Уже два года передача «В мире животных» существует без ее бессменного, казалось бы, ведущего Николая Дроздова. Сейчас все силы профессор отдает работе в МГУ.
В интервью «Собеседнику» Николай Николаевич откровенно рассказал о том, почему ушел с телевидения, а также о том, как Познер неожиданно стал называть его своим другом.
«Ушел с телевидения из-за перегруза» – Сейчас моя основная работа – это кафедра биогеографии географического факультета МГУ, – говорит Николай Николаевич. – С марта работаем онлайн из дома. Не жалею ли я, что ушел с телевидения? Это уже был для меня такой перегруз! – Но ведь вы являлись бессменным ведущим программы!
– Не совсем так. Первым ведущим нашей передачи был ее основатель Александр Згуриди. Затем он передал ведение Василию Пескову – знаменитому журналисту и писателю-экологу. Были 70-е годы. Меня в то время Згуриди брал на съемки своих фильмов как научного консультанта. Мы снимали вместе фильм «Рикки-Тикки-Тави», где главные роли играли Алексей Баталов и Маргарита Терехова. Через два года Песков меня упросил: «Коль, давай попробуем вести через раз: одну – ты, другую – я». Эта идея понравилась руководству, и Пескову стало легче. Я стал втягиваться, но это сильно тормозило мою научную деятельность. Кандидатскую я быстро написал, а вот с докторской дело затянулось. В 90-м году Песков и вовсе сказал, что больше не может работать в программе, потому что собрался в далекое путешествие. Вот так мне пришлось стать третьим по счету ведущим передачи «В мире животных». Десять лет я работал над передачей, все-таки защитил докторскую, стал профессором. Но в последнее время стало сложно совмещать мою основную работу и телевидение.
– В интернете читала, что вы со студенчества дружите с Познером. Это правда?
– С Познером мы никогда не дружили. В «Википедии» пишут: «Дроздов подружился с Познером в университете». Поступали мы вместе на один и тот же факультет в один год, но это не значит, что мы дружили. Я его и в глаза не видел тогда. У него была другая компания. Я же дружил с зоологами. Ко всему прочему, я проучился на этом факультете всего полтора года. Что меня удивило: в своей биографии он писал, что перед поступлением в вуз проходил комиссию в военкомате вместе с Дроздовым. Мне рассказали об этой истории. Я еще тогда спросил: «Зачем придумывать?» Он, очевидно, забыл, что на время поступления ему было 19, а мне 16. Меня не могли вызвать на медкомиссию.
– А почему проучились в университете всего полтора года?
– Я закончил МГУ в 63-м году: у меня на это ушло десять лет. Полтора года я проучился на биофаке, а потом решил поработать. Ушел из университета на втором курсе. Пошел работать на швейную фабрику, мне это казалось интересным. Сказал родителям, что хочу сам зарабатывать. Зарплата моя была 700 рублей: нам платили 100 рублей за каждый пошитый костюм. Мне повезло с наставником, он умел делать сложнейшие операции с тканью, учил меня разным приемам в шитье. Он был глухонемым, можете себе представить?
– Как же вы сработались?
– Я сначала тоже не понял, как буду у него учиться. Но мне сказали, чтобы я не беспокоился. Мы садились и молча шили. Другие сидели со своими учениками, разговаривали постоянно, а мы были заняты делом. Полгода я проработал учеником, а потом мне дали задание сшить пальто, которое нужно было сдать на разряд. У портных тогда были разряды от 3-го до 8-го. Обычно давали сразу от 3-го до 5-го, если сошьешь хорошо. Когда я работал над этим пальто, старался применять самые сложные приемы. Строгая комиссия присудила мне седьмой разряд сразу! Но вскоре я ушел. Проработав полтора года, я снова вернулся к учебе. Поступил в педагогический институт на кафедру зоологии. А оттуда через три года вернулся в МГУ. Но уже на географический факультет на кафедру биогеографии, на которой и работаю до сегодняшнего дня. «Вегетарианство очень помогло мне»
– Часто людям вашего поколения говорят: «Дайте дорогу молодым!» Что вы на это скажете?
– Я так и сделал, пошел к ректору после 50 лет моего преподавания и сказал: «Я ощущаю, что некоторые сотрудники, которые были и моими студентами, тоже хотят читать лекции, а я занимаю их место». Решил стать профессором-консультантом, без обязанности читать лекции. Ректор предупредил, что моя зарплата уменьшится, но мне была важнее добрая атмосфера в коллективе. Мои лекции молодые преподаватели разобрали, читают с удовольствием. Я никому не мешаю. Когда надо, выступаю, могу прочесть разовые лекции. Что касается телевидения, я сам воспитал себе замену. У нас очень давно на съемочной площадке стал появляться сын наших сотрудников Лапиных, мальчик Алёша. Его не с кем было оставить, вот он и привыкал к студийной атмосфере. С 5 лет мы начали его приобщать к передаче, создали рубрику «Детская страничка». Затем он стал юным корреспондентом, начал вести свои репортажи. И когда в 15 лет он стал выше меня ростом, я уговорил его родителей сделать его моим соведущим. Сейчас он уже два года ведет эту передачу самостоятельно. Русское географическое общество в юбилейный год вручило нам золотую медаль Сенкевича из рук нашего президента Путина.
– Николай Николаевич, мы знаем, что вы придерживаетесь вегетарианства. Как это сказалось на вашем здоровье?
– Вегетарианство помогло мне жить здоровой жизнью, легко переносить различные травмы и переломы, а их было немало за время моих походов и путешествий. Появилась умеренность в еде. Режим я начал соблюдать с 90-х годов благодаря крупному ученому и спортсмену Юрию Петровичу Гущо. У меня болела нога так, что я даже взял в руки палочку. Гущо спросил: «Вы что, не понимаете, почему у вас болит нога? У вас 25 килограммов лишнего веса. Не надо держать диеты. Есть четыре продукта, которые вы можете есть сколько угодно, при этом полкило в день будет уходить».
– Это какие продукты? – Капуста, листовой салат, огурцы и болгарский перец. Я стал так питаться, но добавил в свой рацион еще два продукта. Конечно, я ем и тыквенный суп, и яблоки, заваренную курагу, чернослив. Стараюсь раньше ложиться спать. Встаю всегда в 6–7 утра, провожу зарядку от получаса до двух часов, туда входят всевозможные упражнения, в том числе и йога. Стараюсь пить много воды. Каждый день занимаюсь ходьбой, прохожу хотя бы три-четыре километра. После 18 часов стараюсь не есть. Я про себя придумал шутку: «А этот ест одни овощи и все еще жив?!»