Прогноз на саммит Россия-ЕС. Мнение политиков
26-27 июня в Ханты-Мансийске пройдет саммит Россия — ЕС, на котором будет объявлено о старте переговоров по новому соглашению о стратегическом партнерстве между Россией и Евросоюзом. В подходах сторон к договору есть различия: Европа хочет досконально прописать все нормы и правила поведения, тогда как Россию устраивают «общие рамки». В чем причины такого различия? И вообще, кому больше нужно такое соглашение? На эти вопросы РИА Новости ответили европейские политики — представители Еврокомиссии, внешнеполитических ведомств и парламентов стран ЕС.
Бенита Ферреро-Вальднер, комиссар ЕС по внешним связям
На саммите в Хельсинки в 2006 году Евросоюз и Россия согласились с тем, что им необходимо модернизировать институциональную структуру и выстроить новое партнерство для последующего поколения европейцев, поскольку как в России, так и в ЕС произошли изменения с того времени, как в начале 1990-х было заключено текущее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.
Европейская комиссия только что получила мандат от 27 стран-участниц ЕС на проведение переговоров о новом соглашении, и официальное начало этих переговоров состоится на саммите ЕС-Россия в Ханты-Мансийске.
Новое соглашение объединит в себе институциональные рамки, имеющие обязательную юридическую силу, с амбициозной программой для равных партнеров, направленной на разъяснение наших задач и на построение взаимного доверия.
Характерными чертами сотрудничества ЕС и России станут: политическое взаимодействие, нацеленное на результат; глубокая экономическая интеграция; единое «игровое поле» для взаимного сотрудничества в области энергетики, основанного на принципах Договора к Энергетической хартии; еще более тесное взаимодействие в области свободы, безопасности и правосудия, а также создание открытых друг для друга систем образования и науки.
Питер Мандельсон, комиссар ЕС по внешней торговле
Важно отметить, что обе стороны осознают необходимость стратегического партнерства. Мы хотим подписать содержательное и емкое соглашение, которое определило бы ориентиры, задавало бы ряд параметров, служило бы руководством для построения наших отношений в будущем. Мы согласовали круг обязанностей, согласовали цели, мы даже согласовали, что начнем переговорный процесс во время предстоящего саммита Россия-ЕС.
Я настроен весьма оптимистично относительно нашего партнерства. Я думаю, что и Европа, и Россия могут очень во многом друг другу посодействовать. Мы являемся ориентирами друг для друга в целом ряде различных областей — экономике, торговле, инвестициях. Мы можем очень многое друг другу предложить. Сейчас мы должны сосредоточиться на том, чтобы действовать по справедливым законам, по простым правилам, а также согласовать условия для ведения торговли и вложения инвестиций.
Если наши мнения относительно того, насколько детализированным должно быть соглашение, разойдутся, я уверен, что мы сумеем найти золотую середину, которая устроит обе стороны.
Йоханнес Айгнер, руководитель отдела по вопросам расширения ЕС Министерства иностранных дел Австрии
Переговоры по сути означают, что поиски согласия начинаются подчас с совершенно различных позиций. Только те, кто не осознают всей сложности отношений ЕС и России, могут рассчитывать на быстрое и простое завершение подобных переговоров. Соглашение одинаково важно для обеих сторон, так как их отношения носят исключительно интенсивный характер и тесно переплетены экономически.
Гергана Грынчарова, министр по европейским вопросам Республики Болгария
В современном мире в условиях всеобщей глобализации соглашения между отдельными игроками на мировой экономической и политической сцене являются наиболее правильным решением. Европейский союз, созданный во имя мира и выработки социальной политики, твердо убежден именно в этом подходе. И он также успешен и со стратегической точки зрения. Отвечая на вопрос о причинах различий, скажу, что различия — это основная движущая сила происходящих в Европе процессов. С точки зрения европейской модели они никогда не являлись помехой для поиска разумных и взаимно полезных решений. Различия стимулируют конкуренцию не только в экономической сфере, но и в области идей и решений. У меня нет сомнений, что ЕС и Россия нужны друг другу и уже обладают значительным потенциалом для взаимовыгодного партнерства. Россия — самый большой сосед ЕС, это страна с быстро развивающейся экономикой, крупный производитель потребительских товаров, третий по величине торговый партнер ЕС. Европейский союз за последние пять лет осуществил самое масштабное расширение в своей истории, и в настоящее время целый ряд стран ведут переговоры о членстве в этой организации. Это делает ЕС исключительно привлекательным с точки зрения инвестиций. У нас есть серьезные основания для продолжения и модернизации партнерства.
