, но и с начальником областного УВД Александром Куликовым, который был вынужден обмениваться резкими открытыми письмами с городским руководством.

К моменту закрытия уголовного дела в отношении Лебедева Аникин уже был переведен в Приморский край – один из наиболее криминогенных субъектов Федерации. Его деятельность на этом посту привлекла внимание нового руководства прокурорского ведомства – в августе прошлого года государственный советник юстиции второго класса (генерал-лейтенант) Александр Аникин был назначен начальником управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры. Войдя в круг своих обязанностей, он стал выступать с масштабными инициативами: предложил восстановить институт конфискации имущества и ввести предварительный финансовый контроль бюджетов всех уровней.

И вот теперь начальник антикоррупционного управления делает первый жесткий шаг, причем не случайно, что объектом стал «старый знакомый» Аникина, которого он так и не смог «дожать» в свою бытность областным прокурором. Похоже, что доведение до конца этого дела становится для прокурорского генерала делом принципа. А вся эта история является наглядным доказательством правила – не стоит ругаться с силовиками, конфликт с которыми может привести к самым негативным последствиям даже спустя несколько лет.

Источник: solomin

Оцените статью
OTKROVENIE.NET
Добавить комментарий