Сенатор платил по $100 тысяч за каждое убийство
Вынесен приговор группировке кингисеппских киллеров
На прошлой неделе Мосгорсуд вынес приговор семи членам так называемой кингисеппской преступной группировки. В общей сложности они получили 111 лет заключения за совершение пяти заказных убийств коммерсантов в Уфе и Москве и одно покушение на убийство. Установлено, что одним из активных участников банды киллеров был бывший офицер-подводник Александр Пуманэ, забитый до смерти во время допроса в ОВД «Пресненский». Заказчиком же по крайней мере двух преступлений следствие считает арестованного в январе этого года бывшего члена Совета федерации Игоря Изместьева.
На банду киллеров сотрудники ФСБ и МВД вышли после случайного задержания в сентябре 2004 года в Москве петербуржца Александра Пуманэ. В его «пятерке» милиционеры обнаружили несколько взрывных устройств. Отрабатывая контакты бывшего офицера-подводника, оперативники выяснили, что он и еще около десятка человек входили в группировку, сформированную в Кингисеппском районе Ленинградской области. Банда специализировалась на совершении заказных убийств, в основном в сфере нефтяного бизнеса.
Первыми перед судом предстали Валентин Бар-Бирюков, Марсель Гарифуллин, Юрий Зяблов, Алекcандр Иванов, Игорь Ульданов, Сергей Хомутов, а также Андрей Иванов. Судебный процесс по их уголовному делу стартовал в ноябре прошлого года. Причем один из руководителей ОПГ Сергей Финагин по прозвищу Фин был задержан только в декабре, в связи с чем его дело было выделено в отдельное производство. Он-то и сделал сенсационные признания о причастности к ряду преступлений бывшего члена Совета Федерации от Башкирии Игоря Изместьева, что позволило наконец предъявить экс-сенатору обвинение в организации двух заказных убийств. Изместьев был задержан в Киргизии 16 января и этапирован в Москву, где его поместили в следственный изолятор «Лефортово». Этому предшествовало решение башкирского парламента об отзыве своего представителя из Совета федерации.
В ходе судебного процесса в Мосгорсуде полностью признал свою вину и раскаялся лишь один из подсудимых — Александр Иванов. Поэтому его поместили в отдельную клетку. Именно на его показаниях в основном и строилось все обвинение. Допрошенный в суде как свидетель Сергей Финагин также заметно помог прокуратуре. Он подтвердил, что в середине 90-х группировка перешла «под Изместьева», потому что экс-сенатор больше платил — по $100 тысяч за каждое убийство. Финагин сообщил, что из пяти вмененных подсудимым убийств (совершенных с 1994 по 2002 год) два были непосредственно заказаны башкирским сенатором. Так, в декабре 1999 года по его заданию Александр Пуманэ расстрелил в Москве сотрудника фирмы «Ронекс» Олега Булатова. А в апреле 2001 года Пуманэ убил бывшего главного бухгалтера Башкирской нефтехимической компании Валерия Сперанского. Кто был заказчиком остальных преступлений — убийства директора по производству Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода Салавата Гайнанова (январь 1994 года), главбуха «Группы Плаза» Людмилы Красногир (ноябрь 2001 года), председателя правления фирмы «ВМС-Октан» Василия Хитаришвили (декабрь 2002 года) и покушения на убийство акционера ЗАО «Компания САН» Михаила Орлова (август 2000 года) — так и осталось неизвестным.
27 февраля коллегия присяжных, с участием которых слушалось дело, признала подсудимых виновными практически по всем пунктам обвинения. Лишь с Бар-Бирюкова жюри сняло обвинение в перевозке оружия. Заслуживающим снисхождения «народные судьи» сочли лишь Марселя Гарифуллина. Он добровольно вышел из банды и отказался убивать одну из жертв (Василия Хитаришвили). В суде Гарифуллин признался, что больше не смог участвовать в подготовке убийств.
На оглашение приговора судья Дмитрий Фомин потратил около часа. Из него почти десять минут ушло на то, чтобы перечислить изъятый у участников банды арсенал: ножи, пистолеты, револьверы, винтовка, автоматы, почти 3 тысячи патронов, мины, тротиловые шашки, электродетонаторы, гранаты, боевые взрыватели, СВУ, пластит, тротил и другое. Все это время подсудимые прятали лица от фото- и телекамер, закрываясь тетрадками.
Согласно вердикту они были признаны виновными в соучастии и совершении убийств в составе организованной преступной группы, незаконном хранении оружия и боеприпасов, а также в бандитизме. Как отметил судья, за свою «работу» каждый из членов банды получал «гонорар» в размере $10 тысяч. «Об устойчивости и стабильности преступной группы говорит тот факт, что она существовала более 10 лет», — сообщил судья.
Минимальное наказание — 13 лет лишения свободы в колонии строгого режима — суд назначил Александру Иванову, оказавшему активную помощь в раскрытии преступлений и изобличении соучастников. 14 лет получил Игорь Ульданов, на год больше — Сергей Хомутов и Марсель Гарифуллин. На 16 лет был осужден Юрий Зяблов. Максимальный срок — 19 лет лишения свободы — суд определил Валентину Бар-Бирюкову и Андрею Иванову. Защитники подсудимых были недовольны исходом дела и сразу же заявили, что будут обжаловать приговор. Главным образом их возмутил тот факт, что Александр Иванов «за участие в пяти убийствах получил меньше всех, хотя при этом являлся прямым исполнителем одного». «Остальные же не принимали непосредственного участия в убийствах, но получили больше», — отметил защитник Андрея Иванова Сергей Донченко. По мнению адвокатов, многие из совершенных преступлений по почерку подходили именно Александру Иванову. Однако следствие все списало на убитого Пуманэ, а Иванова, который сдал своих подельников, вывело из-под уголовной ответственности. «Суд даже не обратил внимания на показания остальных подсудимых, которые утверждали, что именно Александр Иванов, а не Пуманэ совершил некоторые убийства, например Сперанского и Булатова», — добавил Донченко.
Стоит отметить, что это не последний приговор, вынесенный киллерам кингисеппской группировки. В настоящее время Генпрокуратура продолжает расследование в отношении еще нескольких членов ОПГ, в числе которых один из первых лидеров банды Имран Ильясов. В Мосгорсуд передано и уже слушается дело в отношении бывших сотрудников Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Юрия Васильева и Дениса Пинчука. Их также обвиняют в причастности к банде киллеров. Правда, Васильеву и Пинчуку вменяют куда менее кровавые эпизоды. В частности, подрыв бомбы у здания прокуратуры Ленинградской области в 2002 году и покушение на убийство одного из «кингисеппских», Александра Абрамова. В обоих случаях погибших не было.