Начало переговоров по новому соглашению определит будущие цели стратегического партнерства России и ЕС. В центре, конечно, будут энергетические проблемы. Россия является основным поставщиком энергии в ЕС. В результате взаимного сотрудничества Россия имеет дополнительные возможности для развития своей экономики. Участники переговоров демонстрируют понимание рассматриваемых вопросов. В ходе развития энергетического партнерства ЕС поддерживает прозрачность, взаимный интерес и отсутствие дискриминации. В ЕС положительно оценивается интерес России к Европейской рамочной программе по вопросам исследований и технологического развития. Нам необходима модернизация институциональных рамок партнерства, необходим всеохватывающий и конкретный документ.
Не сомневаюсь, что России нужен сильный ЕС, а ЕС нужна стабильная Россия, поскольку, когда мы говорим о решении таких проблем, как неконтролируемая миграция, трансграничная преступность, наркотрафик, изменение климата, то не следует заблуждаться, что мы сможем решить их по отдельности.
Считаю, что новое Соглашение заложит хорошую основу для решения актуальных проблем, включая проблемы двустороннего характера.
В то же самое время мы должны продолжать работу по «дорожным картам, по общему экономическому пространству, общему пространству свободы, безопасности и правосудия, общему пространству внешней безопасности, общему пространству исследований, образования и культуры. Для Болгарии в рамках общего пространства внешней безопасности приоритетным является сотрудничество с Россией в Черноморском регионе и Центральной Азии.
Джим Мерфи, министр по европейским делам Министерства иностранных дел Великобритании
Европейский союз и Россия имеют много общих интересов и сталкиваются со многими похожими проблемами. Поэтому Великобритания считает, что подписание амбициозного, фундаментального и широкомасштабного соглашения, охватывающего такие важные вопросы, как энергетическая безопасность, изменение климата, торговля, права человека и власть закона, в интересах как ЕС, так и России. Это отражает масштабы и значимость отношений между Евросоюзом и Россией.
Великобритания также разделяет мнение российского правительства относительно того, что соглашение должно носить обязательный характер. Основательное, юридически обязательное соглашение поможет ЕС и России выстроить стабильное и тесное долгосрочное сотрудничество, основанное на взаимопонимании и общности целей, когда обе стороны будут уверены в том, что любые разногласия могут быть разрешены при помощи прозрачной системы установленных правил. Это сделает отношения более устойчивыми и предсказуемыми и пойдет на благо обеим сторонам.
Майк Гейпс, глава комитета по международным делам Палаты общин британского парламента
Я считаю важным, что саммит состоится, но программа очень обширная, и я полагаю, что изначально не стоит ожидать каких-либо значимых результатов. Важно, что продолжается работа на целом ряде направлений, связанных как с экономическими отношениями, так и вопросами более широкого характера. Что же касается улучшения отношений на долгосрочную перспективу, то у британского правительства, так же как и у правительств других стран, есть ряд конкретных вопросов, которые необходимо обсудить.
Как известно, между Великобританией и Россией существует ряд проблем двустороннего характера, и мы серьезно обеспокоены нерешенными вопросами относительно экстрадиции, а также деятельности Британского Совета в России.
Я предполагаю, что Россия захочет практически полностью сосредоточиться на экономическом аспекте сотрудничества, и, как я считаю, Европейский союз захочет поднять проблему прав человека и вопросы политического характера.
Андреас Шокенхофф, Заместитель председателя фракции ХДС/ХСС в бундестаге, Координатор германо-российского сотрудничества по линии общественности при правительстве Германии
Новое соглашение о партнерстве и сотрудничестве должно отражать, что отношения между ЕС и Россией в последние годы не только существенно углубились, но и то, что они должны и дальше интенсивно развиваться. До тех пор, пока мы не скоординируем необходимые юридические нормы и их содержание, мы не сможем установить тесное партнерство в энергетической сфере, создать зону свободной торговли или добиться облегчения визового режима. Общее рамочное соглашение было бы лишь оболочкой без конкретного содержания. Но этого не хотят ни Россия, ни ЕС. Соответственно, в наших общих интересах — конкретно оговорить различные нормы и административные положения.
Максим Ферхахен, министр иностранных дел Голландии
Прежде всего, я хочу подчеркнуть, что Нидерланды придают большое значение хорошим отношениям с Россией. Это относится как к нашим двусторонним отношениям, так и к отношениям Европейского союза с Россией. Как в двустороннем плане, так и в рамках ЕС, Нидерланды стремятся к укреплению отношений с Россией путем диалога и осуществления конкретных проектов.
Укрепление и углубление отношений между ЕС и Россией отвечает нашей общей заинтересованности в безопасности и стабильности и способствует росту экономических связей.
26 — 27 июня в Ханты-Мансийске состоится встреча на высшем уровне ЕС — Россия. Я надеюсь, что на этом первом саммите с участием президента Дмитрия Медведева будет дан позитивный импульс переговорам о новом стратегическом соглашении между Европейским союзом и Россией.
Естественно, я не могу опережать события и говорить о том, какие предложения относительно стратегического соглашения внесет мой российский коллега министр иностранных дел Сергей Лавров. Но я могу кое-что сказать о том, что в этом плане делается в Европейском союзе. В ЕС входят 27 государств, и мы в результате нелегких переговоров смогли достичь консенсуса, смысл которого в том, что мы хотим заключить соглашение с Россией.
Некоторые соглашения прописаны весьма подробно. Преимущество этого в том, что ЕС и Российская Федерация будут знать, что они могут ожидать друг от друга. Ведь обоюдные ожидания, базирующиеся на достоверности и ясности, являются решающим элементом любых отношений.
На вопрос, кто из двух партнеров больше нуждается в таком соглашении, я бы ответил: и тот, и другой. Как я уже сказал, у Европейского Союза и России так много общих интересов в Европе, включая энергетические, что новое соглашение будет выгодно как ЕС, так и Российской Федерации.
Дора Бакоянни, министр иностранных дел Греции
Россия — очень важный партнер для Европейского Союза. Отношения ЕС и России должны быть особенно тесными. К данному саммиту была проведена очень важная подготовительная работа. Страны ЕС сняли существовавшие озабоченности. Надеюсь, что этот саммит увенчается полным успехом.
Майкл Мартин, министр иностранных дел Республики Ирландии
Я рад, что Европейский Союз смог получить мандат на переговоры о новом соглашении с Россией… Я с нетерпением ожидаю официального начала переговоров на саммите Россия-ЕС 26-28 июня. Эти переговоры, которые со стороны ЕС будет вести Еврокомиссия, займут немало времени, учитывая значение, которое придается отношениям между Россией и ЕС, и широкий круг вопросов, представляющих интерес для обеих сторон, число которых с годами, по всей видимости, будет лишь расти.
Пьер Вирджилио Дастоли, директор представительства Евросоюза в Италии
Я полагаю, что новое соглашение о стратегическом партнерстве станет важным документом, главным образом, потому, что у нас есть много общих интересов и нам необходимо укреплять сотрудничество. Соглашение оживит отношения между Евросоюзом и Россией. И оно, конечно же, целесообразно. В качестве сфер общих интересов можно назвать вопросы энергетики, климатические изменения, растущие цены на продовольствие.
Мы должны установить правила во всех областях деятельности. Я не уверен, что эти правила должны быть прописаны детально. У нас существуют культурные, юридические, геополитические различия, но мы хотим лучше узнать друг друга. Так, мы хотели бы разъяснить россиянам, каковы наши интересы и как мы собираемся их защищать. Но всегда надо помнить, что такая защита не направлена против кого-либо. Примерно так же и россиянам следует понимать наши критерии и потребности, и разъяснять нам, в чем же заключаются их интересы.
Кто больше нуждается в заключении соглашения о стратегическом партнерстве? Ответ прост: обе стороны — и Россия, и Европа. Географы утверждают, что не существует двух отдельных континентов, европейского и азиатского. Существует Евразия. И мы все живем на этом континенте. Мы все — часть одной и той же Природы. Поэтому мы должны продолжать оставаться партнерами.
Янис Урбанович, депутат Сейма Латвии, председатель парламентской фракции «Центра согласия»
Различие в подходах действительно существует.
Почему же ЕС хочет детально прописать все нормы и правила поведения в новом соглашении о стратегическом партнерстве с Россией? Основная причина заключается в том, что Евросоюз организационно состоит из множества членов, которые хотят максимально гарантировать и защитить свои интересы в двусторонних отношениях с Россией. Иными словами, для них важно содержание документа, а не его форма.
Такой подход вполне понятен, но вряд ли сейчас достижим. Какими бы благими намерениями не был продиктован.
С другой стороны, принятие документа декларативного характера, что-то «об общих рамках…», также не имеет будущего: впоследствии к нему придется прилагать множество других документов, что придаст ему как дополнительные плюсы, так и множество минусов.
Как мне представляется, наилучшим вариантом было бы заключение развернутого договора на основе ранее обозначенных «четырех дорожных карт».
Этот подход приемлем для обеих сторон, соответствует опыту последних десяти лет и хорошо просматривается на перспективу. При благоприятном исходе такой договор может иметь бессрочный характер. Это первое.
Во-вторых, сейчас важен сам факт достижения данного соглашения. Причем, для ЕС, возможно, оно ценнее, чем для России.
Для Евросоюза главным вопросом остается его способность выработать общие подходы к европейско-российским отношениям для всех 27 его стран. И не только самих подходов, но и способов их реализации.
Интересы России довольно легко предугадать и спрогнозировать. Для России важен опыт достижения конкретных соглашений с такой сложной организацией, как ЕС. Не будем забывать, что Евросоюз соседствует с Россией, и наличие такого Соглашения будет, несомненно, иметь для нее большое как внешнее, так и внутреннее значение — в смысле конкретизации ее внешнеполитических, экономических, социальных и многих других целей и устремлений.
Николай Довгелевич, министр по вопросам европейской интеграции Польши
Польша рассчитывает, что ближайший саммит ЕС-Россия (Ханты-Мансийск, 26-27 июня 2008 года) будет способствовать конструктивному диалогу между Европейским Союзом и Россией. Польша прекрасно осознает важность всеобъемлющих и сбалансированных отношений с Россией, базирующихся на взаимном доверии.
Польша ожидает, что саммит будет способствовать поиску компромисса по нерешенному вопросу о вступлении России в ВТО ( железнодорожные тарифы, экспортные пошлины на необработанную древесину, тарифы за пролеты над Сибирью).
Польша приветствует начинающиеся переговоры о новом соглашении ЕС-Россия. Одновременно, Польша выражает признательность Словении — стране, председательствующей в ЕС, Еврокомиссии, и государствам-членам Евросоюза за солидарные усилия по окончательному достижению соглашения по поводу мандата на новые переговоры с РФ, которое было достигнуто 26-27 мая 2008 года.
Польша надеется, что новый договор с Россией будет способствовать дальнейшему развитию политических и экономических связей 27 государств ЕС с РФ.
Европейский Союз и Россия — больше, чем просто соседи. Между ними существуют обширные экономические, культурные, общественные и политические контакты, на базе которых обе стороны могут выработать форму стратегического партнерства. Готовность сторон заключить соглашение на основе четко очерченных принципов, транспарентности и взаимной выгоды станет гарантией успеха этих усилий и надежности контрактов. Новое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве должно открыть новую страницу в истории отношений ЕС-РФ.
Урмас Пает, министр иностранных дел Эстонии
Переговоры по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве предоставляют России и ЕС прекрасную возможность найти решение проблем, существующих между ними. Соглашение необходимо обеим сторонам и, чем более детализированным оно будет, чем точнее в нем будут прописаны все основные моменты, тем лучше. Поэтому я не раз повторял, что переговорный процесс нужно начать как можно скорее, и я рад, что переговоры начнутся в Ханты-Мансийске.
Существует ряд вопросов в отношениях между ЕС и Россией, которые необходимо более четко отрегулировать. Важно, чтобы в соглашение были включены все разделы «дорожной карты» для четырех общих пространств, так же, как и принципы Энергетической хартии. Учитывая активные торгово-экономические связи между ЕС и Россией, создание механизма для разрешения разногласий в вопросах торговли является основополагающим. Для Эстонии также важны такие вопросы, как железнодорожные тарифы, таможенные пошлины на лесоматериалы, очереди на пограничных переходах и защита инвестиций.
Источник: РИА «Новости»